КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 24 страница
Планирование деятельности компании позволяет осуществлять предварительную организацию деятельности в соответствии с поставленными целями. Планируя сбытовую политику, компания решает ряд важных вопросов и по организации сети сбыта: выбирает стратегию сбытовой политики и политику организации каналов товародвижения во взаимоувязанное™ с основными задачами компании; определяет типы каналов товародвижения, их сочетание по различным группам товаров и сегментам рынков; определяет число уровней канала (число участников сбыта по всей сбытовой цепочке), выбор системы руководства каналами сбыта, установление ширины канала товародвижения (число независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепочки канала товародвижения); формулирует уровень интенсивности канала товародвижения — исключительное распределение и сбыт, избирательный сбыт (среднее число сбытовых организаций на конкретном рынке), интенсивный сбыт (большое число компаний на конкретном рынке); оценивает целесообразность использования простых и сложных каналов сбыта; выбирает оптимальную структуру комбинирования и сочетания разнообразных каналов сбыта по всему ассортименту выпускаемой продукции. План маркетинга — один из элементов политики компании, составляемый одновременно с другими планами (финансовыми, производственными и т.д.), более общими программами маркетинга в долгосрочном периоде, более частными программами в краткосрочном периоде. Нужно следить за тем, чтобы все эти планы и программы были полностью увязаны между собой. План должен быть гибким, допускать внесение поправок и изменений, обусловленных изменениями в положении компании. Общий план слагается из двух частей — стратегического плана и плана маркетинга. Контроль в этом процессе заключается в замерах и анализе результатов, достигнутых в рамках стратегического планирования маркетинга, и в проведении соответствующих корректирующих действий. Осуществлением планов руководит служба маркетинга. Связь плана, организации и контроля характеризует схема, представленная на рис. 40.7.
Охарактеризуем подробнее процесс планирования маркетинга. После уточнения типа производства, которым будет заниматься компания, необходимо разработать детализированные планы: производства, выпуска товаров, выпуска марочных изделий, рыночной деятельности. Все они объединяются в план маркетинга, который определяет основные направления деятельности компании и позволяет лучше понимать поведение потребителей, осуществлять планирование производства продукции, ее продвижения и сбыта, планирование цен. Планирование маркетинга заставляет компанию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде. Этот план определяет альтернативные действия, которые может предпринять компания, создает основу для распределения ресурсов, демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности. Маркетинговые программы являются ядром рыночной деятельности, основой планирования производства по каждому продукту в каждом хозяйственном подразделении компании. Программа маркетинга — это основополагающий документ, который устанавливает конкретно, кто, что, когда, где и каким образом должен делать. В рамках маркетинговых программ находят оптимальное сочетание в производстве следующие направления: разработка принципиально новых видов продукции, обладающих качественно новыми технико-экономическими характеристиками; модификация производимых видов изделий применительно к требованиям и запросам конкретных покупателей; усовершенствование выпускаемой продукции на базе собственных новейших научно-технических разработок, создание новых видов продукции с применением патентов и лицензий. К основным элементам плановой стратегии маркетинга относятся: 1. Схема распространения товаров через собственные фирменные магазины; через торговых посредников. 2. Ценообразование — методика определения цен на товары, ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства. 3. Реклама — методы организации рекламы; величина средств, необходимых для ее реализации. 4. Методы стимулирования продаж за счет расширения сбыта, посредством новых форм привлечения покупателей. 5. Организация послепродажного обслуживания — методы организации службы сервиса; объем необходимых для этого финансовых ресурсов. 6. Формирование общественного мнения о компании и товарах — разработка методик, позволяющих добиться хорошей репутации своих товаров и самой компании в глазах общественности. План маркетинга состоит из следующих разделов: а) сводка контрольных показателей; б) изложение текущей маркетинговой ситуации; в) перечень опасностей и возможностей; г) анализ задач и проблем; д) стратегия маркетинга; е) программа действий; ж) бюджеты; з) порядок контроля. Следует отметить, что могут существовать отдельные планы маркетинга для каждого из основных продуктов компании, один интегрированный план, включающий всю продукцию, или общий хозяйственный план с маркетинговым разделом. Производители потребительских товаров обычно используют отдельные маркетинговые планы для каждой ассортиментной группы. Единый интегрированный план маркетинга чаще всего применяется компаниями в сфере услуг. Общий хозяйственный план используется изготовителями продукции производственного назначения. Планы маркетинга могут разрабатываться как сверху вниз, так и снизу вверх. Во втором случае упор делается на цели, бюджеты прогнозы. Сроки и стратегии маркетинга устанавливаются на основе информации продавцов, сотрудников отделов рекламы и других служб маркетинга. Эти планы реалистичны, благоприятно влияют на психологический климат, так как сотрудники отвечают за принятие решений. Но в этом случае могут возникать трудности при координации и сведении планов в единый интегрированный план и увязке решений различных проблем, противоречивых оценок и др. В первом случае таких проблем не возникает. Плановая деятельность централизованно управляется и контролируется, обеспечивая единое направление маркетинга. Тем не менее уменьшается возможность реалистичного планирования, ограничивается вовлеченность сотрудников в принятие решений, ухудшается психологический климат в коллективе. Эти два подхода сочетаются, если руководство устанавливает ключевые цели и направления, а сотрудники, занимающиеся сбытом, рекламой, товарами и др., разрабатывают планы реализации поставленных задач. Особое значение имеет планирование на основе оптимизации прибыли. При низком уровне затрат на изучение рынка большой рост объема сбыта невозможен вследствие обслуживания не всех потенциальных потребителей либо его недостаточной эффективности. Более высокий уровень затрат на маркетинг обеспечивает и растущий уровень сбыта, но при дальнейшем увеличении расходов темп роста сбыта резко снижается. Этот эффект называется «маркетинговый перебор». Снижение темпов объясняется достижением верхнего предела потенциального спроса, интенсификацией маркетинговых усилий всех компаний конкретного целевого рынка. 40.4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 40.4.1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в рыночной экономике, регулирования их направления и динамики, обеспечении нормального функционирования компаний и организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые на всех уровнях прогнозы, программы и планы являются важнейшими инструментами реализации хозяйственной политики соответствующих субъектов управления. Они позволяют организовать четкую, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных бизнесом задач. Планирование можно определить как одну из функций управления, причем приоритетную, заключающуюся в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обоснований их оптимальности, в обеспечении возможности практической реализации и проверки выполнения намеченного. Рыночным отношениям чужда система административного навязывания хозяйствующим субъектам планов их действий, поскольку они полностью самостоятельны в правовом и экономическом отношениях. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующими в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами. Имеются и различные объективные обстоятельства, обусловливающие потребность планирования в рыночном хозяйстве. К ним относится неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость хозяйства, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д. Важен также систематический рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Кроме того, характерен рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных «внешних эффектов» экономической деятельности. Нельзя не отметить также развития все более сложных взаимодействий друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения интеграционных процессов. Невозможно оставить в стороне, кроме того, обострение глобальных проблем современности (продовольственной, истощения невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшения состояния окружающей среды и др.). Многоаспектность планирования отображает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием. Как ведущий элемент системы управления планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов, а также собственников компаний. В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешним рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе, все больше возрастает на макро- и микроуровнях социально-экономической системы роль стратегического планирования. Стратегическое планирование представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей компании в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Такое планирование — область деятельности высшего руководства компании, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития, постановке основополагающих целей, распределении ресурсов оптимальным образом, использовании всего того, что дают конкурентные преимущества. В стратегических планах указывается действие факторов, формирующих деловую среду бизнеса (рис. 40.8).
Как управленческий процесс стратегическое планирование исходит из следующих предпосылок: наличие реальных представлений о том, чего компания надеется достичь в будущем; компания должна обладать возможностью и способностью своевременного выявления проблем и механизмов их решения; управленческая реакция на возникновение опасностей и угроз должна следовать не после того, как они уже стали реальностью, а заблаговременно; при возникновении негативных проблем центр тяжести управления должен смещаться в сторону действий по их недопущению и минимизации; потенциал компании призван постоянно «подстраиваться» под открывающиеся возможности и стратегические задачи с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить необходимые позиции на рынке; текущее планирование выступает продолжением, конкретизацией стратегического планирования и осуществляется исключительно в рамках действующей стратегии. Как сфера управленческой деятельности стратегическое планирование состоит в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в ее организации, выступает процессом, посредством которого компании взаимодействуют со своим окружением. В то же время стратегическое планирование — это область научных знаний, где изучаются приемы, инструменты, методология принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению и планированию связана с постановкой целей и задач компании и поддержанием взаимоотношений между ней и окружением, которые помогают добиваться своих целей, соответствует ее внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды. В социально-экономических системах стратегическое планирование затрагивает следующие основные стороны: функциональную, при которой планирование выступает как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов; процессную, в рамках которой планирование рассматривается как действия по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений; элементную, при которой планирование рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов. Функциональный разрез необходим для понимания того, как действует система, каков механизм определения и обеспечения реализации целей. Объектами изучения здесь являются виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, возникновение и разрешение конфликтных ситуаций и т.п., а также результаты деятельности компании, их зависимость от воздействия внешней и внутренней сред. Стратегическое планирование исходит из предпосылки, что для достижения требуемых результатов возможно потребуется изменение как структуры управленческой деятельности в компании, так и ее содержания (например, усиление исследовательских и проектных подразделений, создание самостоятельных служб развития и др.). Процессный разрез необходим для понимания того, как формируется и действует технология управления. Объектами изучения здесь выступают стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.п. Элементный разрез необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, исследования внутреннего строения системы. В этом случае принимаются во внимание организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п. Стратегическое планирование можно рассматривать со следующих точек зрения. 1. Виды деятельности, в компании: маркетинг; исследования и разработки; производство продукции; снабжение; сбыт; управление персоналом. 2. Этапы процесса управления: анализ ситуации и выявление проблем; определение цели; планирование деятельности по достижению цели; осуществление рыночной деятельности; контроль и оценка достигнутых результатов. 3. Элементы механизма планирования: информация; кадры; техника управления; структура компании; финансовые средства; технология процессов управления. Стратегическое планирование представляет собой развернутую долгосрочную концепцию выживания в конкретных условиях. Выделяют четыре уровня знаний, составляющих методологию стратегического планирования. Первый уровень — общефилософский, который отражает совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира. Этот уровень образуют такие науки, как философия, футурология, математика, теория информации и др. Второй уровень - общенаучный, который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации системы. Этот уровень образуют теория систем, кибернетика, теория организации и др. Третий уровень — конкретная методология наук, образующих совокупность знаний об управлении в социально-экономических системах (статистика, менеджмент, социология, право, макроэкономика, микроэкономика, теория управления и др.). Четвертый уровень — методология, методика и технология стратегического планирования. Такое планирование наиболее приближено к практической деятельности и призвано реализовать достижения других наук. Таким образом, уровень развития стратегического планирования зависит от уровня достижений других наук и требований практики. Имеется и обратная связь: стратегическое планирование и управление ускоряют развитие других наук, содействуют появлению новых методов и инструментов исследования. В частности, под его влиянием развивается такая область знаний, как принятие решений в условиях слабоструктури- зованных и неструктуризованных задач управления. Методологической базой стратегического планирования служат системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую компанию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность. Стратегическое планирование в организации основывается на следующих положениях: компании являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей; они создаются для достижения определенной цели (целей); в наличии имеются ресурсы и возможность их преобразования в материальные блага (услуги); затраты на производство и использование товара (услуги) соизмеряются с результатами деятельности; внутренняя среда компания сложна (большое число элементов, наличие взаимосвязей между ними, вероятностный характер контактов и др.); задачи управления многокритериальны; протекающие в системе процессы очень динамичны; формализовать многие задачи управления компании не могут; развитие и изменчивость его критериев являются обязательными условиями; компанией необходимо управлять, для чего создается специальный орган, имеющий определенную функциональную и организационную структуру, систему утвержденных норм поведения, форм контроля за их соблюдением и т.д. В общем виде реализуемые посредством планирования стратегии могут быть классифицированы следующим образом: корпоративные стратегии (т.е. стратегии, являющиеся общими для всей компании); стратегии по направлениям деятельности (стратегии бизнеса); функциональные стратегии, примерами которых могут быть стратегия маркетинга, стратегия исследований, стратегия управления персоналом и др. 40.4.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДСТВА. ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ. ЛИДЕРСТВО Самое главное в работе менеджера — постоянная ориентация на обновление всех сторон деятельности компании, создание и поддержка атмосферы творческого поиска. Талантливым и работоспособный менеджер не способен добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, трудовую деятельность подчиненных, сочетать оперативное руководство производством с изучением перспективных вопросов. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не останавливаться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности компании. Эффективное руководство, объединяющее в себе организационные, социально-психологические качества менеджера-лидера, заключаются в его умении быстро найти и принять конкретные решения для многообразных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода. Большое значение имеет умение менеджера подбирать себе помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого, предоставлять возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за собой оперативный контроль за работой звеньев. При любых обстоятельствах менеджер призван быть ярко выраженным лидером. Лидер - человек, обеспечивающий интеграцию групповой деятельности, объединяющий и направляющий действия всей группы. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежат доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт. Доверие к лидеру определяется его человеческими качествами, особым авторитетом, ответственным отношением к делу и людям. Отношения лидерства в оптимальном варианте совпадают с формальными полномочиями менеджера. Нынешний этап перестройки управления в России специфичен. Изменениям подвергаются прежде всего психология управляющего, стиль его хозяйственного поведения, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления. В эру острой конкуренции и глобальных перемен руководителю недостаточно быть просто менеджером, какой бы высокой ни была его квалификация. Согласно преобладающей ныне у нас точке зрения деятельность менеджера имеет более технический характер (планирование, работа с людьми, организация, контроль). Сфера действий менеджера-лидера гораздо шире. Он стремится к коренным преобразованиям и обновлению. Лидер предвидит в будущем возможности, которых не видят другие. Он выражает это в управленческой концепции, простой и ясной картине, раскрыва ющей, какой должна стать компания или в каком направлении ей нужно развиваться. Он добивается понимания этой концепции коллективом, объясняя, что она осуществима, но ее реализация зависит от вклада каждого работника. Своим примером, воздавая Должное людям за их успехи, воспитывая у них гордость за свою работу, он вдохновляет сотрудников на воплощение концепции в жизнь. Современные менеджеры-лидеры — носители нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, использование культурно-этических инструментов руководства. Эффективным менеджером, отвечающим запросам новой философии управления, считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от формального статуса. Опыт ведущих компаний убеждает в том, что авторитет обеспечивается высоким профессионализмом и стремлением к современному стилю управления. Речь идет о способности управляющих вести дело так, чтобы их подчиненные постоянно чувствовали к себе уважение, были причастны к решению возникающих проблем, не испытывали помех в созидательном труде, полностью несли ответственность за результаты деятельности, чувствуя при этом свою значимость. Выделим следующие основные черты современного руководителя: • доступен каждому работнику, причем тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен; • глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание совершенствованию систем поощрения, лично знаком со значительной частью работников, много времени уделяет поиску подходящих кадров и их обучению; • не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает чаще появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск; • терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии; • вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное — преодолеть последствия ошибки и не повторять подобное в будущем; • при выдвижении на ответственные посты рекомендует в первую очередь наиболее способных своих сотрудников и лишь в исключительных случаях приглашает специалистов со стороны; • поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности призвана точно соответствовать способностям и профессионализму работника; • без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат, ставит новые задачи; • уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление; • постоянно совершенствует свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им омпания оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается. С отмеченными чертами менеджера-лидера тесно связаны особенности его поведения, стиля работы. В условиях рыночных отношений авторитарный стиль исчерпывает свои возможности. Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива в улучшении конечных результатов работы, мобилизует энергию людей, создает благоприятную психологическую атмосферу. Распоряжения и приказы уступают место убеждению, строгий контроль — доверию. Это отражает переход от внутриорганизационных отношений типа «начальник — подчиненный» к отношениям сотрудничества, кооперации партнеров, равно заинтересованных в успехе дела. Менеджеры-новаторы стремятся развивать коллективные формы работы единой командой, что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп. Кроме того, менеджеры-новаторы всегда открыты для любых инновационных идей, исходящих от коллег, подчиненных, клиентов. Поведение, приоритеты, ценностные установки таких менеджеров создают для окружающих среду, в которой свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой рабочих взаимоотношений. Наконец, менеджер-новатор всемерно стремится создать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, старается не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью, а главное — публично признает заслуги сотрудников. 40.4.3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, ИЗМЕНЕНИЯМИ, СТРЕССАМИ В теории и практике менеджмента всегда подчеркивалась важность обеспечения гармоничного функционирования компании. Представители менеджмента полагали, что если найти хорошую формулу управления, то компания будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого подхода и разрабатывались структурные методы управления конфликтами. Рассмотрим некоторые из них: 1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфлик ты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы. 2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами конфликтных ситуаций, так как подчиненный узнает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников имеются разногласия по какому-либо производственному вопросу, они обычно обращаются к «третейскому судье» — их менеджеру. В некоторых организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений. Естественно, именно такая служба будет наиболее подвержена конфликтам. 3. Установление единых целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах развития, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях в компании в целом. Очень эффективным оказывается формулирование целей компании на уровне целей общества. Наличие единых целей позволяет людям лучше понять, как им следует вести себя в условиях конфликта, превращая их в функциональные. 4. Система поощрения. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если же поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности. Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие, весьма эффективные организационные методы управления конфликтным взаимодействием. Управление конфликтным противостоянием включает и межличностные способы преодоления конфликтов. Участники конфликта оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей, своих действий в сложившихся обстоятельствах: путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого, уход от конфликта и проведение переговоров с целью найти приемлемое для всех решение возникшей проблемы. Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Обычно выделяют следующие основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. 1. Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается данной стратегии, пытается заставить других принять свою точку зрения во что бы то ни стало (его не интересуют мнения и интересы других). Он либо игнорирует «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается о последствиях. Принято считать, что чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия, тем целесообразнее заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении стабильных взаимоотношений. Подобный стиль связан с агрессивным поведением. Для воздействия на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. Данный стиль может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию компании. Недостатком такой стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений. 2. Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится отойти от конфликта. Это уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация способна разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного «разрешения» конфликта, но через некоторое время они могут появиться.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |