КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Связывание информационных систем с бизнес-планом
Принятие решения о типе и характеристиках новой системы должно быть одним из основных компонентов процесса планирования деятельности организации. Организациям следует разрабатывать специальные планы формирования информационных систем, соответствующие основной бизнес-стратегии, а также действующие на самом высоком уровне (Grover, Teng, and Fiedler, 1998). Подобный план включает основные направления в разработке системы, ее логическое обоснование, отражает текущую ситуацию, управленческую стратегию и учитывает финансовые расходы (табл. 10.1). План включает в себя формулировку корпоративных целей и задач и указывает, каким образом информационные технологии могут использоваться в достижении этих целей. В документе показывается, каким образом отдельные проекты, Information systems plan (план формирования информационных систем) Документ, в котором содержатся основные направления разработки системы, ее логическое обоснование, текущая ситуация, управленческая стратегия и финансовые расчеты (бюджет).
касающиеся системы, помогают выполнять основные задачи компании. В нем указаны конкретные даты и «контрольные точки», позволяющие впоследствии увидеть прогресс в выполнении общего плана. Также план отражает ключевые управленческие решения, касающиеся приобретения оборудования, телекоммуникационной техники, централизации/децентрализации властных структур, обеспечения доступа к информации и компьютерным системам. Обычно здесь же описываются изменения, которые должны произойти в организации, включая переобучение руководящих сотрудников и остального персонала компании, наем новых работников, перестройку основных бизнес-процессов и общей структуры организации. Определение требований к информации, предъявляемых организацией Для составления эффективного плана разработки информационной системы в организации должно существовать четкое представление об условиях, которым должна соответствовать получаемая от такой системы информация (включая долгосрочную перспективу). Существуют две основные методики оценки информационных потребностей организации: анализ предприятия и определение критических факторов успеха. Анализ деятельности предприятия (планирование бизнес-системы) Анализ деятельности предприятия (также называемый планированием бизнес-системы) подразумевает, что информационные потребности организации могут быть определены только в том случае, если рассматривать последнюю в виде совокупности отдельных организационных объектов, функций, процессов и элементов данных. Подобный анализ дает возможность выделить ключевые объекты и атрибуты данных организации. Методика проведения анализа заключается в опросе большого числа менеджеров и сборе данных о том, как они используют информацию, откуда они ее получают, в каком окружении работают, какие цели преследуют, как принимают решения и какие данные им для этого требуются. Результаты широкомасштабного исследования конвертируются в объекты, функции, процессы и матрицы данных. Элементы данных собираются в логические группы — наборы элементов, относящихся к определенным организационным процессам. На рис. 10.1 показан результат анализа, проведенного Администрацией социального обеспечения США как часть работы по перепланировке крупных систем. На рисунке показано, какая информация необходима для определенного процесса, какие процессы создают данные, а какие используют их. Заштрихованные прямоугольники соответствуют логическим группам данных. В данном случае актуарные оценки, агентские планы и бюджетные данные создаются в процессе планирования, подразумевая, что информационная система создается для помощи в разработке общего плана деятельности. Недостатком данного метода анализа является то, что его результаты представляют собой огромный массив данных, которые довольно сложно упорядочить и проанализировать. К тому же большинство опросов проводится среди менеджеров высшего и среднего звена, поэтому информация о деятельности клерков и операционных менеджеров практически отсутствует. Более того, большая часть вопросов относится к использованию менеджерами в своей работе существующей информации, а определению информационных нужд предприятия уделяется недостаточное внимание. Как правило, результатом такого анализа является принятие решения об автоматизации существующих процессов, хотя на самом деле целесообразнее использовать новые методики и подходы к бизнесу. Стратегический анализ или определение критических факторов успеха Данная методика анализа основана на том, что все информационные потребности организации определяются небольшим количеством критических факторов Enterprise analysis (анализ деятельности предприятия) Анализ информационных потребностей организации, рассматривающий всю организацию в виде отдельных объектов, функций, процессов и элементов данных; дает возможность выделить ключевые объекты и свойства данных организации. Critical success factors (CSFs) (критические факторы успеха) Небольшое число легкоопределяемых операционных целей, зависящих от вида деятельности, предприятия и отдельного менеджера. Используются для определения информационных потребностей организации. успеха (CSF) для менеджеров. Если руководство достигнет своих целей, то и деятельность организации в целом будет успешной (Rockart, 1979; Rockart, Treacy. 1982). Набор критических факторов определяется отраслью промышленности, фирмой, менеджером, а также зависит от окружения (табл. 10.2). Важным свойством стратегического анализа является работа с небольшим количеством объектов, которые легко могут быть определены менеджерами и обработаны при помощи информационных систем. Основной методикой, используемой при стратегическом анализе, является система персональных интервью (трех или четырех), которые берутся у топ-менеджеров, чтобы определить их цели и соответствующие им критические факторы успеха. Эти персональные факторы затем используются для построения общей картины факторов успеха всего предприятия, после чего создаются информационные системы, предоставляющие фактический материал, касающийся именно этих вопросов. На рис. 10.2 продемонстрирована технология определения критических факторов успеха организации. Преимущество данного метода анализа заключается в том, что используется относительно небольшой объем данных, позволяющий оценить успешность работы предприятия. Опрашиваются только менеджеры высшего звена, а вопросы, им задаваемые, касаются в основном факторов успеха, а не работы с информацией. Это очень удобно как для самих менеджеров, так и для разработчиков систем поддержки принятия решений и систем связи. В отличие от анализа предприятия CSF-методика основное внимание уделяет работе с готовой информацией. Основным недостатком CSF-технологии является то, что сбор и анализа данных — во многом эмпирический процесс. Не существует четкого алгоритма пре- Таблица 10.2 Критические факторы успеха и цели организации Пример Цели CSF Прибыльность Прибыль в расчете на акцию Автомобильная промышленность Прибыль на инвестированный Стиль капитал Качественная система сбыта Доля рынка Контроль издержек Новый товар/услуга Энергетические стандарты Неприбыльная Отличное медицинское Региональная интеграция с другими деятельность обслуживание лечебными учреждениями Соответствие правительственным Мониторинг выхода новых актам постановлений Будущие затраты на здоровье Эффективное использование сотрудников ресурсов V- Источник: Rockm (1979). образования индивидуальных факторов успеха в соответствующие факторы предприятия. Однако цели и задачи отдельных личностей не всегда совпадают с тем, к чему стремится компания в своей деятельности. Более того, данный метод довольно предвзят, поскольку в нем учитываются только интересы высшего руководства компании. Разработка систем и организационные изменения Новые информационные системы служат мощным инструментом для перестройки структуры организации, расширения сферы ее деятельности, установления новых связей, создания новых продуктов и услуг. В табл. 10.3 представлены некоторые способы перестройки организаций и бизнес-процессов при помощи информационных систем. Различные виды организационных изменений Информационные технологии могут использоваться на различном уровне перестройки организации — от внесения незначительных изменений до глобальной перестройки всей структуры. На рис. 10.3 показаны четыре основных типа организационных изменений: 1) автоматизация; 2) рационализация; 3) реинжиниринг; 4) смена парадигмы (изменение основных принципов работы). Каждый из этих типов имеет свои сильные и слабые стороны. Наиболее распространенным применением информационных технологий является автоматизация работы предприятия. Первые информационные системы
требовались людям для того, чтобы их работа была более эффективной и продуктивной. Системы обработки чеков и платежных ведомостей, банкоматы, терминалы в аэропортах и на вокзалах — примеры систем первого поколения, служащих для автоматизации рутинных процессов. Более глубокие изменения в организации происходят с помощью рационализации процедур. Автоматизация зачастую вскрывает новые недостатки производственных процессов, а ее воплощение на практике бывает слишком громоздким. Рационализация же заключается в оптимизации стандартных операционных процедур, удалении «узких мест» таким образом, чтобы последующая автоматизация значительно повысила эффективность этих процессов. Например, новая система компании TV A Nuclear эффективна не только потому, что в ней используются современные компьютерные технологии, но также и благодаря тому, что ее создание позволило организовать рабочий процесс лучшим образом. Компания TV A Nuclear использует идентификационные коды для каждого наряда на работы, стандартные чертежи и документацию для их сопровождения. Без рационализации процессов компьютерные технологии компании оказались бы бесполезными. Мощным способом перестройки структуры организации является реинжиниринг бизнес-процессов, в процессе которого эти процессы анализируются, упрощаются, а затем реконструируются. Используя информационные технологии, организации могут переосмыслить и оптимизировать собственные производственные процессы, увеличив темпы производства, повысив качество продуктов и услуг. Реинжиниринг позволяет реорганизовать технологические процессы, избежать повторяющихся и «бумажных» работ (иногда при такой перестройке некоторые процессы полностью исключаются из практики). Данная методика является более действенной, чем рационализация, и требует нового взгляда на организацию работы предприятия. Широко известным примером реинжиниринга бизнес-процессов является система обработки счетов, внедренная в компании Ford Motor Company. Для этой цели было нанято более 500 сотрудников из организации North American Accounts Payable. Клерки, работающие со счетами, большую часть своего времени занимались поиском несоответствий в заказах, приемом документов и счетов. Компания Ford произвела реинжиниринг процесса обработки заказов, используя следующую систему: отдел закупок вносит все заказы на поставку в базу данных, К которой сотрудники приемного отдела имеют доступ через Интернет. Если по- Компания Сетех расположенная в г. Монтеррей (Мексика), уже 90 лет торгует цементом и бетоном. Это капиталоемкий и низкодоходный бизнес, ведущийся в условиях непредсказуемого спроса. Диспетчеры принимают заказы на 800 типов строительных растворов, а затем передают их на шесть местных заводов, каждый из которых обладает собственным парком грузовиков. Клиенты постоянно корректируют половину своих заказов, к тому же приходится выбирать другие маршруты из-за плохих погодных условий, пробок на дорогах и проблем с разрешениями на строительство. Из-за этого телефонные службы Сетех были перегружены звонками от клиентов, экспедиторов и диспетчеров, пытающихся разобраться в хаосе заказов. Многие заказы (и клиенты) были безвозвратно потеряны. Лоренцо Замбрано (Lorenzo Zambrano), внук основателя компании, возглавил бизнес в 1985 г. и решил использовать для решения описанных выше проблем информационные технологии. Вместе с главным информационным менеджером (СЮ) Геласио Инквецом (Gelacio Iniguez) он разработал целую серию систем, которые должны были помочь Сетех удовлетворять непредсказуемый спрос лучше конкурентов. Замбрано и Инквец использовали в работе идеи, которые они почерпнули во время своих визитов в американские компании, такие как Federal Express, Exxon, и службу 911. Они создали систему, связывающую транспортные средства Сетех с глобальной спутниковой системой определения координат (GPS), что дало диспетчерам возможность следить за местонахождением, направлением движения и скоростью любого грузовика. Полученная информация помогает Сетех отправлять заказчикам материалы нужного типа и перенаправлять грузы, учитывая сиюминутные изменения. Компания смогла сократить среднее время доставки с 3 часов до 20 минут, сэкономив при этом лученные товары соответствуют заказу, система автоматически создает чек на оплату и отсылает его поставщику. Поставщик больше не должен выставлять счет. Благодаря реинжинирингу Ford сэкономила 75% средств, уходивших на обработку счетов и чеков, а финансовая информация стала содержать меньше ошибок (Hammer, Champy, 1993). Рационализация процедур и перестройка бизнес-процессов обычно ограничивается определенными аспектами деятельности предприятия. Новые информационные системы могут сильно влиять на структуру всей организации, трансформируя принципы работы компании или даже полностью изменяя сферу ее деятельности. Например, компания Schneider National, один из крупнейших перевозчиков в Северной Америке, использовала такие системы для изменения собственной бизнес-модели. На предприятии была создана новая система для управления перевозками и связи с другими компаниями. На web-сайте фирмы Schneider клиенты самостоятельно могут выбрать наиболее подходящий для себя вариант из нескольких тысяч транспортных средств и маршрутов, охватывающих Соединенные Штаты, Канаду и Мексику. Система учета запасов компании Baxter International (см. гл. 2) помогла ей стать партнером многих лечебных учреждений благодаря автоматическому планированию поставок. Подобные радикальные огромный объем топлива, запчастей и расходов на персонал. В настоящее время Сетех использует только 35% от прежнего количества грузовых машин, перевозя на них тот же объем груза. Заказчики согласились платить за бетон цену с надбавкой, поскольку им больше не приходится ждать, пока он будет доставлен, и их стройки больше не простаивают. Производственные предприятия Сетех работают независимо друг от друга и не занимаются самостоятельными исследованиями конъюнктуры рынка. Система спутниковой связи под названием «CemexNet» связывает все производства компании и координирует их деятельность при помощи центра обмена информацией. Клиенты, распространители и поставщики могут использовать Интернет для размещения заказов, получения информации о времени доставки грузов и проверки оплаты. Замбрано и его менеджеры теперь имеют в своем распоряжении детальную информацию обо всех операциях фирмы, которая постоянно обновляется, в то время как их конкуренты работают с информацией месячной давности. Производительность и прибыльность Сетех превысили-аналогичные показатели всех конкурирующих предприятий в Мексике, а объем производства вырос в шесть раз по сравнению с 1985 г. Таким образом, компания стала третьим в мире по величине производителем бетона. Информация к размышлению. Каким образом компьютерные технологии повлияли на методы ведения бизнеса компании Сетех? Как упоминалось выше, компания сосредоточила свои усилия на управлении информацией, вместо того чтобы пытаться управлять своими активами. Объясните, является ли Сетех киберкорпорацией? Источники: Adrian J. Slywotzky, David J. Morrison. «Concrete Solution», The Industry Standard, August 28, 2000; John A. Byrne. «Management by Web», Business Week, August 28. 2000. формы изменения бизнеса носят название смены парадигмы и включают в себя переосмысление самих основ бизнеса и природы организации. В «Окне технологий» показано, как компания Сетех использует цифровые технологии для изменения своей структуры и преобразования предприятия в киберкорпорацию. Automation (автоматизация) Использование компьютеров для ускорения и повышения эффективности существующих процессов. Rationalization of procedures (рационализация процедур) Оптимизация стандартных операционных процедур и удаление «узких мест», что ведет к росту эффективности работы. Business process reengineering (реинжиниринг бизнес-процессов) Радикальная реконструкция бизнес-процессов, удаление повторяющихся элементов и «бумажных» технологий. При этом повышаются прибыль, качество и уровень обслуживания. Paradigm shift (смена парадигмы) Радикальное изменение самой концепции бизнеса организации и ее структуры. Смена парадигмы и реинжиниринг зачастую не дают ожидаемых результатов, поскольку множеством изменений довольно сложно управлять и сочетать их друг с другом (гл. 11). Почему же многие организации используют эти методики? Очевидно потому, что в случае их успешной реализации компания получает массу преимуществ (см. рис. 10.3). Во многих случаях фирмы, прибегающие к смене парадигмы и реинжинирингу своих бизнес-процессов, получают большую выгоду, а прибыльность и эффективность производства также возрастают пропорционально затратам на перестройку. Некоторые реальные случаи использования этих технологий приведены в данной книге. 10.2. Реинжиниринг бизнес-процессов и тотальное управление качеством (ТОМ) Сегодня многие компании сосредоточивают свои усилия на создании новых информационных систем, которые могут повысить эффективность бизнес-процессов. Некоторые из таких проектов предполагают полную реструктуризацию бизнес-процессов, другие ограничиваются менее значительными изменениями. Реинжиниринг бизнес-процессов Если организация переосмыслит и радикальным образом перестроит свои бизнес-процессы до того, как начнет использовать новые компьютерные мощности, у нее есть шанс получить значительно большие выгоды от инвестиций в информационные технологии. Ипотечная индустрия США (получение кредитов на покупку недвижимости под ее же залог) является прекрасным примером того, как крупные корпорации проводят реинжиниринг своих бизнес-процессов. Обычно процесс оформления кредита занимает от 6 до 8 недель и обходится фирме примерно в $3 тыс. Целью многих компаний было снизить эту сумму до $1 тыс., оформляя при этом все документы за одну неделю. Крупнейшие банки, такие как BankBoston, Countrywide Funding Corporation и Bane One Corporation, в корне перестроили свои методы работы с закладными. Процесс оформления ипотечного кредита можно разделить на три этапа: подготовку данных, обслуживание и вторичный маркетинг. На рис. 10.4 показано, какие процессы происходят на всех трех стадиях. В прошлом человек, желающий получить кредит, заполнял бумажную заявку на получение ссуды. Затем служащий вводил информацию с заполненной анкеты в компьютерную систему банка. Специалисты, такие как кредитные аналитики и страховщики из нескольких отделов, проверяли полученные данные. Если данные подтверждались, банковские служащие решали вопросы страхования, связанные со ссудой и проводили процедуру условного депонирования. В целом подобный «конвейер», где бумаги переходят с одного стола на другой, длился до 17 дней. Ведущие банки страны решили вместо изложенного выше процесса использовать «модульную систему», или, говоря иными словами, командный подход. В настоящее время данные о клиентах вводятся непосредственно в систему при помощи портативных компьютеров. Программа проверяет вводимую информацию, чтобы убедиться в том, что данные полны и не содержат ошибок. После этого за- полненные анкеты пересылаются по сети в региональные центры. Вместо того чтобы работать поодиночке, кредитные аналитики, специалисты по страхованию и другие сотрудники связаны между собой электронной сетью, что позволяет им работать в одной команде. Некоторые банки предоставляют своим клиентам «мгновенные» кредиты, используя методики быстрой оценки недвижимости. Подобные бизнес-технологии требуют серьезной перестройки всех процессов деятельности фирмы. Следующим этапом является обслуживание кредита. Весь процесс обработки заявки, как правило, занимает два дня. Сейчас доступ к кредитной истории значительно упрощен по сравнению с тем временем, когда оформлением одной ссуды поочередно занимались 7 или 8 отделов. Сотрудники могут в любой момент связаться с банковской сетью, чтобы получить информацию о текущих кредитных ставках или проверить кредитную историю клиента. Благодаря реинжинирингу кредитных процессов банки получили множество преимуществ. Они не пытались оптимизировать какой-либо отдельный процесс или процедуру, но перестроили весь набор логически связанных между собой процессов и процедур. Вместо автоматизации старых методик банки полностью переосмыслили сам процесс выдачи кредита клиенту.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |