Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл системы




Жизненный цикл системы является старейшим методом построения информа­ционных систем, в наши дни он используется при создании сложных проектов среднего и крупного масштабов. Данный процесс включает в себя шесть этапов: 1) подготовка проекта; 2) исследование системы; 3) проектирование; 4) програм­мирование; 5) инсталляция; 6) эксплуатация и освоение системы. Эти этапы изо­бражены на рис. 10.7. Каждый этап включает в себя несколько процессов.

Данная методика предполагает четкое разделение труда между конечными пользователями и специалистами по информационным системам. Технические

Systems lifecycle (жизненный цикл системы)

Традиционная методика разработки информационной системы, подразделя­ющая процесс проектирования и внедрения на отдельные последовательные этапы, в которых используется четкое разделение труда между конечными пользователями и техническими специалистами.

специалисты, такие как системные аналитики и программисты, отвечают за про­ведение основного системного анализа, проектирование и внедрение системы; пользователи занимаются выяснением информационных потребностей органи­зации и оценкой работы технического персонала.

Этапы жизненного цикла системы

Этап определения проекта позволяет сформулировать проблемы организации, которые могут быть решены при помощи создания новой информационной си­стемы или модификации старой. На этапе системного исследования анализиру­ются проблемы, связанные с существующими системами, и оцениваются различ­ные варианты их решения. Большая часть информации, полученной на этом этапе, используется для определения требований, предъявляемых к системе.

На стадии проектирования разрабатываются спецификации для выбранного решения. Этап программирования заключается в трансляции проектных специ­фикаций (разработанных на предыдущем этапе) в программный код. Системные

аналитики совместно с программистами готовят спецификации для каждой про­граммы, входящей в систему.

Инсталляция (установка) включает в себя три процесса, предшествующих за­пуску системы: тестирование, обучение персонала и конверсию. Затем на этапе эксплуатации и освоения проверяется функционирование системы, пользовате­ли и технические специалисты определяют необходимость внесения каких-либо модификаций и коррективов. После того как система окончательно настроена, она нуждается в постоянном техническом обслуживании для исправления воз­никающих ошибок или перенастройки для соответствия новым требованиям. организации, а также для повышения эффективности работы. Со временем тех­ническое обслуживание требует все больше затрат и времени — жизненный цикл системы подходит к концу. По его окончании на предприятии внедряется новая система, и все начинается сначала. Ограничения методологии жизненного цикла системы

Данный подход до сих пор используется при создании крупномасштабных слож­ных систем, которые требуют четкого предварительного анализа, точных специ­фикаций и контроля всего процесса разработки и внедрения. Однако методика жизненного цикла сопряжена с большими затратами, требует больших временных затрат и не отличается гибкостью. Приходится создавать множество новых доку­ментов, а многие процессы повторяются заново до тех пор, пока система не будет удовлетворять всем условиям. Из-за этого большинство разработчиков старают­ся не вносить изменений в спецификации, созданные в самом начале процесса проектирования, чтобы не начинать все сначала. Данный подход неприменим для

Project definition (определение проекта)

Один из этапов системного жизненного цикла, позволяющий сформулиро­вать организационные проблемы, которые могут быть решены при помощи новой информационной системы. Systems study (исследование системы)

Этап жизненного цикла системы, на котором проводится анализ проблем, связанных с существующими системами, и оцениваются альтернативные ва­рианты решений.

Design (проектирование)

Этап, на котором разрабатываются проектные спецификации для системного

решения.

Programming (программирование)

На данном этапе проектные спецификации транслируются в программный код.

Installation (установка)

Данный этап состоит из трех процессов: тестирования, обучения персонала и конверсии; последних подготовительных стадий перед вводом системы в экс­плуатацию. Postimplementation (эксплуатация и освоение системы)

Последний этап системного жизненного цикла, на котором проверяется функ­ционирование системы при ее повседневной эксплуатации и при необходи­мости вносятся модификации и исправления.

небольших настольных систем, которые по своей природе более индивидуализи­рованы, т. е. «настроены» на определенного пользователя.

Создание прототипа

Создание прототипа заключается в разработке экспериментальной системы, ко­торую могут оценить пользователи и которая не требует больших затрат. Порабо­тав с такой «демонстрационной версией», пользователи смогут лучше определить собственные информационные потребности. Прототип, одобренный пользовате­лями, может служить шаблоном для создания полнофункциональной системы.

Прототип — это работоспособная версия информационной системы или ее части, однако это не просто предварительная модель. После первого запуска про­тотип подвергается изменениям и совершенствуется до тех пор, пока он не будет отвечать всем пользовательским запросам. После того как прототип принимает законченный вид, он может быть конвертирован в рабочую систему.

Процесс создания прототипа, его тестирования, усовершенствования и повтор­ного тестирования называется итеративным процессом разработки системы, по­скольку отдельные его этапы многократно повторяются. Создание прототипа -гораздо более итеративный процесс, чем методика жизненного цикла системы, при ее использовании система подвергается более значительным изменениям. Как уже упоминалось, при использовании прототипа внеплановые работы по мо­дификации системы заменяются запланированными итерациями, при этом каж­дая версия все более полно отражает пользовательские предпочтения. Создание прототипа: этапы процесса

На рис. 10.8 изображен процесс создания прототипа, состоящий из четырех сле­дующих этапов (шагов):

Шаг 1. Определение основных пользовательских требований. Проектировщик системы (как правило, в его роли выступает специалист по информационным си­стемам) работает совместно с пользователем до тех пор, пока не уяснит потребно­сти последнего.

Шаг 2. Разработка начального прототипа. Проектировщик быстро создает ра­бочую модель, используя программное обеспечение нового поколения, мультиме­дийные программы или системы автоматизированного проектирования (см. гл. 14).

Шаг 3. Работа с прототипом. Пользователь оценивает работу системы и дает рекомендации по ее улучшению.

Prototyping (создание прототипа)

Процесс создания экспериментальной системы для демонстрационных це­лей и предварительного тестирования, не требующий больших затрат. Prototype (прототип)

Предварительная рабочая версия информационной системы, используемая для демонстрационных целей и предварительного тестирования. Iterative (итеративный процесс)

Процесс неоднократного повторения нескольких этапов в процессе создания системы.

Шаг 4. Исправление и совершенствование прототипа. Проектировщик реали­зует на практике все пожелания пользователей. После внесения изменений и ис­правления ошибок процесс возвращается к шагу 3. Шаги 3 и 4 повторяются до тех пор, пока пользователь не будет полностью удовлетворен.

Когда итерации прекращаются, модель становится «рабочим прототипом», на основе которого составляются окончательные спецификации системы. Иногда та­кой прототип просто используется как рабочая версия информационной системы.

Использование прототипа: достоинства и недостатки

Создание прототипа наиболее целесообразно в том случае, когда неясны требова­ния пользователей или не выработано четкое решение. Особенно эта методика полезна при разработке пользовательских интерфейсов информационных си­стем. Благодаря вовлечению пользователей в процесс проектирования система получается более «дружелюбной» и отвечающей требованиям организации.

End-user interface (пользовательский интерфейс)

Часть информационной системы, при помощи которой осуществляется кон­такт с пользователем (рабочие окна и команды).

Но быстрое создание прототипа может создать иллюзию ненужности некото­рых важных этапов разработки системы. Если завершенная модель работает нор­мально, руководство компании может решить, что такие процессы, как програм­мирование, реконструкция системы и подготовка исчерпывающей документации, не играют существенной роли в создании полностью работоспособной системы. Некоторые из систем, созданные в такие сжатые сроки, не могут оперировать большими объемами данных или же не в состоянии поддерживать много пользо­вателей одновременно. Процесс создания прототипа может также сильно замед­литься, если в нем участвуют слишком много пользователей (Hardgrove, Wilson, and Eastman, 1999).

Пакеты прикладных программ

Информационные системы могут создаваться при помощи специальных пакетов прикладных программ, описанных в гл. 6. Существует множество процессов ко­торые являются общими для большинства организаций, например обработка платежных ведомостей, кредитный контроль или складской учет. Для автомати­зации подобных процессов существуют универсальные программные комплек­сы, способные удовлетворить нужды практически любого предприятия.

Если программный пакет отвечает большей части организационных потреб­ностей, то компании не нужно писать собственные программы. Она может сэко­номить время и деньги, используя должным образом переработанные, настроен­ные и протестированные программы из пакета. Производители таких пакетов обеспечивают текущее обслуживание и поддержку своих программных комплек­сов, а также регулярно обновляют их.

Если потребности организации настолько оригинальны, что им не соответ­ствует ни один пакет программ, то можно использовать возможности кастомиза-ции (настройки), которые содержатся в большинстве современного программного обеспечения. Подобная настройка позволяет модифицировать пакет таким обра­зом, чтобы он соответствовал нуждам предприятия, не нарушая его целостности и функциональности. Если предполагаются слишком серьезные изменения, то дополнительные работы по перепрограммированию и настройке могут обойтись очень дорого и отнять много времени, к тому же они могут свести на «нет» многие преимущества данного пакета программ. На рис. 10.9 показано, как растет соот­ношение цены пакета и стоимости его внедрения с увеличением степени касто-мизации. Изначальная продажная цена пакета может на практике не соответство­вать действительности, поскольку в ней не учтены скрытые расходы на настройку и внедрение.

Application software package (пакет прикладных программ)

Набор программ, готовых к работе, которые можно приобрести или взять в аренду.

Customization (кастомизация)

Настройка и модификация программного пакета под нужды конкретной орга­низации, не нарушающие его целостности и функциональности.

Выбор программного пакета

Если разработка новой информационной системы ведется с использованием про­граммного пакета от сторонних производителей, системные аналитики должны оценить варианты применения различных программ. Важнейшими критериями оценки являются функциональность пакета, гибкость, дружественность интер­фейса, потребляемые ресурсы, требования к базам данных, сложность установки и обслуживания, полнота документации, репутация производителя и цена. Оцен­ка пакета производится на основе запроса предложений (RFP), с использовани­ем подробного списка вопросов, отсылаемого производителю или поставщику. Когда программный пакет выбран, то организация уже не контролирует пол­ностью процесс проектирования. Вместо подгонки системных спецификаций под нужды пользователей проектировщики стараются привести предпочтения поль­зователей в соответствие с возможностями выбранной программы. Если потреб­ности организации конфликтуют с принципами работы приобретенных программ, то нужно или адаптировать программный пакет, или изменить бизнес-процессы самого предприятия.

Разработка конечными пользователями

Некоторые типы информационных систем могут разрабатываться конечными пользователями при незначительном участии технических специалистов. Этот феномен носит название разработки конечными пользователями. Используя языки программирования четвертого поколения, графические языки и специальные утилиты для персональных компьютеров, пользователи могут манипулировать данными, создавать отчеты и даже формировать полноценные информационные системы для собственного пользования, причем им даже не всегда нужна помощь профессиональных системных аналитиков или программистов. Многие такие си-

Request for proposal (RFP) (запрос предложений)

Подробный список вопросов, отсылаемый производителям программного обеспечения или другим службам для того, чтобы определить, соответствует ли программный продукт нуждам организации.

End-user development (разработка конечными пользователями)

Разработка информационных систем конечными пользователями при незна­чительном участии технических специалистов.

схемы создаются гораздо быстрее, чем системы, разрабатываемые стандартными методами. На рис. 10.10 изображен процесс пользовательской разработки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.