КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизненный цикл системыЖизненный цикл системы является старейшим методом построения информационных систем, в наши дни он используется при создании сложных проектов среднего и крупного масштабов. Данный процесс включает в себя шесть этапов: 1) подготовка проекта; 2) исследование системы; 3) проектирование; 4) программирование; 5) инсталляция; 6) эксплуатация и освоение системы. Эти этапы изображены на рис. 10.7. Каждый этап включает в себя несколько процессов. Данная методика предполагает четкое разделение труда между конечными пользователями и специалистами по информационным системам. Технические Systems lifecycle (жизненный цикл системы) Традиционная методика разработки информационной системы, подразделяющая процесс проектирования и внедрения на отдельные последовательные этапы, в которых используется четкое разделение труда между конечными пользователями и техническими специалистами. специалисты, такие как системные аналитики и программисты, отвечают за проведение основного системного анализа, проектирование и внедрение системы; пользователи занимаются выяснением информационных потребностей организации и оценкой работы технического персонала. Этапы жизненного цикла системы Этап определения проекта позволяет сформулировать проблемы организации, которые могут быть решены при помощи создания новой информационной системы или модификации старой. На этапе системного исследования анализируются проблемы, связанные с существующими системами, и оцениваются различные варианты их решения. Большая часть информации, полученной на этом этапе, используется для определения требований, предъявляемых к системе. На стадии проектирования разрабатываются спецификации для выбранного решения. Этап программирования заключается в трансляции проектных спецификаций (разработанных на предыдущем этапе) в программный код. Системные аналитики совместно с программистами готовят спецификации для каждой программы, входящей в систему. Инсталляция (установка) включает в себя три процесса, предшествующих запуску системы: тестирование, обучение персонала и конверсию. Затем на этапе эксплуатации и освоения проверяется функционирование системы, пользователи и технические специалисты определяют необходимость внесения каких-либо модификаций и коррективов. После того как система окончательно настроена, она нуждается в постоянном техническом обслуживании для исправления возникающих ошибок или перенастройки для соответствия новым требованиям. организации, а также для повышения эффективности работы. Со временем техническое обслуживание требует все больше затрат и времени — жизненный цикл системы подходит к концу. По его окончании на предприятии внедряется новая система, и все начинается сначала. Ограничения методологии жизненного цикла системы Данный подход до сих пор используется при создании крупномасштабных сложных систем, которые требуют четкого предварительного анализа, точных спецификаций и контроля всего процесса разработки и внедрения. Однако методика жизненного цикла сопряжена с большими затратами, требует больших временных затрат и не отличается гибкостью. Приходится создавать множество новых документов, а многие процессы повторяются заново до тех пор, пока система не будет удовлетворять всем условиям. Из-за этого большинство разработчиков стараются не вносить изменений в спецификации, созданные в самом начале процесса проектирования, чтобы не начинать все сначала. Данный подход неприменим для Project definition (определение проекта) Один из этапов системного жизненного цикла, позволяющий сформулировать организационные проблемы, которые могут быть решены при помощи новой информационной системы. Systems study (исследование системы) Этап жизненного цикла системы, на котором проводится анализ проблем, связанных с существующими системами, и оцениваются альтернативные варианты решений. Design (проектирование) Этап, на котором разрабатываются проектные спецификации для системного решения. Programming (программирование) На данном этапе проектные спецификации транслируются в программный код. Installation (установка) Данный этап состоит из трех процессов: тестирования, обучения персонала и конверсии; последних подготовительных стадий перед вводом системы в эксплуатацию. Postimplementation (эксплуатация и освоение системы) Последний этап системного жизненного цикла, на котором проверяется функционирование системы при ее повседневной эксплуатации и при необходимости вносятся модификации и исправления. небольших настольных систем, которые по своей природе более индивидуализированы, т. е. «настроены» на определенного пользователя. Создание прототипа Создание прототипа заключается в разработке экспериментальной системы, которую могут оценить пользователи и которая не требует больших затрат. Поработав с такой «демонстрационной версией», пользователи смогут лучше определить собственные информационные потребности. Прототип, одобренный пользователями, может служить шаблоном для создания полнофункциональной системы. Прототип — это работоспособная версия информационной системы или ее части, однако это не просто предварительная модель. После первого запуска прототип подвергается изменениям и совершенствуется до тех пор, пока он не будет отвечать всем пользовательским запросам. После того как прототип принимает законченный вид, он может быть конвертирован в рабочую систему. Процесс создания прототипа, его тестирования, усовершенствования и повторного тестирования называется итеративным процессом разработки системы, поскольку отдельные его этапы многократно повторяются. Создание прототипа -гораздо более итеративный процесс, чем методика жизненного цикла системы, при ее использовании система подвергается более значительным изменениям. Как уже упоминалось, при использовании прототипа внеплановые работы по модификации системы заменяются запланированными итерациями, при этом каждая версия все более полно отражает пользовательские предпочтения. Создание прототипа: этапы процесса На рис. 10.8 изображен процесс создания прототипа, состоящий из четырех следующих этапов (шагов): Шаг 1. Определение основных пользовательских требований. Проектировщик системы (как правило, в его роли выступает специалист по информационным системам) работает совместно с пользователем до тех пор, пока не уяснит потребности последнего. Шаг 2. Разработка начального прототипа. Проектировщик быстро создает рабочую модель, используя программное обеспечение нового поколения, мультимедийные программы или системы автоматизированного проектирования (см. гл. 14). Шаг 3. Работа с прототипом. Пользователь оценивает работу системы и дает рекомендации по ее улучшению. Prototyping (создание прототипа) Процесс создания экспериментальной системы для демонстрационных целей и предварительного тестирования, не требующий больших затрат. Prototype (прототип) Предварительная рабочая версия информационной системы, используемая для демонстрационных целей и предварительного тестирования. Iterative (итеративный процесс) Процесс неоднократного повторения нескольких этапов в процессе создания системы. Шаг 4. Исправление и совершенствование прототипа. Проектировщик реализует на практике все пожелания пользователей. После внесения изменений и исправления ошибок процесс возвращается к шагу 3. Шаги 3 и 4 повторяются до тех пор, пока пользователь не будет полностью удовлетворен. Когда итерации прекращаются, модель становится «рабочим прототипом», на основе которого составляются окончательные спецификации системы. Иногда такой прототип просто используется как рабочая версия информационной системы. Использование прототипа: достоинства и недостатки Создание прототипа наиболее целесообразно в том случае, когда неясны требования пользователей или не выработано четкое решение. Особенно эта методика полезна при разработке пользовательских интерфейсов информационных систем. Благодаря вовлечению пользователей в процесс проектирования система получается более «дружелюбной» и отвечающей требованиям организации. End-user interface (пользовательский интерфейс) Часть информационной системы, при помощи которой осуществляется контакт с пользователем (рабочие окна и команды). Но быстрое создание прототипа может создать иллюзию ненужности некоторых важных этапов разработки системы. Если завершенная модель работает нормально, руководство компании может решить, что такие процессы, как программирование, реконструкция системы и подготовка исчерпывающей документации, не играют существенной роли в создании полностью работоспособной системы. Некоторые из систем, созданные в такие сжатые сроки, не могут оперировать большими объемами данных или же не в состоянии поддерживать много пользователей одновременно. Процесс создания прототипа может также сильно замедлиться, если в нем участвуют слишком много пользователей (Hardgrove, Wilson, and Eastman, 1999). Пакеты прикладных программ Информационные системы могут создаваться при помощи специальных пакетов прикладных программ, описанных в гл. 6. Существует множество процессов которые являются общими для большинства организаций, например обработка платежных ведомостей, кредитный контроль или складской учет. Для автоматизации подобных процессов существуют универсальные программные комплексы, способные удовлетворить нужды практически любого предприятия. Если программный пакет отвечает большей части организационных потребностей, то компании не нужно писать собственные программы. Она может сэкономить время и деньги, используя должным образом переработанные, настроенные и протестированные программы из пакета. Производители таких пакетов обеспечивают текущее обслуживание и поддержку своих программных комплексов, а также регулярно обновляют их. Если потребности организации настолько оригинальны, что им не соответствует ни один пакет программ, то можно использовать возможности кастомиза-ции (настройки), которые содержатся в большинстве современного программного обеспечения. Подобная настройка позволяет модифицировать пакет таким образом, чтобы он соответствовал нуждам предприятия, не нарушая его целостности и функциональности. Если предполагаются слишком серьезные изменения, то дополнительные работы по перепрограммированию и настройке могут обойтись очень дорого и отнять много времени, к тому же они могут свести на «нет» многие преимущества данного пакета программ. На рис. 10.9 показано, как растет соотношение цены пакета и стоимости его внедрения с увеличением степени касто-мизации. Изначальная продажная цена пакета может на практике не соответствовать действительности, поскольку в ней не учтены скрытые расходы на настройку и внедрение. Application software package (пакет прикладных программ) Набор программ, готовых к работе, которые можно приобрести или взять в аренду. Customization (кастомизация) Настройка и модификация программного пакета под нужды конкретной организации, не нарушающие его целостности и функциональности. Выбор программного пакета Если разработка новой информационной системы ведется с использованием программного пакета от сторонних производителей, системные аналитики должны оценить варианты применения различных программ. Важнейшими критериями оценки являются функциональность пакета, гибкость, дружественность интерфейса, потребляемые ресурсы, требования к базам данных, сложность установки и обслуживания, полнота документации, репутация производителя и цена. Оценка пакета производится на основе запроса предложений (RFP), с использованием подробного списка вопросов, отсылаемого производителю или поставщику. Когда программный пакет выбран, то организация уже не контролирует полностью процесс проектирования. Вместо подгонки системных спецификаций под нужды пользователей проектировщики стараются привести предпочтения пользователей в соответствие с возможностями выбранной программы. Если потребности организации конфликтуют с принципами работы приобретенных программ, то нужно или адаптировать программный пакет, или изменить бизнес-процессы самого предприятия. Разработка конечными пользователями Некоторые типы информационных систем могут разрабатываться конечными пользователями при незначительном участии технических специалистов. Этот феномен носит название разработки конечными пользователями. Используя языки программирования четвертого поколения, графические языки и специальные утилиты для персональных компьютеров, пользователи могут манипулировать данными, создавать отчеты и даже формировать полноценные информационные системы для собственного пользования, причем им даже не всегда нужна помощь профессиональных системных аналитиков или программистов. Многие такие си- Request for proposal (RFP) (запрос предложений) Подробный список вопросов, отсылаемый производителям программного обеспечения или другим службам для того, чтобы определить, соответствует ли программный продукт нуждам организации. End-user development (разработка конечными пользователями) Разработка информационных систем конечными пользователями при незначительном участии технических специалистов. схемы создаются гораздо быстрее, чем системы, разрабатываемые стандартными методами. На рис. 10.10 изображен процесс пользовательской разработки.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |