КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понимание ценности информационных систем и управление изменениями
После изучения материала этой главы вы сможете: 1. Сравнивать модели определения ценности информационных систем. 2. Анализировать основные причины неудач информационных систем. 3. Выполнять анализ требований к управлению изменениями для создания успешных систем. 4. Выбирать подходящие стратегии управления процессом внедрения системы. Неудачное внедрение новой системы обслуживания клиентов в компании Omni Hotels В середине 90-х гг. прошлого века компания Omni Hotels вела отчаянную борьбу за повышение эффективности работы. Команда менеджеров отеля, работающая в Хэмптоне (штат Нью-Гэмпшир), попыталась упрочить финансовое будущее компании, внедряя систему привлечения новых клиентов. Предложенные меры должны были повысить степень доверия клиентов к компании, а также способствовать повторным обращениям к ее услугам. Предполагалось, что клиенты, делающие повторные заказы в отеле, получают вознаграждение или номера более высокого класса, чем те, на которые они рассчитывали. Эти меры должны были повысить заинтересованность клиентов в повторных обращениях к услугам отеля, а также способствовать эффективной рекламе. Отдел маркетинга энергично поддержал систему подобных мер, рекламируя ее среди заказчиков и менеджеров отелей. Томас Мерфи (Thomas Murphy), главный информационный менеджер бюро по круизам в районе Карибского моря из Майами, в то время был вице-президентом по информационным технологиям Omni Hotels. Он попытался собрать на совещание всех вице-президентов компании для выработки единых требований. Команда исполнителей не могла вникать в детали, их обязанности ограничивались обслуживанием клиентов. Когда отдел информационных систем представил демонстрационную версию данной системы, менеджеры по маркетингу, по организации работы с клиентом и по обслуживанию продаж не смогли прийти к единому мнению о реальных мерах по ее внедрению. Не удалось договориться, когда и как клиенты получают вознаграждение. Бизнес-подразделения Omni не приняли участия в разработке этой системы, а также отсутствовали конкретные правила для получения премий. Отдел маркетинга не проинформировал главного менеджера Omni Hotels о предпринимаемых мерах, а прогнозы этого отдела существенно отличались от результатов разработки. Главный менеджер представил грандиозную систему, которую было невозможно разработать в столь ограниченный промежуток времени. Менеджеры среднего звена из Omni Hotels поддерживали недостаточно тесные связи с командой исполнителей, поскольку в течение нескольких лет обслуживающий персонал Omni Hotels постоянно обновлялся из-за высокой текучки кадров. Возникли также и серьезные технические проблемы. Программное обеспечение первоначально разрабатывалось с учетом применения базы данных Microsoft Access, не представлялось возможным расширить его возможности для обслуживания 40 отелей Omni Hotels. И каждое утро необходимо было потратить не менее часа рабочего времени для обновления базы данных, вводя данные в ПК вручную. Пользователи получали доступ к этой системе с помощью медленного коммутируемого доступа. Команда Мерфи в течение месяца дорабатывала эту систему, пытаясь добиться согласования интересов различных непримиримых групп, а также учитывая требования главного менеджера. Предполагалось, что система будет функционировать достаточно быстро, предоставляя ряд удобств пользователям, а другие старые системы получат доступ к согласованным отчетам и обновленным интерфейсам. Когда же систему внедрили с месячным опозданием относительно запланированного срока, работники отелей просто ее не восприняли. Менеджеры отелей не были проинструктированы по поводу работы с данной системой, их негодование было вызвано необходимостью приобретения вина или других ценных подарков для клиентов отеля за свой счет. Система функционировала очень медленно, ее трудно было использовать, и польза от нее была невелика. Отели не получили соответствующей документации, персонал не прошел тренинг-курсов, что значительно облегчило бы внедрение новшества. Шесть месяцев спустя система потерпела фиаско, а компания Omni Hotels понесла убытки на сумму в $250 тыс. Объединение Omni Hotels не является единственной компанией, понесшей убытки в результате неудач с внедрением информационных систем. По крайней мере половина всех проектов, связанных с информационными системами, приводят к неутешительным результатам. Компании затрачивают до 50% бюджета, выделенного на развитие информационных технологий, на проекты, которые затем приходится закрывать. Проблемы управления Основным фактором, способствующим внедрению информационных систем, является гарантированное получение экономических преимуществ. Компаниям следует производить экономическую оценку информационных систем, что позволит убедиться в экономической целесообразности их внедрения. Проекты, связанные с внедрением информационных систем, имеют высокую степень риска, поскольку часто компании неверно проводят экономическую оценку связанных с внедрением затрат либо неправильно производят организационную перестройку, связанную с внедрением новых технологий. При внедрении информационных систем часто встречаются ошибки, которых не избежали сотрудники компании Omni Hotels. Успешная реализация системы предполагает обращение к перспективному планированию, внесение изменений в систему управления, а также учет следующих требований экономической целесообразности: 1. Определение нематериальных преимуществ от внедрения системы. По мере роста сложных систем они приносят материальные выгоды в меньшей мере и в большей мере — нематериальные. Единого метода по оценке нематериальных преимуществ нет. Если же для оценки пользы от внедрения информационных систем использовать только финансовые критерии, компании могут упустить важные моменты. В то же время в случае переоценки нематериальных преимуществ компании могут принять очень плохие инвестиционные решения. 2. Учет степени сложности крупномасштабных проектов. Системы большого масштаба, к которым относятся производственные системы, довольно трудно поддаются управлению, результаты их реализации нелегко заплани-
ровать и скоординировать. Подобные системы включают большое число организационных единиц и штатных сотрудников, отличаются повышенными информационными требованиями и вызывают широкий спектр изменений деловой активности. Внедрение столь сложных систем довольно затруднительно, поскольку этот процесс растягивается на годы. Кроме того, имеется лишь несколько более или менее надежных методик по оцениванию продолжительности и стоимости разработок подобных крупномасштабных информационных систем. В этой главе представлены основные направления работы по внедрению сложных информационных систем, но нет никаких гарантий, что крупный информационный проект будет успешно спланирован с учетом бюджетных ограничений. В данной главе рассматриваются различные способы оценки ценности информационных систем с учетом как финансовых, так и нефинансовых моделей. Затем оценивается роль управления изменениями в процессе успешного внедрения систем. Наконец, будут представлены стратегии уменьшения рисков и совершенствования управления проектами создания систем. 11.1. Понимание ценности информационных систем Информационные системы представляют ряд преимуществ коммерческим фирмам. Тщательно сформированная инфраструктура информационных технологий может в течение длительного времени играть важную стратегическую роль в жизни фирмы. Учитывая грандиозные масштабы охвата информации, информационные системы позволяют фирмам одерживать победу в конкурентной борьбе. Важно также представлять, что фирмы не всегда полностью используют преимущества, предоставляемые информационными системами. И хотя информационные проекты могут существенно повысить доходность и эффективность функционирования фирм, определенную пользу получают и клиенты. Речь идет об удешевлении продукции фирм или о повышении качества услуг и надежности обслуживания (Hitt, Brynjolfsson, 1996). Общество может поощрять деятельность фирм, улучшающих обслуживание клиентов. В рамках этого предположения можно рассмотреть схему льготного налогообложения или же другие виды поощрения. Если фирмы не удовлетворяют растущие запросы клиентов, они вынуждены прекратить свое существование. Доходность инвестиций в информационные технологии также значительно сокращается, если не учитываются затраты на организационные изменения, связанные с внедрением системы, либо подобные затраты распределяются неэффективно (Ryan, Harrison, 2000; Irani, Love, 2000-2001). Успешное управление как раз и призвано максимизировать, насколько это возможно в создавшихся условиях рынка, отдачу инвестиций, направленных в информационую систему. С финансовой точки зрения ценность системы базируется на решении основного вопроса. Принесут ли инвестиции в информационную систему такой доход, который оправдает понесенные затраты^ Подобный подход порождает много вопросов, связанных не только с оценкой доходов и подсчетом затрат. Традиционные модели экономической оценки капиталовложений Оценка окупаемости представляет одну из нескольких методик, применяемых для оценки инвестиций в долговременных проектах, связанных с инвестициями капитала. Процесс анализа различных предложений и отбора наиболее приемлемых вариантов капитальных затрат получил название экономической оценки капиталовложений. Фирмы инвестируют средства в капитальные проекты, приводящие к расширению производства, реализации желаемых перспектив. Подобные проекты могут включать модернизацию производственного оборудования, что влечет за собой существенное сокращение затрат. Фирмы также направляют инвестиции в капитальные проекты и по причинам неэкономического характера. Речь может идти о приобретении оборудования контроля состояния окружающей среды либо о выполнении правительственных директив по оказанию гуманитарной помощи. Информационная система представляет собой объект для долговременных капитальных инвестиций. При оценке капитальных проектов используются шесть моделей экономической оценки капиталовложений: • метод оценки окупаемости; • коэффициент окупаемости инвестиций (accounting rate of return on investment, ROI); • отношение доходов и затрат; • чистая приведенная стоимость (net present value); • индекс рентабельности; • внутренняя норма прибыли (internal rate of return, IRR). Все методы экономической оценки капиталовложений базируются на анализе денежных потоков фирмы. Инвестиционные затраты представляют собой единовременный отток наличных средств, обычно направляемый на приобретение капитального оборудования. В последующие периоды инвестиционная деятельность может приводить к дополнительному оттоку наличности, иногда равному по объему денежным доходам, получаемым от инвестиции. Денежные потоки могут фигурировать в виде повышения уровня продаж для большинства товаров (поводом может послужить включение в ассортимент новых продуктов, повышение качества или расширения сегмента рынка) или отражать сокращение затрат на производство и связанные с ним операции. Разница между оттоком и притоком денежных средств используется для расчета финансовой стоимости инвестиции. Для сравнения ценности различных проектов и принятия решений по поводу объемов инвестиций после определения финансовых потоков применяются несколько альтернативных методик. При выборе финансовой модели необходимо рассмотреть все возможные альтернативы, взвесить все преимущества и затраты, причем доходную и затратную части можно выразить с помощью принятой метрики, а именно в денежном выражении. Если выбор осуществляется среди большого числа сложных альтернатив, эти требования редко соблюдаются в реальных условиях, но возможно не- Capital budgeting (экономическая оценка капиталовложений) Процесс анализа и отбора различных предложений по капитальным вложениям. Tangible benefits (материальные выгоды) Выгоды, которые можно оценить количественно и выразить в денежном отношении; сюда входят снижение операционных затрат и увеличение денежных потоков. Intangible benefits (нематериальные выгоды) Выгоды, которые трудно выразить в количественной форме; сюда входит повышение эффективности обслуживания клиента или совершенствование условий принятия решений. которое приближенное решение. В табл. 11.1 перечислены статьи затрат и доходов, наиболее часто используемые для анализа при внедрении информационных систем. Материальные выгоды можно подсчитать и придать им денежное выражение. Нематериальные выгоды, к которым относится повышение эффективности обслуживания клиента или улучшение условий принятия решений, нельзя выразить в количественном отношении, но по истечении большого промежутка времени эти доходы также получают количественную оценку. Ограничения для финансовых моделей В случае применения инструментов финансового анализа к информационным системам возникает много проблем (Dos Santos, 1991). Финансовые модели не содержат указаний на риски и неопределенности при оценивании затрат и ожидаемых преимуществ. Затраты и выгоды появляются не одновременно. Затраты имеют материальную природу и вполне предсказуемы, в то же время выгоды проявляются со временем и отличаются нематериальными характеристиками.
Инфляционный процесс различным образом отражается на затратах и выгодах. Особенно это справедливо, когда речь идет об информационных технологиях — они могут претерпевать существенные изменения в процессе осуществления проекта, что приводит к серьезным изменениям оценок. Нематериальные выгоды не всегда поддаются количественной оценке. Эти факторы вносят хаос в финансовые модели. Именно затруднения, возникающие при оценке нематериальных выгод, обусловливают наличие расхождений при применении различных финансовых моделей: системы, позволяющие автоматизировать выполнение операций и канцелярскую работу, сокращают трудозатраты и экономят время. Результат внедрения этих систем всегда поддается измерению, а преимущества вполне осязаемы в отличие от систем информационного менеджмента, систем поддержки принятия решений или систем поддержки коллективной деятельности (гл. 12 и 13). Имеется и другая причина, вследствие которой оценка инвестиций в информационные технологии нуждается в специальной корректировке с учетом требований финансового моделирования. Экономическая оценка инвестиций исторически была создана для оценки вложений в производственное оборудование, а также другие долговременные проекты, например в энергоснабжение и в развитие телефонных сетей. Подобные инвестиции обычно рассчитываются на срок от 1 до 25 лет. Однако информационные системы отличаются от производственных систем по продолжительности «жизни». Срок эксплуатации информационных систем значительно короче. Благодаря высокому темпу технологических изменений в информационных системах, базирующихся на применении компьютеров, большинство подобных систем устаревают за 5-8 лет (а иногда и раньше). С точки зрения бюджетных затрат высокие темпы обновляемости для информационных систем приводят к сокращению периода окупаемости, ускорению оборачиваемости средств по сравнению с проектами по вложению капитальных средств, имеющих более длительные «сроки жизни». Основополагающим моментом при рассмотрении финансовых моделей являются осмотрительность и изучение результатов их применения в более широком контексте при анализе бизнес-деятельности. Рассмотрим пример постановки и разрешения подобной проблемы. Следующий практический пример основан на реальном сценарии, изменены только имена. Практический пример: фирма Primrose, Mendelson, and Hansen Фирма Primrose, Mendelson, and Hansen представляет собой объединение 250 самостоятельных юристов Вест-Сайда из района Манхеттена. Филиалы этой компании расположены в Лондоне, Лос-Анджелесе и Париже. Компания создана в 1923 г. и хорошо зарекомендовала себя в деле отстаивания прав корпоративных клиентов, при рассмотрении дел по налогообложению, охране окружающей среды и в области здравоохранения. Широкую известность получила адвокатская деятельность сотрудников этой фирмы. Постановка проблемы Фирма занимает три этажа в новом строении. Большинство сотрудников имеют в своем распоряжении ПК четырехлетней давности, но пользуются компьютерами исключительно для нужд электронной почты. Фактически все дела обсуждаются при личных встречах в офисе или в условленных с клиентами местах. Большая часть дел, которыми заняты сотрудники фирмы, предполагает оформление (редактирование), создание, заполнение, сохранение и пересылку документов. Кроме этого, группы, занятые делами по налогообложению, пенсионными делами и вопросами, связанными с недвижимостью, используют в работе электронные таблицы. Когда объем работы фирмы вырос на 15% (по сравнению с объемом работы в 1999 г.), директор фирмы Эдвард У. Хансен III (Edward W. Hansen III) решил внедрить новую информационную систему. Это привело бы к уменьшению потока бумажной документации, совершенствованию работы с клиентами и сокращению административных расходов. Во-первых, доходы фирмы зависят от почасовой оплаты труда сотрудников. Предполагается, что каждый юрист ведет учет ежедневной рабочей загрузки, причем с 30-минутными интервалами указывается вид выполняемой деятельности. Обычно старший юрист зарабатывает до $500 в час. К сожалению, юристы довольно часто забывают ежедневно заполнять график работы, поэтому приходится реконструировать его по памяти. Желательно автоматизировать учет рабочего времени юристов фирмы. Во-вторых, много времени уходит на поддержку связей с клиентами по всему миру, а также с другими юридическими фирмами как в США, так и за рубежом на установление контактов с различными филиалами фирмы Primrose. Использование факса не решает проблему, поскольку растут счета за телефонную связь, формируются длинные очереди. Фирма также заинтересована в защите передаваемой электронной информации, которую можно реализовать с помощью Lotus Notes или даже Интернета. Юридические фирмы обязаны сохранять в тайне конфиденциальную информацию, предоставляемую клиентом. В-третьих, фирма Primrose не располагает клиентской базой данных! В этом плане фирма представляет собой конгломерат удельных собственников — каждый юрист имеет определенный круг клиентов и сохраняет информацию о них частным образом. Отсутствует возможность уточнить круг клиентов фирмы, узнать, с кем из сотрудников фирмы поддерживаются деловые отношения, а также выяснить сопутствующую информацию. Есть заинтересованность в поддержке определенного набора законодательных актов, но в этой информации довольно трудно ориентироваться. Фирма Primrose заинтересована во внедрении интегрированной системы по управлению клиентами, где получили бы отражение законодательные акты, а также ставки почасовой оплаты. Подобная информация должна быть доступна всем сотрудникам фирмы. Другие филиалы фирмы, заинтересованные в привлечении клиентов из США, также должны иметь доступ к этим сведениям. В-четвертых, отсутствует систематический мониторинг уровня затрат. Руководство фирмы и заведующие отделами, формирующие группу исполнителей, не располагают данными об уровне затрат, о направлении финансовых потоков, не имеют достаточной информации по поводу распределения ресурсов фирмы. В данном случае неоценимую помощь может оказать подходящая система учета, которая позволила бы более успешно идентифицировать потоки наличных средств и состав затрат, чем это возможно при использовании имеющегося в наличии журнала.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |