Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия темы: управление, педагогические системы, культура, руководитель, качества личности, внутришкольное управление




План

Основные понятия темы: диагностика, виды, методы, технология, программа изучения, личность

Практическое занятие № 7. Диагностико-проектировочная деятельность педагога

Основные понятия темы: технологии, инновации, общение, воспитание, педагогическое общение.

План:

1. Понятие о педагогическом общении. Классификация видов и стилей общения.

2. Организация традиционных и инновационных форм и технологий педагогического общения.

3. Особенности проведения воспитательной беседы с различными контингентами учащихся.

4. Индивидуальное проектирование разнообразных форм педагогического общения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, интернет-ресурсов, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

СРС:

1. Разработать беседу (иную форму общения по выбору студента) с воспитанниками (с трудным ребенком, представителем неформального объединения, лидером класса, аутсайдером класса и др.)

2. Спроектируйте педагогическое наставление на любом материале, по вашему выбору.

3. Подберите диагностики педагогического общения.

4. Реферат по теме занятия (см. список тематики рефератов).

Литература

Основная:

1. Бордовская Н.В. и др. Педагогика. – СПб, 2000.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебн. Пособие.- М.: ВЛАДОС, 1999.

3. Педагогика: Учебное пособие для вузов / Авт. Сластенин В.А. и др. – 4-е изд. – М., 2002.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для вузов в 2-х кн. - М., 1999.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под редакцией С.А. Смирнова. – М.: «Академия», 1998.

6. Педагогика/В.А. Сластёнин. – М., 2000.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

8. Электронный учебник по педагогике. Теория воспитания.

Дополнительная:

1. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996.

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1996.

3. Педагогика: Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. – Майкоп, 1994.

4. Педагогика./Под ред. Пидкасистого П.И. –М., 2007.

5. Педагогика наших дней. Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. – Мн.: Университетское, 2001.

 

1.Сущность и особенность педагогической диагностики.

2. Виды диагностики в процессе обучения.

3.Педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя. Методы, технологии.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, интернет-ресурсов, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

Задания к занятию

Заполните таблицу:

 

Методы педагогической диагностики Описание методов Советы по использованию результатов
     

 

Составьте «диагностический чемоданчик», подобрав в него 10 различных диагностических методик

Подготовить реферативное выступление на темы:

«Диагностика обученности учащихся», «Диагностика обучаемости», «Диагностика достижений», «Использование диагностики в целях оказания педагогической поддержки старшеклассникам», «Взаимосвязь диагностики и целеполагания», и др. по выбору студента.

Литература:

основная:

1.Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. РожковаМ.И. М.,1999, с.199-217; 245-274.

2.Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. Ростов н/Д., 2001. с. 134-142. Новый курс: Кн.2.М., 1999.с.31-38.

3.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. Пособие для студ. Учеб. Заведений. – М., 2000, гл.3.

4.Справичник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.,1999. с.30-76.

дополнительная

1. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988. с.207.

2. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999. с.103-136, 148-175.

 

Практическое занятие 8. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций (2 часа).

Основные понятия темы: воспитание, моделирование, педагогическая ситуация, педагогическая задача, решение пед. Задач.

План:

1. Педагогическая ситуация как составляющая часть педагогического процесса и единица педагогической деятельности.

2. Моделирование педагогических ситуаций (на примере ситуации успеха).

3. Анализ педагогических ситуаций.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, интернет-ресурсов, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

СРС:

1. Ознакомьтесь с различными классификациями педагогических ситуаций. Сравните их.

2. Подберите 2-3 педагогические ситуации, опишите и проанализируйте их.

3. Моделирование и решение педагогических ситуаций и задач.

Литература:

Основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304с. (Серия «учебник нового века»).

2. Борытко Н.М. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / Н.М.Борытко. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 496с.

3. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слуш. ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 1999. -464с.

6. Рожкова М.И., Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

7. Педагогика: теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / [Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

8. Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430с. – (Основы наук).

9. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.

10. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.

Дополнительная:

1. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 240с.

2. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.

3. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.

4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М., 1993.

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Владимир Семенович Семенов; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 336с.

6. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. Новая школа, - М., 1993.

 

Практическое занятие 9. Решение психолого-педагогических задач (2 часа).

Основные понятия темы: воспитание, моделирование, педагогическая ситуация, педагогическая задача, решение пед. задач.

План:

1. Связь педагогических задач с целями и деятельностью, организуемой учителем. Виды задач.

2. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Алгоритм решения педагогических задач.

3. Упражнения по анализу конфликтных ситуаций и решению педагогических задач.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, интернет-ресурсов, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

СРС:

1. Используя книгу Спирина Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.М.: 1997 познакомтесь с описанием ситуации-задачи «Вовка-1 и Вовка-2» (с. 85-87). Проанализируйте её сначала самостоятельно, а потом сравните свой анализ с анализом автора (с. 130-141).

2. Познакомьтесь с описанием ситуаций-задач «Незадачливый герой» и «Можно войти» (с. 100). В каждой сформулируйте проблему и ведущие педагогические задачи; предложите сво вариант решения; сравните с вариантом автора (с. 143-144)

3. Подготовьте реферативное выступление на тему «Педагогическое разрешение и создание конфликта» (используя пособие Питюкова В.Ю. Основы педагогической технологии и Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций.)

4. Подготовьте 3-5 педагогических ситуаций для коллективного обсуждения на занятии.

Литература:

Основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304с. (Серия «учебник нового века»).

2. Борытко Н.М. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / Н.М.Борытко. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007. – 496с.

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Рожкова М.И., Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

5. Педагогика: теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / [Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

6. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.

7. Сластенин В.А. Педагогика: уч. пособ. для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.

 

Дополнительная:

7. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. – 240с.

8. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.

9. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.

10. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. - М., 1993.

11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Владимир Семенович Семенов; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 336с.

12. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. Новая школа, - М., 1993.

13. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М., 1987.

14. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997. с.93-105.

15. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М., 1983.

16. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. с.156-170.

 

Практическое занятие 10. Ценностно-ориентировочная деятельность (2 часа).

Основные понятия темы: ценностные характеристики, педагогическая деятельность, ценностные ориентации личности,

План:

 

1. Ценностные характеристики педагогической деятельности

2. Структурный уровень ценностных ориентаций личности

3. Особенности структурного строения целей и ценностных ориентаций личности

4. Виды воспитательной деятельности

5. Определение ценностных ориентаций

6. Структурный уровень ценностных ориентаций личности

7. Особенности структурного строения целей и ценностных ориентаций личности

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, интернет-ресурсов, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

СРС:

Подготовить презентацию по видам воспитательной работы.

Литература:

1. Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.-С. 57-61.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994.

3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.-128с.

4. Поляков С.Д. О педагогической инноватике.- М., 1990.

5.

6. Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.- С.609-610.

7. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.

8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.

9. Куприянов Б.В., Илика А.А. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра для старшеклассников «Яхта». Методическая разработка. — Кострома: Вариант, 1995.

10. Садко П. Двенадцать месяцев. Новогодняя конкурсная программа для младших школьников. //Новогодняя сказка. — Выпуск№ 6.-Кострома: М.Ц. «Вариант», 1993.

 

Практическое занятие 11. Управленческая культура руководителя (2 часа).

План:

1.Управленческая культура руководителя: сущность понятия, компоненты.

2. Стиль руководства: классификация стилей лидерства, виды стилей (авторитарный, демократический, либеральный).

3. Состояние внутришкольного управления как один из показателей оценки качества работы школы. Критерии и показатели эффективного менеджмента.

4. Психологические приёмы расположения к себе подчиненных.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – семинар. Методы обучения, используемые на практическом занятии – беседа, индивидуальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, интернет-ресурсов, доклады, сообщения и подготовленные презентации студентов, анализ собственного педагогического опыта, дополнение «Словаря педагогических терминов».

СРС:

Из журнала «Народное образование» № 1 за 2002г. С.94-99 выпишите определение «управленческая культура», её основные компоненты.

Дайте характеристику трем основным стилям руководства (теория лидерства) и заполните таблицу

Виды стилей Характерные признаки стилей
  Авторитарный  
  Демократический  
  Либеральный  

 

Литература:

1.Воронин В.В.Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии.- Брянск, 1996,-с.84-112.

2.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М., 1997.

3.Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы.

4.Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/Пособие для руководителей образовательных учреждений/Под редакцией Лазарева В.С.-М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.

5.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: М., 1999, с3-6.

6.Управление школой: теоретические основы и методы/Под ред. Лазарева.: М., 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.