КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности обучения взрослых
Формирование грамотной, научно обоснованной политики в сфере обучения персонала возможно только при учете методических и психологических особенностей образования взрослых. Мотивацию к обучению можно представить как сумму двух основных составляющих:
= +
Осознание сотрудниками своих потребностей в обучении происходит, когда это связано с требованиями выполняемой работы и ориентацией на формирование определенной организационной культуры. Ответственность за обучение во многом определяется осознанием потребности в обучении и общей привычкой ответственно относится к своей работе. Простирается эта ответственность преимущественно на соблюдение формальных сроков и требований учебной программы или же предполагает активное приложение полученных знаний, навыков и установок на практике.13 У взрослого человека уже выработан стереотип поведения, который включает в себя не только операциональные установки (автоматизированные действия, движения), но и установки смысловые. Они становятся отрицательным фактором, когда возникает необходимость изменить профессиональную деятельность. В то же время успех обучения во многом зависит от того, насколько прошлый опыт человека согласуется с изучаемым учебным материалом. Исходные профессиональные установки можно обозначить термином «актуальные установки», а те, которые должны быть у работников к концу обучения, – термином «идеальные установки», то есть соответствующие современным достижениям науки, техники и практики. Цель обучения: замена актуальных установок, которые становятся тормозом в профессиональной деятельности обучающихся, на идеальные установки. Чем большее число идеальных установок преподавателя превратятся в актуальные установки обучающихся, тем более эффективным будет обучение. Новые знания – это необходимое, но недостаточное условие для достижения цели обучения, так как необходимо изменить еще профессиональные и психологические установки обучающихся сотрудников. В рамках этой концепции процесс обучения осуществляется в несколько этапов. 1. Этап диагностики исходных профессиональных установок у обучающихся сотрудников. Не исключена ситуация, когда их актуальные установки по предложенным вопросам учебного плана полностью совпадают с идеальными установками преподавателя или, наоборот, полностью им противоречат. Совпадение установок может быть следствием следующих причин: - достаточно высокий профессиональный уровень слушателей данной категории; - низкое качество учебного плана; - низкий профессиональный уровень преподавателя, который знает не больше своих слушателей. Теоретически возможен вариант «дефицита», когда слушатели впервые узнают о существовании какого-то вопроса, проблемы, имеющей отношение к их профессиональной деятельности. Поскольку у слушателей нет твердой позиции по этому вопросу, то нет и актуальной установки. Приемлемым является вариант несовпадения актуальных и идеальных установок. Он должен быть в основе отбора учебных проблем и вопросов. В ходе диагностики преподаватель должен оперативно исключить из плана занятий вопросы, по которым актуальные и идеальные установки совпадают. 2. Этап коррекции негативных профессиональных установок слушателей. Задача преподавателя на этом этапе – нейтрализовать и разрушить те установки слушателей, которые не соответствуют современной научной мысли, технике и технологии производства, практике. Излагая правильные подходы, взгляды и методы, преподаватель при этом должен опровергнуть то, что в работе слушателей устарело, иначе их привычная точка зрения и позиция сохранятся в работе после обучения. Работник должен понять, что его точка зрения несостоятельна и принять позицию преподавателя, убедившись, что она для него более выгодна и удовлетворяет какие-либо его собственные потребности. 3. Этап формирования новых профессиональных установок слушателей. Слушатели примут новые для них установки, если преподавателем будет доказана не только их объективная, но и субъективная ценность.14 Результатом обучения должно стать включение нового действия в состав сформированной деятельности, замена одного действия другим, изменение мотивационных установок и придание им нового смысла, изменение самооценки, преодоление тормозящего влияния прошлого опыта, достижение реально лучших результатов в профессиональной деятельности на основе использования новых знаний, появление потребности в непрерывном образовании.15
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |