КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческие роли
VI IX VIII
Предисловие КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДАННОЙ КНИГОЙ Настоящая книга предназначена для тех людей, которые хотят развить в себе управленческие навыки и способности. Она охватывает все ключевые навыки, которыми пользуются менеджеры, и затрагивает основные аспекты управления людьми, деятельностью и работы над собой, которые они должны хорошо знать. Данную книгу можно читать с любого места, - каждая глава в ней является самостоятельным разделом. Однако полезно предварительно прочесть введение, где очерчены общая концепция менеджмента и области, в которых менеджеры обязаны быть компетентными. Таким образом, во введении представлена система подачи 50 глав книги, описывающих следующие области: • Управление людьми - обучение, исполнение обязательств, общение, управление конфликтами, консультирование, делегирование, наделение полномочиями, преодоление негативного отношения, руководство, управление трудовой дисциплиной, управление психологическим контрактом, отношения с недобро- совестнымии работниками, отношение с непосредственным начальником, мотивация людей, постановка задач, управление эффективностью работы, власть и политика, обеспечение обратной связи, проведение отборочного собеседования, управление группой и оценка людей. Управление видами деятельности - управление изменениями, непрерывное улучшение, контроль, координирование, управление кризисами, управление корпоративной культурой, забота о клиентах, развитие незапланированных событий и направление их в нужное русло, повышение эффективности бизнеса, собрания, организация, планирование, управление проектами, стратегическое управление и управление рисками. Работа над собой и самосовершенствование (развитие собственных навыков) - достижение результатов, уверенность в себе, ясность мышления, общение, эффективность выступлений перед публикой, формирование отношений с людьми, оказание влияния на других людей, обсуждение условий, решение проблем и принятие решений, составление отчетов, саморазвитие и организация рабочего времени.
Содержание
Вступительное слово VII Предисловие ix Введение 1 1. Достижение результатов 12 2. Уверенность в себе 17 3. Управление изменениями 20 4. Ясность мышления 27 5. Обучение 36 6. Преданность. Способы укрепления 40 7. Общение 43 8. Управление конфликтами 49 9. Непрерывность улучшений 54 10. Контроль 59
\ /
11. Координация 70 12. Консультирование 74 13. Творчество и новаторство 77 14. Управление кризисами 86 15. Управление корпоративной культурой 96 16. Забота о клиенте lO'l 17. Делегирование 105 18. Развитие сотрудников 113 19. Эффективность выступлений перед аудиторией 117 20. Наделение людей полномочиями 124 21. Продвижение вперед 129 22. Преодоление негативного отношения 137 23. Развитие событий не по плану и возвращение их в нужное русло 143 24. Повышение эффективности бизнеса 156 25. Умение влиять на других людей 176 26. Руководство 182 27. Влияние на моральный дух 190 28. Управление психологическим контрактом 193 29. Управление плохими работниками 196 30. Управление непосредственным начальником 201 31. Собрания 206 33. Ведение переговоров 220 34. Постановка задач 233 35. Организация 242 36. Управление эффективностью работы 250 37. Планирование и установление приоритетов 256 38. Власть и политика 263 39. Решение проблем и принятие решений 273 40. Управление проектом 277 41. Обеспечение обратной связи 281 42. Управление качеством 284 43. Составление отчетов 290 44. Управление рисками 295
45. Проведение отборочных собеседований 299 46. Саморазвитие 310 47. Стратегическое управление 317 48. Управление группой 323 49. Организация рабочего времени 331 50. Оценка людей 341 Алфавитный указатель 344 Введение О ТОМ, КАК СТАТЬ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ Лучшие из менеджеров признают, что искусство управления - это то, чему они должны учиться. Ни один человек не может вдруг стать менеджером, компетентным во всех без исключения вопросах. Конечно, существует великое множество способов обучения, как стать компетентным менеджером. Несомненно, самый лучший учитель - опыт. Это то время, в течение которого вы работали менеджером или руководителем группы, и проведенный вами анализ того, каким образом хорошие менеджеры, с которыми вы сталкивались, добивались успеха. Вы можете учиться у собственного начальника, а также у других начальников. Это означает перенимать то, что вы считаете полезным для работы, и отказываться от бесполезных уроков, то есть от того, что не может обеспечить руководство и мотивацию, обязательные для каждого хорошего менеджера, и от того, что не приносит необходимых результатов. Есть такая старая пословица - "Люди учатся управлять, решая задачи управления под руководством хорошего менеджера". Она все так же актуальна и сейчас, но, чтобы наиболее рационально использовать накопленный опыт, целесообразно вписать его в схему, определяющую ваше понятие о том, что же такое менеджмент, и помогающую вам переосмыс- ВВЕДЕНИЕ • 1 ливать и анализировать собственный опыт и поведение других людей. Кроме того, есть еще и богатейший запас знаний о навыках, которыми должны владеть менеджеры, и аспектах управления людьми, видами деятельности и работы над собой, которые они должны понимать. Ни один из этих навыков не дает быстрого решения, которое было бы универсальным. Полезно знать о них, но, кроме того, необходимо выработать в себе понимание, каким образом их лучше всего применять и видоизменять в зависимости от конкретных требований ситуации, в которой вы оказались. Это не сборник готовых рецептов: "Сделайте то-то и то-то, и все будет хорошо". Цель книги скорее в том, чтобы представить методы, которые проверены на практике и, как правило, являются эффективными. Но их необходимо адаптировать к собственному стилю руководства и к обстоятельствам, в которых требуется их применение.
Чтобы войти в число лучших менеджеров, следует развить в себе каждую из 50 областей знаний и навыков, описанных в данной книге. Но лучше подготовиться к этому вы сможете, имея общее представление о процессе менеджмента. Это будет та схема, в которую вы сможете вписать различные методы и методики, представленные в каждой главе. Цель настоящего введения - представить такую схему, изложенную в следующих разделах: • В чем состоит менеджмент. • Цели менеджмента. • Процессы менеджмента. • Управленческие роли. • Фрагментарный характер работы менеджера. • Чем на самом деле занимаются менеджеры. • Что могут предпринять менеджеры. • Качества менеджера. • Эффективность управления. • Повышение эффективности управления. В ЧЕМ СОСТОИТ МЕНЕДЖМЕНТ По существу, менеджмент, или управление, заключается в том, чтобы принять решение, что делать, и организовать выполнение этого решения людьми. Такое определение особо подчеркивает роль людей как самого важного ресурса, которым могут распоряжаться менеджеры. При помощи именно этого ресурса будет происходить управление всеми остальными ресурсами - знаниями, финансами, материалами, заводом, производственным оборудованием и т.д. Тем не менее задача менеджеров - получить результат. При решении этой задачи им приходится сталкиваться с событиями и случайностями. Справиться с ними они могут в первую очередь с помощью людей, однако придание излишнего значения человеческой составляющей менеджмента отвлекает внимание от того, что в управлении событиями менед- 2 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ
жеры должны участвовать лично. Они руководят собой так же, как и другими людьми. Они не могут делегировать никакие обязанности. Зачастую, чтобы обеспечить выполнение того, что от них требуется, им приходится полагаться на собственные ресурсы, которые состоят из опыта, ноу-хау, навыков, способностей и времени. Все эти ресурсы необходимо задействовать, и не только в руководстве людьми и их мотивации, но и в осмыслении ситуаций и вопросов, анализе и определении проблем, принятии решений и в непосредственном личном участии при их выполнении, а не только в привлечении других людей. Они получат поддержку, совет и помощь своих подчиненных, но, в конечном счете, все решают только они. Они должны принимать решения и инициировать действия, а подчас и действовать лично. Председатель правления, который выступает против предложения о слиянии фирм, получит многочисленные советы, но лишь он или она лично найдет выход из создавшейся ситуации благодаря переговорам непосредственно с финансовыми учреждениями, торговыми банками, консультациям1 с финансовыми аналитиками, редакторами финансовых отделов газет и общения с большинством акционеров.
Поэтому базовое определение менеджмента следует дополнить и читать его в следующей формулировке: "Принять решение, что делать, и организовать выполнение этого решения за счет эффективного использования ресурсов". Наиболее важной частью менеджмента действительно будет организация выполнения решения с помощью людей, но прямо или опосредованно менеджеры будут связаны со всеми остальными ресурсами, включая и их собственные. ЦЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА Менеджмент - это процесс, предназначенный для получения необходимых результатов путем наиболее оптимального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов, которые имеются в распоряжении организации и отдельных менеджеров. Он в большой мере связан с добавлением стоимости этим ресурсам, и эта добавленная стоимость зависит от компетентности и преданности людей, которые несут ответственность за управление бизнесом. ПРОЦЕССЫ МЕНЕДЖМЕНТА Весь процесс менеджмента подразделяется на ряд отдельных процессов, которые представляют собой способы организации работ, созданные специально для того, чтобы способствовать выполнению поставленных задач. Эти процессы направлены на то, чтобы в бурном, нестабильном и неспокойном мире, в котором работают менеджеры, сделать задачу управления как можно более системной и упорядоченной, внести в нее ВВЕДЕНИЕ • 3 элемент предсказуемости, логики и согласованности. Определения основных процессов управления, данные классическими теоретиками менеджмента, сформулированы так: 1. Планирование - определение порядка действий с целью дос 2. Организация - учреждение и укомплектование штата органи 3. Мотивация - осуществление руководства для побуждения 4. Контроль - измерение и отслеживание хода выполнения рабо Но эту классическую точку зрения оспорили эмпирические исследователи, такие как Розмари Стюарт (59) и Генри Минтцберг (40), изучавшие, чем на самом деле занимаются менеджеры в свое рабочее время. Они заметили, что работа менеджеров носит фрагментарный характер, отличается разнообразием и должна постоянно ориентироваться на текущий момент. В большой степени ее определяют события, на которые менеджеры не имеют большого влияния, а также система взаимоотношений с другими людьми, находящаяся в постоянном движении. Менеджеры стремятся контролировать окружение, в котором они работают, но подчас это окружение контролирует их. Они могут сознательно или неосознанно стремиться планировать, организовывать, направлять и контролировать, но день за днем для них неизбежно превращается в беспорядочное нагромождение событий. Для эмпирических исследователей управление представляет собой процесс, в котором сочетаются рациональная и логическая деятельность, деятельность по решению проблем и принятию решений, а также интуитивная деятельность, связанная с вынесением оценки. Поэтому менеджмент - это и наука, и искусство. Менеджеры выполняют свою работу день за днем в изменчивых, беспокойных и непредсказуемых условиях. Единственное подходящее слово для описания такого набора свойств - хаос. И тем не менее Том Петере (50) высказал мнение, что менеджеры могут успешно выполнять свои функции и в условиях хаоса. Кроме того, как показал Розабет Мосс Кантер (32), менеджеры должны быть и специалистами по работе в условиях неопределенности, способными справляться с противоречивыми и непонятными требованиями. В течение обычного трудового дня генеральный директор вполне может провести встречу с коммерческим директором, чтобы обсудить програм- 4 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ му выпуска на рынок нового продукта, с начальником отдела кадров -чтобы решить, как лучше реорганизовать отдел сбыта, с директором по производству - чтобы спросить у него о причине повышения затрат на единицу продукции и о том, что он собирается предпринять в связи с этим, а также вместе с финансовым директором проанализировать последние финансовые отчеты перед очередным заседанием правления. Возможно, ему пришлось встретиться с журналистами и ответить на их вопросы о том, за счет чего компания планирует в следующем году добиться более высоких результатов. Обедать он может с крупным клиентом, а вечер посвятить бизнес-ужину. Некоторые из этих видов деятельности можно было бы отнести к категории планирования, организации, направления и контроля, но генеральный директор не назвал бы их так, принимая решение, как провести это время (если бы у него был какой-либо выбор). Наступление всех этих событий было продиктовано ситуа-. цией и необходимостью выполнения одной или нескольких ролей, свойственных работе менеджера. В общем и целом эти роли связаны с: • организацией выполнения - сохранение движения вперед и обес • выяснением, что происходит; • реагированием на новые ситуации и проблемы; • удовлетворением спроса. Они включают в себя массу межличностных отношений, много общения, обработку большого объема информации и принятие многочисленных решений. ФРАГМЕНТАРНЫЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА Работа менеджера по природе своей не связана никакими рамками, поэтому менеджеры чувствуют, что вынуждены выполнять самые разнообразные задачи в изматывающем темпе. Изучение того, чем занимаются менеджеры в рабочее время, подтверждает, что их деятельность характеризуется фрагментарностью, немногословием и разнообразием. Это обусловлено следующими шестью причинами:
1. Менеджеры много времени уделяют работе с людьми - своими подчиненными и их внутренними и внешними клиентами. Но люди часто ведут себя непредсказуемо; их потребности и ответные действия обусловлены постоянно изменяющимися обстоятельствами, в которых они находятся, давлением, которому они вынуждены сопротивляться, и их личными желаниями и потребностями. Конфликты возникают, и их необходимо разрешать не в самой благоприятной обстановке. 2. Менеджеры не всегда в состоянии контролировать события, кото 3. От менеджеров ждут решительности и разрешения ситуаций 4. Предполагается, что менеджеры должны быть всегда под рукой 5. Менеджеры часто работают в бурной обстановке и в услови 6. В силу всех приведенных выше причин менеджеров постоян ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗАНИМАЮТСЯ МЕНЕДЖЕРЫ Род занятий менеджера будет зависеть от его функции, уровня, организации (ее типа, структуры, корпоративной культуры, размера) и в целом от обстановки, в которой он работает (насколько она беспокойна, предсказуема, неизменна, напряжена, устойчива). Разные менеджеры по-разному приспосабливаются к этим условиям и справляются со своими задачами более или менее успешно в зависимости от их собственного представления о том, какого поведения от них ждут, от их опыта - какие методы раньше подходили, а какие оказывались непригодными, и от личных качеств. Существуют следующие характерные особенности работы менеджера. РЕАГИРОВАНИЕ БЕЗ РАЗДУМИЙ Чаще всего менеджерам приходится - по необходимости - реагировать на обстоятельства экспромтом. Менеджеры, как правило, не настолько медлительны и методичны в принятии решений, как исполнители: им приходится быстро реагировать на проблемы по мере их появления и думать КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ на ходу. У них много времени уходит на повседневное устранение производственных проблем. ВЫБОР Менеджеры часто могут выбирать направление своей деятельности. Неофициально, в непринужденной обстановке, они широко обсуждают различные интерпретации рамок и объемов явно идентичных видов работ, особо выделяя расширение "личного поля деятельности" (то есть устанавливают собственную территорию и правила, действующие на ней). ОБЩЕНИЕ Значительная часть управленческой деятельности состоит в том, чтобы просить или убеждать других людей выполнить какое-то задание, поэтому менеджерам приходится лично общаться хоть и не долго, но часто. Общение - это не просто та часть работы менеджера, на которую он тратит значительное количество времени; это и обстановка, в которой и выполняется его работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ Типичная работа младшего менеджера представляет собой организационную работу по использованию обновляющегося объема знаний об обычных процедурах и стандартных операциях для определения и обсуждения пути выполнения поставленных задач. ХАРАКТЕР РАБОТЫ Характер работы отличается по продолжительности, интервалу времени, повторяемости, неожиданности и источникам. Незначительная часть времени уходит на любой отдельный вид деятельности, в частности на сознательное, систематическое составление планов. Планирование и принятие решений в основном происходит в процессе других видов деятельности. Управленческая деятельность распадается на фрагменты и теряет цельность под воздействием противоречий, перекрестного давления, необходимости преодоления и урегулирования конфликтов. Массу времени менеджеры тратят на то, чтобы отчитаться и объяснить, чем они занимаются, в рамках неофициального общения и в процессе "участия".
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |