КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к мотивации
ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ Теория мотивации выражает две важные мысли. Во-первых, не существует упрощенных решений для усиления мотивации. Не существует одного отдельно взятого рычага воздействия, такого как оплата в зависимости от результатов труда, который гарантированно служил бы эффективным фактором мотивации. Это обусловлено тем, что мотивация - сложный процесс. Он зависит от: • Личных потребностей и устремлений, разнообразие кото • Как внутренних, так и внешних мотивирующих факторов, • Ожиданий относительно вознаграждений, которые будут абсо • Социального контекста, где влияния корпоративной культу Вторая ключевая мысль теории мотивации заключается в важности ожиданий, постановки целей, обратной связи и закреплении как факторов мотивации. Смысл, заложенный в этих мыслях, раскрывается ниже. СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМОГО КЛИМАТА Вообще необходимо создать климат, который будет способствовать процветанию сильной мотивации. Это вопрос управления культурой. Следует стремиться к тому, чтобы, во-первых, укрепить ценности, связанные с 214 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ эффективностью работы и профессиональной компетентностью. Во-вторых, особо подчеркнуть нормы (принятые типы поведения), связанные со способом управления и вознаграждения людей. И, в-третьих, показать веру организации в наделение полномочиями, - предоставление людям возможностей и "оперативного пространства" для выполнения своих обязанностей и полного проявления своих способностей (см. также главу 29). Без хорошего климата временные меры, такие как оплата в зависимости от результатов труда, вряд ли серьезно повлияют на общую эффективность работы организации, хотя они могут оказаться действенными в отношении отдельных лиц. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ Постановка задач, обратная связь и закрепление могут способствовать сильной мотивации, и все они находятся в вашей власти. УПРАВЛЕНИЕ ОЖИДАНИЯМИ Необходимо управлять ожиданиями. Никакое вознаграждение в виде стимула, участия в прибылях или системы материального стимулирования по результатам труда не станут эффективными мотивирующими факторами, если люди не будут верить, что это вознаграждение стоит затраченного на него труда, и не смогут обоснованно рассчитывать получить его путем собственных усилий. Аналогичным образом, люди в гораздо большей степени поддадутся мотивации, если будут знать, что их достижения признают. Глубинный смысл этих подходов, влияющих на политику и принятый порядок финансовых и нефинансовых вознаграждений, описан ниже. ФИНАНСОВЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ Финансовые вознаграждения необходимо рассматривать с трех точек зрения: • Эффективность денег как мотивирующего фактора. • Причины, в силу которых люди бывают довольны или недо • Критерии, которые необходимо использовать при разработке ДЕНЬГИ И МОТИВАЦИЯ Деньги имеют большое значение для людей, поскольку они служат средством удовлетворения ряда их самых насущных потребностей. Они важны не лишь потому, что позволяют людям купить что-то, но в силу того, что являются в высшей степени ощутимым способом признания их достоинств, а следовательно, они поднимают их чувство собственного достоинства и уважение в глазах других. мотивация людей • 215 Оплата - ключевой фактор для привлечения людей в организацию, хотя интерес к должности, возможности роста и репутация организации также имеют немалое значение. Удовлетворение оплатой труда нынешних работников связано, главным образом, с чувствами объективности и честности. В основе этих чувств лежат внутренние и внешние сравнения; они влияют на желание работать в организации. Оплата может мотивировать. Оплата, как ощутимое средство признания достижений, может закрепить желательное поведение. Оплата может также показывать, что организация считает важным для себя. Но чтобы система оплаты по результатам труда была эффективной, она должна соблюдать следующие обязательные условия: • Между эффективностью работы и вознаграждением должна • Люди должны чувствовать, что способы измерения эффектив • Вознаграждение должно быть достойно того, чтобы за него • Люди должны рассчитывать на получение подобающего воз Вы, как менеджер, можете проследить за тем, чтобы система материального поощрения компании применялась в вашем подразделении организации в соответствии с этими принципами. НЕФИНАНСОВЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ Нефинансовые вознаграждения могут быть направлены на потребности, которые испытывают большинство людей в той или иной степени, в свершениях, признании, ответственности, влиянии и личном росте. У вас будет возможность предоставить или лишить вознаграждений тех членов вашего коллектива, кто работает отлично или плохо. СВЕРШЕНИЯ Потребность в свершениях можно определить как потребность в конкурентном успехе, который измеряется личными критериями высших достижений. Мотивировать свершения можно путем предоставления людям возможностей для выполнения работы и свободы использования своих навыков и способностей при работе в должности. ПРИЗНАНИЕ Признание является одним из самых мощных мотивирующих факторов. Человеку необходимо знать не только то, в какой мере он достиг своей 216 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ цели или выполнил свою работу, но и то, что его достижения получили признание. Хвалить, однако, необходимо обдуманно, - похвала должна быть соразмерной фактическим достижениям. И это не единственная форма признания. Финансовые вознаграждения, особенно премии за высокие достижения, начисляемые немедленно по результату, являются четкими показателями признания, к которому прилагаются материальные блага. И это важный способ функционирования процессов финансового и нефинансового вознаграждения, взаимно укрепляющие друг друга. Существуют и другие формы признания, такие как вознаграждения за выслугу лет, показатели положения в том или ином виде, отпуска для научной работы и зарубежные командировки, - и все они могут быть частью общего процесса стимулирования. Признание может исходить и от менеджеров, которые прислушиваются к предложениям членов своей группы, реализуют их на практике и, что гораздо важнее, признают их вклад. Другими проявлениями признания являются повышение в должности, выдвижение на участие в более серьезном проекте, расширение должностных обязанностей, которое дает простор для более интересной и стоящей работы, и различные показатели положения или высокого почета. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Человека можно мотивировать, предоставив ему больше ответственности за выполняемую работу. Это, по существу дела, именно то, что стоит за понятием "наделение полномочиями" и созвучно концепции внутренней мотивации, основанной на содержании работы. Кроме того, это связано с базовой концепцией о том, что человек становится мотивированным, когда получает средства для достижения своих целей. Чтобы иметь возможности внутренней мотивации, должность должна обладать тремя свойствами. Во-первых, человеку нужно предоставить содержательную обратную связь о его работе, предпочтительно путем оценки эффективности его собственной работы и определения необходимой ему обратной связи. Во-вторых, человек должен чувствовать, что должность требует от него применения способностей, которыми он гордится, в целях эффективного выполнения работы. И в-третьих, человек должен чувствовать, что он имеет значительный контроль над постановкой собственных целей и определением путей к достижению этих целей. ВЛИЯНИЕ Людей можно мотивировать, используя их стремление к оказанию влияния или использования власти. В своих исследованиях Дэвид МакКлел-ланд (38) установил, что наряду с потребностями в свершениях, потреб- мотивация людей • 217 ности во власти были важнейшим мотивирующим фактором для менеджеров, хотя в числе основных всегда были и потребности в "принятии в члены", то есть в теплых, дружеских отношениях с другими. Организация, применяя свою политику привлечения к участию, может мотивировать людей, помещая их в ситуации, где они могут высказать свои взгляды, где их выслушают и их советы будут использованы. Это еще один аспект наделения полномочиями. ЛИЧНЫЙ РОСТ В иерархии потребностей по Маслову (37) самореализация является самой главной потребностью, а следовательно, и самым главным мотивирующим фактором. Маслов определяет самореализацию как "потребность в развитии потенциальных возможностей и навыков, чтобы стать тем, кем, по мнению человека, он может стать". Честолюбивые и решительные люди будут искать и найдут эти возможности для себя, хотя организации необходимо четко определить возможности роста и развития, которые она может предоставить (если она не предоставит их, человек уйдет в поисках роста в другую организацию). Однако все в большей степени люди на всех уровнях в организации, независимо от того, снедаемы они амбициями или нет, признают важность постоянного совершенствования собственных навыков и постепенного развития своей карьеры. Многие людей сейчас считают возможность обучения ключевым элементом общей системы вознаграждения. Наличие возможностей для обучения, отбор лиц для обучения на очень престижных курсах или по престижным программам, а также особый акцент организации на овладении новыми навыками и расширении уже имеющихся, могут выступать мощными мотивирующими факторами.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |