КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления
I МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
На протяжении третьего столетия люди продолжают решать закономерности, принципы, специфику управления человеческими ресурсами. Продолжается поиск новых путей, способов, средств и методов управления. Управление человеческими ресурсами за последние годы существенным образом модернизируется, обновляется. Целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу представляет собой управление персоналом. Использование человеческих возможностей для стратегических тактических целей организации носит актуальное значение. Управление человеческими ресурсами задействовано в четырех основных сферах человеческого развития: - политической (с целью обеспечения порядка в больших и малых коллективах); - экономической (с целью производства и распределения имеющихся ресурсов); - социальной (с целью повышения уровня и качества жизни населения); - оборонительной (защиты от оппонентов). Даже в самых древних обществах требовались личности, чья деятельность способствовала бы координации и организации совместной деятельности людей с целью защиты от врагов и зверей. В управлении человеческими ресурсами выделяют несколько исторических этапов: 1 этап: древний период: с 9-7 тысячелетия до нашей эры. До примерно 18 века. Человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Первоначально управление осуществлялось старейшинами вождями родов, племен, сообществ. 2 этап: индустриальный период (1776-1890 гг). Управление стало проявляться в разделении труда, формировании новых облеченных условий труда и быта. 3 этап: период систематизации (1856-1960 гг). В этот период управление человеческими ресурсами стало трансформироваться в новые направления, школы, течения, изменялся и совершенствовался научный аппарат, взгляды. Ученые стали особое внимание уделять изучению способов управления, ориентированные на рациональное использование имеющихся ресурсов, рационализации затрат физических усилий работников. 4 этап: информационный период (1950 – по настоящее время). Главной отличительной особенностью данного периода является взаимосвязь действий в совокупности со всеми взаимозависимыми факторами. Ни одно решение не может быть принято вне согласования с другими. Считается, что эффективность работы людей в организации определяется, прежде всего, степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности исполнителей. Руководитель выступает в качестве субъекта управленческой деятельности. А в качестве объектов могут выступать люди, группы, коллективы, организации или предприятия и т.д. Схематично процесс прямой и обратной связи системы управления трудовыми ресурсами можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1 Схема прямой и обратной связи между субъектом и объектами управленческой деятельности
На рисунке 1 приведена схема прямой и обратной связи между субъектом и объектами управленческой деятельности. История развития системы управления персоналом в России насыщена различными фактами и событиями. Их последовательность отображена в таблице 1.
Таблица 1 История развития кадровых служб в России
Продолжение таблицы “История развития кадровых служб в России”
Современные методы управления персоналом напрямую зависят от личностных качеств руководителя. Так, Фредерик Тейлор выделял у идеального руководителя ум, образованность, решительность, честность, рассудительность и другие. Другой классик Анри Файоль, считал, что руководитель должен быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитой интеллект, высокий уровень культуры. Современные теоретики также соперничают между собой в том, какими качествами и чертами характера стоит наделять идеального менеджера.
Таблица 2 Сравнительный опыт управления персоналом в США и Японии
В настоящее время каждая фирма выдвигает свои специфические требования к руководителю. Однако, повсеместно признаны американская и английская системы деловых, профессиональных и личностных качеств и черт характера менеджера: развитость ума, коммуникабельность, лидерство, умение принимать решения, твердость, дружелюбие, организаторские способности, цельность характера, продуктивность, заинтересованность в людях, знание специальности. Типичным для карьеры руководителя является продвижение по служебной лестнице специалистам. Успешно освоившего производственно-технологический процесс, но, как правило, не получившего систематической подготовки в сфере экономики, права, социологии, психологии, то есть в области тех знаний, которые необходимы в управленческой деятельности. Общая психологическая культура у нас еще довольно невысока. В западных школах бизнеса до 40% времени отводится изучению психологических аспектов процессов взаимодействия с людьми. Взяв за основу психологическую структуру личности руководителя, можно попутаться с учетом ее элементов выделить основные черты как совокупность отдельных качеств, обеспечивающих прогрессивную направленность и компетентность руководителя. Среди этих черт немаловажными являются современное экономическое мышление, психологическая компетентность, компьютерная грамотность. Стремление к гуманизации производственных отношений предполагает отказ от прямых, грубых методов управления персоналом как административных, так и экономических. Речь идет об овладении богатейшим арсеналом социально-психологических методов, основанных на познании человека. Способность руководителя умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат в коллективе является одной из главных в профессиональной пригодности менеджера.
А) Вопросы к теме 1. Основы управления человеческими ресурсами. 2. Формирование системы управления персоналом. 3. Принципы государственной муниципальной корпоративной культуры. 4. Особенности управления персоналом в сфере государственного и муниципального управления стран: США, Японии, стран Западной Европы и России. Б) Темы докладов и рефератов
1. Закономерности и принципы управления персоналом на российских предприятиях 2. Зарубежный опыт в области управления персоналом 3. Концепция управления человеческими ресурсами 4. Основные подходы к управлению персоналом 5. Особенности управления человеческими ресурсами в России 6. Особенности управления человеческими ресурсами за рубежом 7. Роль и значение управления персоналом в современных условиях 8. Теория человеческого капитала, ее балансовая стоимость 9. Функционально-стоимостная оценка затрат на управление персоналом 10. Цикл управления персоналом В) Основные термины и понятия темы Затраты на управление персоналом, кадровая политика, концепция управления человеческими ресурсами, модели управления персоналом, принципы управления персоналом, теория человеческого капитала, цикл управления персоналом, человеческие ресурсы, человеческий капитал. Д) Библиография См. указанные номера в списке основных библиографических источников: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и другие.
Е) Задание для самостоятельной работы 1) Что включает в себя управление человеческими ресурсами? 2) Что Вы понимаете под субъектом и объектами управленческой деятельности? 3) В чем заключается сущность прямого управленческого воздействия? 4) Что представляет собой обратная связь? Какова ее роль в системе управления человеческими ресурсами. 5) Каковы преимущества наличия обратной связи и каковы недостатки ее отсутствия в системе управления? 6) В чем проявляются главные отличительные особенности управления человеческими ресурсами от других видов управленческой деятельности? 7) Какие факторы оказывают доминирующее влияние на формирование системы управления человеческими ресурсами? 8) Сформулируйте основные отличительные черты управления персоналом в России (добавив еще один столбец справа к таблице 2 и назвав таблицу «Сравнительный опыт управления персоналом в США, Японии и России»). Сделайте и обоснуйте свои выводы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |