КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органолептическая оценка мясных продуктов
Органолептические и физико-химические показатели качества мясных продуктов являются определяющими для этой группы товаров, как и для других пищевых продуктов. В наше время разнообразное применение находят сенсорные методы. Термин «сенсорный» означает «чувствующий» и происходит от латинского sensus (чувство, ощущение). Термин «органолептический» происходит от греческих organos (орган, орудие, инструмент) и lepticos (склонный брать или принимать) и в буквальном переводе означает «выявление с помощью органов чувств». Ниже приведена стандартизованная терминология, соответствующая идентичному тексту международного стандарта ISO 5492—1992 «Sensory analysis. Vocabulary» (ГОСТ P ИСО 5492—2005 «Органолептический анализ. Словарь»). Сенсорный анализ (sensory analysis) — анализ с помощью органов чувств (высокоспецифических рецепторных органов), обеспечивающих организму получение информации об окружающей
§ 6.2. Органолептическая оценка мясных продуктов 123 среде с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, вестибулярной рецепции и интерорецепции. Органолептический анализ (organoleptic analysis) — сенсорный анализ продуктов, вкусовых и ароматических веществ с помощью обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха. Данный термин не является синонимом сенсорного анализа: его значение имеет ограничения по объекту исследования и числу органов чувств. Органолептическая оценка (organoleptic assessment) оценка ответной реакции органов чувств человека на свойство продукта как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. Органолептическую оценку пищевого продукта в полости рта называют дегустацией (tasting). В международной практике применяют стандартизованные методы органолептической оценки, которые подразделяются на два больших класса — аналитические и потребительские. Критерием отбора членов дегустационной комиссии для аналитических испытаний является хорошая сенсорная чувствительность по вкусам, запахам, текстурам и т.д. Преимуществом этого метода является надежность полученных результатов, небольшое количество ошибок, возможность статистической обработки, после которой результаты передаются заказчику. К аналитическим относятся три вида методов: 1) различительные — используют при сравнении двух сходных образцов и определении сенсорных различий между ними: à метод предпочтения (preference test) — позволяет выявить предпочтение между двумя или несколькими образцами; à метод парного сравнения (paired comparison test) — образцы представлены парами для их сравнения на основе определенных характеристик; à триангулярный метод, или метод треугольника (triangle test) — выбор отличающегося образца из трех закодированных образцов, два из которых идентичны. Испытателю предлагается определить образец, отличный от других; à метод «дуо-трио» («duo-trio» test) — контрольная проба представляется первой, затем следуют два исследуемых образца, один из которых — искомый и отличен от контрольного; 124 Глава 6. Общая классификация и органолептическая оценка à метод «два из пяти» («two-out-of-five» test) — осуществляется отбор двух искомых образцов из пяти закодированных, три из которых идентичны одному образцу, а два — другому. Испытателю предлагается разделить одинаковые образцы на две соответствующие группы; à метод «А-не-А» («А or not А» test) — испытателю после предварительного ознакомления с контрольным образцом А предлагается определить, какие из представленных образцов идентичны контрольному А, а какие отличны — не-А; 2) методы классификации: à ранговый метод (ranking) — серия образцов располагается в порядке возрастания интенсивности оцениваемого признака или его снижения. В данном методе не требуется определения степени отличий; à метод распределения, метод группирования (classification) -I осуществляется распределение образцов по определенным условным категориям; à метод шкал, рейтинговый метод (rating) — производится количественная оценка интенсивности отдельно выбранных описательных характеристик продукта с помощью цифровых порядковых шкал; à метод «скоринг», балльный метод (scoring) — продукт или его свойства оцениваются с помощью баллов (имеющих математическую значимость); 3) описательный количественный анализ, профиль (descriptive quantitative analysis; profile) предполагает использование описательных терминов для оценки органолептических характеристик образца или определения степени интенсивности каждой характеристики и применяется: для оценки качества продуктов со сложными, комплексными сенсорными характеристиками; при разработке новых продуктов с заданными вкусоароматическими показателями; при выявлении вкусовых приоритетов различных социальных и возрастных групп; при позиционировании продукта на рынке относительно уже существующих продуктов-конкурентов. В заключение вносятся выводы о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложения о мерах, которые должны быть приняты для улучшения ее положения на рынке. К этим методам относятся: § 6.2. Органолептическая оценка мясных продуктов 125 à метод разведений (dilution) — основан на количественной оценке изменения интенсивности органолептических характеристик продукта в зависимости от степени разведения проб водой, причем образцы предлагаются испытателям в порядке их последовательного ступенчатого разбавления, после чего они исследуются по сериям; à метод оценки значимости (magnitude estimation) — органолептической характеристике присваивается определенное значение интенсивности таким образом, чтобы соотношение между данным значением и восприятием испытателя было одинаковым. В методах классификации используется несколько видов шкал: à гедоническая (hedonice), отражающая степень симпатии или антипатии к продукту; à биполярная (bipolar scale), которая имеет противоположные описательные характеристики на двух ее оконечностях (например, шкала текстуры продукта от твердого к мягкому); à однополярная (unipolar), имеющая только одну описательную характеристику на одной из оконечностей; à ординарная (ordinal), в которой точки расположены в непрерывной последовательности или в соответствии с установленной ранее последовательностью; à интервальная (interval), для которой точки выбираются в предположении, что равные цифровые интервалы соответствуют равным различиям установленных сенсорных восприятий; à шкала соотношений (ratio scale), где точки выбираются в предположении, что равные цифровые соотношения отвечают равным соотношениям сенсорных впечатлений. Органолептическая оценка осуществляется специалистами-дегустаторами, имеющими опыт работы по оценке качества мясной продукции, индивидуально или в составе дегустационной комиссии. Дегустационная комиссия, в состав которой входит членов не менее пяти членов, создается на основе отбора дегустаторов с учетом их индивидуальной чувствительности и способности устанавливать специфические различия в цвете, вкусе, запахе, аромате и консистенции образцов продуктов. Состав дегуста-
126 Глава 6. Общая классификация и органолептическая оценка
ционной комиссии утверждают в организации, при которой она создается, на срок не более двух лет. Перед проведением органолептической оценки руководитель дегустационной комиссии ставит цель оценки и определяет методику исследования. Члены комиссии знакомятся со спецификой производства данного продукта или группы продуктов, с требованиями нормативно-технической документации к качеству оцениваемой продукции. Поскольку органы чувств в процессе исследования могут временно терять свою чувствительность; определяется оптимальное число образцов для исследования с учетом внешних и субъективных факторов, влияющих на результаты оценки. Результаты исследований подлежат регистрации и документированию. Для проведения органолептической оценки качества мясных продуктов рекомендуется предусмотреть два изолированных помещения — специально оборудованное для работы дегустаторов и подготовительное, предназначенное для подготовки образцов для дегустации. Помещение для работы дегустаторов должно быть чистым, без посторонних запахов, защищено от шума, вибрации; хорошо вентилируемо, но без сквозняков; окрашено в светлые, спокойные для глаз тона; хорошо освещено, предпочтительно рассеянным дневным светом без проникновения прямых солнечных лучей. Освещенность рабочих мест должна быть равномерной и составлять не менее 500 лк; освещение не должно искажать цвет оцениваемого продукта. Температура воздуха в помещении должна быть 20 + 2 °С, относительная влажность 70 + 5%; Рабочие места дегустаторов располагают так, чтобы дегустаторы не оказывали влияния друг на друга и не отвлекались при проведении оценки. Рекомендуются кабины или столы (шириной 50—60 см, длиной 80—90 см, высотой 75—80 см) с перегородками (высотой 50 см, длиной 40 см), удобные стулья. Столы и перегородки должны быть изготовлены из материалов, позволяющих содержать их в чистоте, обеспечивающих возможность надлежащей санитарной их обработки. При отсутствии перегородок места дегустаторов предпочтительно размещать одно за другим.
§ 6.2. Органолептическая оценка мясных продуктов 127 На столе дегустатора должны быть: дегустационные листы; карандаш или ручка; тарелки (белые без рисунка), стаканы или чашки; нож и вилка из нержавеющей стали; салфетка; посуда для отходов; нейтрализующие средства для восстановления вкусовой чувствительности (белый хлеб, некрепкий И негорячий чай или минеральная вода). Подготовительное помещение оснащается: шкафами для хранения посуды, столовых приборов, рабочего инвентаря и др.; рабочими столами для подготовки проб; холодильниками; мойкой для посуды с горячей и холодной водой; посудой и неокисляемыми столовыми приборами; разделочными досками и ножами; деревянной или металлической иглой для определения запаха в толще продуктов (неразрезанных); весами 3-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 1000 г; приборами для измерения температуры (термометрами с диапазоном измерения 0—100 °С, с допускаемой погрешностью измерений 1 °С); оборудованием для измельчения и термической обработки. Отбор проб для органолептической оценки проводят согласно требованиям нормативно-технической документации на соответствующие виды продукции. Посуда, используемая при отборе проб, предназначенных для органолептических испытаний, не должна иметь постороннего запаха. На дегустацию представляют доброкачественные пробы при той же температуре, при которой данный продукт обычно употребляют. Существуют два вида дегустаций — «закрытая», когда перед подачей на дегустацию пробы кодируют цифрами или буквами, а присвоенные коды фиксируются в рабочем журнале, и «открытая», когда дегустаторов снабжают краткой информацией о продуктах. В РФ для органолептической оценки качества мясного продукта обычно используют методы: по контрольному образцу, балльный, ранговый описательный. Важными аспектами органолептической оценки являются не только точность и объективность измерений, но и единообразное толкование результатов измерений. Без установления единой терминологии нельзя сравнить результаты полу-
128 Глава 6. Общая классификация и органолептическая оценка чаемых оценок. Основные понятия для оценки свойств мясных продуктов стандартизованы в ГОСТ 29128—91 «Продукты мясные. Термины и определения по органолептической оценке качества». Ниже приведены определения из этого документа: à характерный запах мясного продукта — запах, свойственный мясному продукту данного вида; à посторонний запах мясного продукта — запах, не свойственный мясному продукту данного вида; à аромат мясного продукта — приятный характерный запах мясного продукта; à вкус мясного продукта — свойство мясного продукта, познаваемое посредством органа вкуса; à характерный вкус мясного продукта — вкус, свойственный мясному продукту данного вида; à посторонний вкус мясного продукта — вкус, не свойственный мясному продукту данного вида; à остаточный вкус мясного продукта — вкус, ощущаемый дегустатором после нахождения продукта во рту; à соленый вкус мясного продукта — компонент вкуса мясного продукта, аналогичный вкусу водного раствора поваренной соли; à горький вкус мясного продукта — компонент вкуса мясного продукта, аналогичный вкусу водных растворов хинина, кофеина; à кислый вкус мясного продукта — компонент вкуса мясного продукта, аналогичный вкусу водных растворов лимонной и винной кислот; à сладкий вкус мясного продукта — компонент вкуса мясного продукта, аналогичный вкусу водного раствора сахарозы; à консистенция мясного продукта — свойство мясного продукт та, характеризующее его стойкость при пережевывании и (или) деформировании; à жесткая консистенция мясного продукта — консистенция мясного продукта, характеризующегося повышенным сопротивлением пережевыванию и (или) деформированию; à нежная консистенция мясного продукта — консистенция мясного продукта, характеризующегося незначительным сопротивлением пережевыванию и (или) деформированию; § 6.2. Органолептическая оценка мясных продуктов 129
à упругая консистенция мясного продукта — консистенция мясного продукта, характеризующегося восстановлением первоначальной формы после прекращения механического воздействия; à плотная консистенция мясного продукта — консистенция мясного продукта, характеризующегося относительно большой массой в единице объема и тесно соединенными частицами; à рыхлая консистенция мясного продукта — консистенция мясного продукта, характеризующегося относительно малой массой в единице объема и слабо соединенными частицами; à мажущаяся консистенция мясного продукта — консистенция мясного продукта, характеризующегося относительно низкой стойкостью к деформированию, что позволяет намазывать его на другой продукт и обеспечивать сцепление с ним; à сочность мясного продукта — свойство мясного продукта с нежной консистенцией, характеризующегося относительно большим содержанием влаги, находящейся в связанном состоянии; à пористость мясного продукта — свойство мясного продукта, характеризующее наличие на его разрезе мелких пустот. Методика и правила проведения органолептической оценки мясопродуктов в РФ определены ГОСТ 9959—91 «Продукты мясные. Общие условия проведения органолептической оценки». Согласно этому документу, органолептическая оценка осуществляется с целью установления соответствия органолептических показателей качества продуктов требованиям нормативно-технической документации, оценки новых видов мясной продукции при постановке ее на производство и определения таких ее показателей, как внешний вид, цвет, вкус, аромат, консистенция и др., посредством органов чувств. Порядок проведения органолептической оценки. Образцы продукции представляют на дегустацию в следующей очередности: сначала оценивают продукты со слабо выраженным (тонким) ароматом, менее соленые и острые, затем продукты с умеренным ароматом и соленостью, после этого — продукты с
130 Глава 6. Общая классификация и органолептическая оценка сильно выраженным ароматом, соленые и острые. В последнюю очередь оценивают изделия в подогретом виде (сосиски, сардельки и т.д.)и термически обработанные (кулинарные изделия, пельмени, котлеты и другие полуфабрикаты); порядок их представления также определяется степенью выраженности аромата и вкуса. Показатели качества мясных продуктов определяют сначала на целом (неразрезанном) продукте, а затем на разрезанном. Органолептическая оценка целого продукта может быть проведена на одной единице продукции. Показатели качества целого продукта определяют в последовательности: à внешний вид, цвет и состояние поверхности — визуально путем наружного осмотра; à запах — на поверхности продукта. Если необходимо определить запах в глубине продукта, берут специальную деревянную или металлическую иглу, вводят ее в толщу, затем быстро извлекают и определяют запах, оставшийся на поверхности иглы; à консистенцию — надавливанием шпателем или пальцами. Перед проведением оценки мясные изделия освобождают от упаковки, оболочки и шпагата (клипсов), удаляют из них кости (если они имеются) и острым ножом нарезают тонкими ломтиками так, чтобы обеспечить характерный для данного продукта вид и рисунок на разрезе. Показатели качества разрезанного продукта определяют в следующей последовательности: à цвет, вид и рисунок на разрезе, структуру и распределение ингредиентов — визуально на только что сделанных поперечном и (или) продольном разрезах продукции; à запах, аромат, вкус и сочность — опробованием мясных продуктов, нарезанных на ломтики. При этом определяют специфический запах, аромат и вкус; отсутствие или наличие постороннего запаха, привкуса; степень выраженности аромата пряностей и копчения; соленость; à консистенцию продуктов — надавливанием, разрезанием, разжевыванием, размазыванием (паштеты). При этом устанавливают плотность, рыхлость, нежность, жесткость, крошливость, упругость, однородность массы (паштеты). § 6.2. Органолептическая оценка мясных продуктов 131
Запах, вкус, сочность сосисок и сарделек определяют в нагретом виде, для чего их опускают в теплую воду (50—60 °С) и доводят ее до кипения. Сочность сосисок и сарделек в натуральной оболочке можно также определять проколом. В местах прокола в сочной продукции выступает капля жидкости. Органолептическая оценка мясных консервов осуществляется после получения удовлетворительных результатов микробиологического анализа. В зависимости от способа употребления в пищу консервы оценивают в разогретом или холодном виде. В первом случае после внешнего осмотра закрытую банку погружают в спокойно кипящую воду на 20—30 мин в зависимости от размера банки и вида консервов. Нагретые консервы сразу подают для органолептической оценки, не допуская их остывания. Для органолептической оценки содержимое банок выкладывают на чистую сухую тарелку. При оценке качества консервов, употребляемых в холодном виде, продукт нарезают перед подачей на исследование так, чтобы не изменились цвет ломтиков и их товарный вид. Минимальная толщина ломтиков должна быть такой, чтобы обеспечить их цельность. Вскрытые банки (и крышки) после опорожнения промывают горячей водой и подвергают осмотру (при необходимости). При оценке запаха, вкуса и консистенции представляют по одному образцу продукции или в комплекте не более трех образцов, при визуальной оценке — до шести образцов одновременно. В зависимости от свойств продуктов после проведения оценки 5—8 проб делают перерыв не менее чем на 10 мин. Продукцию оценивают описательно — на соответствие показателей качества требованиям стандартов и технических условий или по балльной системе, если она предусмотрена нормативно-технической документацией. При балльной оценке качества мясной продукции могут быть использованы 5- или 9-балльные шкалы, представленные в дегустационных листах (рис. 6.1 и 6.2). Каждый показатель шкалы имеет соответственно 5 или 9 степеней качества, выраженных в баллах.
132 Глава 6. Общая классификация и органолептическая оценка
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Фамилия, инициалы_________________________ Дата «»_______200__г Организация_____________________________________________________ Во время дегустации мнениями не обмениваться!
Подпись
Примечание: 5-отличное качество; 4-хорошее; 3-удовлетворительное; 2-плохое; 1-очень плохое.
Р и с. 6.1. Форма дегустационного листа по 5-балльной шкале
§ 6.2. Органолептическая оценка мясных продуктов 133
ДЕГУСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Оценка по 9-балльной системе
Дата________________________________ Вид продукта_________________ Фамилия, инициалы___________________ № образца___________________
Положительные показатели качества продукта
Рис. 6.2. Форма дегустационного листа при оценке по 9-балльной шкале (начало)
134 Глава 6. Общая классификация и органолептическая оценка
Контрольные вопросы 135
Обработка результатов оценки. В процессе органолептической оценки каждый дегустатор записывает свои оценки и замечания в дегустационный лист. Подписанный дегустационный лист он передает председателю комиссии, после чего проводится обсуждение и обмен мнениями. Обработку результатов органолептической оценки проводит секретарь комиссии или другое лицо, назначенное председателем. Результаты оценки сопоставляют с показателями качества, приведенными в нормативно-технической документации на данный вид продукта, определяя при этом соответствие продукта требованиям стандарта или технических условий. Результаты оценки заносят в протокол и рабочий журнал, которые должны содержать следующие данные: дату и место проведения оценки; список членов дегустационной комиссии с указанием места работы и должности; информацию о пробах, представленных на оценку (наименование продукта и его производителя, дату отбора, коды образцов и т.д.); Цель дегустации; результаты органолептической оценки мясной продукции; заключение, рекомендации и решение комиссии; подписи председателя и секретаря дегустационной комиссии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Как классифицируется мясная продукция по назначению? 2. Расскажите о классификации продукции общего назначения в зависимости от используемого сырья и технологии производства, в зависимости от массовой доли мясных ингредиентов в рецептуре. 3. Чем отличаются мясорастительные консервы от мясосодержащих? 4. Что собой представляют аналоги мясных продуктов? 5. Приведите классификацию колбасных изделий в зависимости от технологии изготовления. 6. Как подразделяются продукты из мяса по виду убойных животных, технологии подготовки мясного сырья, технологии изготовления? 7. Охарактеризуйте классификацию мясных полуфабрикатов и кулинарных мясных (мясосодержащих) изделий. 8. Как подразделяются кулинарные изделия в зависимости от состава сырья и технологии производства? 9. Какие группы продуктов включает специализированная продукция? 10. Дайте определения понятий сенсорный, органолептический анализ, органолептическая оценка, дегустация.
136 Контрольные вопросы
11.Назовите критерии отбора членов дегустационной комиссии. 12.Представьте классификацию методов органолептической оценки и охарактеризуйте их согласно международным требованиям. 13.Какие шкалы применяются для органолептической оценки качества продуктов? 14.Какие термины по органолептической оценке качества мясных продуктов дает ГОСТ 29128—91? 15.Охарактеризуйте требования к основному и вспомогательному помещениям для дегустации, рабочим местам дегустаторов. 16.В чем отличие открытой дегустации от закрытой? 17.Какой документ оговаривает методику и правила определения мясопродуктов в РФ? 18.Кто может войти в состав дегустационной комиссии? 19.В какой последовательности проводится дегустация мясных продуктов? 20. В Чем особенность дегустации мясных консервов? 21. Как осуществляется документирование результатов дегустации?
ГЛАВА 7
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 6838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |