Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации ученому совету




Для объективной оценки деятельности участников игры вам необходимо выслушать авторов, проанализировать итоги эксперимента. Председателю ученого совета при обобщении мнений его членов рекомендуется опираться на основные идеи педагогики сотрудничества. Для оценки деятельности участников игры применять таблицу. Ваша роль заключается в том, чтобы оценить каждую из предложенных методик с позиций взглядов педагогов прошлого и настоящего, роли которых вы распределите между собой.

Играющий роль того или иного известного педагога должен четко выразить основные педагогические взгляды и идеи педагога и с его позиции обосновать выбор одной из предложенных методик объяснения нового материала.

Активность: интеллектуальная активность, самостоятельность, дополнительные выступления одного игрока+2 балла.

Поощрения+1 балл получает игровая группа, раньше выполнившая «эксперимент»

Штраф –1 балл налагается за каждую «покупку информации», т.е. за любое обращение к руководителю игр

Оценка работы участников игры

Показатели Баллы
1.Организованность работы объединения Неучастие одного игрока – 5 баллов
Качество выполненной задачи:  
1.Реализация образовательной цели 2.Реализация развивающей цели баллов 3.Реализация принципа доступности 4.Реализация принципа наглядности «Отлично»+10 баллов   «Хорошо»+5 баллов   «Удовлетворительно»+2 балла   «Плохо» - 10 баллов
Качество проведения обсуждения:  
1.Содержательность и логичность 2.Обоснованность выводов 3.Доказательность 4.Опора на знание дидактики психологии 5.Оригинальность решений «Отлично» +10 баллов «Хорошо» +5 баллов «Удовлетворительно» +2 балла «Плохо» - 10 баллов   - по каждому пункту
   
   

Решение ученого совета Баллы Поощрения Штрафы («покупка информации»)
Команда МДА Команда МПП    

 

 

Победитель:_________________________

Ян Амос Коменский (1592-1670)

 

Исполняющий роль Я. Коменского должен знать, что он - создатель дидактики, науки об обучении, его педагогические идеи до сих пор актуальны и еще не в полной мере реализованы.

 

Основные принципы теории Я. Коменского:

1. Познание реального мира на основе чувственного восприятия: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы прежде в ощущениях»

2. Принцип наглядности в обучении. Учение должно начинаться не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними. В случае невозможности непосредственного наблюдения вещей, их надо заменять картинками, моделями, рисунками и т.п.

3. «Школа не должна быть страшным или скучным местом для детей, а должна быть местом для удовольствий, радости, игры, должна быть «школа-игра», «школа-театр», «учебные игры».

4. «Сообщать не отдельные разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая может связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке.»

5. «Все имеющее между собой связи должно изучаться одновременно, параллельно друг другу.»

6. Поощрять любознательность и самостоятельность в обучении.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

 

Исполняющему роль К. Ушинского необходимо знать его основные педагогические принципы.

  1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.
  2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности
  3. Такой ход обучения – от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.
  4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

 

Мирза Исмаилович Махмутов (академик АПН СССР)

 

Исполняющий роль М. Махмутова должен знать, что он - сторонник проблемно - развивающего обучения. Такое обучение должно строиться на основе следующих принципов.

1. Принцип «проблемности» отражает наличие противоречивости в учебном материале и в процессе его усвоения, а также необходимость развития познавательной самостоятельности учащихся.

2. В систему методов проблемно – развивающего обучения Махмутов включает

а) проблемное изложение

- монологический метод, где преобладает рассказ преподавателя, но показана сложность, противоречивость материала, разные гипотезы, подходы;

- показательный метод, когда в рассказе преподавателя есть постановка проблемы и поиск; преподаватель вслух размышляет и ищет решение проблемы;

б) частично-поисковый метод

- диалогический в виде беседы репродуктивного характера с элементами поиска;

- эвристический, когда информация усваивается в ходе коллективного поиска при непосредственном участии преподавателя (элементы «мозгового штурма»)

в) исследовательский поиск решения проблемы (групповой или индивидуальный поиск решения самими учащимися при консультирующей функции преподавателя).

 

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

 

Исполняющему роль И. Пестолоции должен знать его основные педагогические принципы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. 2. процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

3. основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития и речи.

4. необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

 

Жан - Жак Руссо (1712-1779)

 

Исполняющему роль Ж.-Ж.Руссо должен знать, что его педагогические принципы следующие:

1. Содержание и мотодика обучения должны способствовать развитию самостоятельности и активности ученика. «Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины». «Пусть он, - писал Руссо, - достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам.»

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики – недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям. Т.е. ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

 

 

Рекомендации автору и методическому объединению МДА

«Вы получили схему сеялки. Вам предлагается за 40 минут подготовить фрагмент урока по объяснению принципа работы сеялки с помощью метода действий и аналогий (МДА) для демонстрации его перед членами ученого совета и оппонентами. Блок-схема метода действий и аналогий:

Разберитесь, из каких узлов сеялка состоит, какие действия они выполняют, подберите аналогии к действиям каждого узла и составьте рассказ о работе сеялки. Помните, чем ярче аналогии, тем выше ваша оценка.

Подготовьтесь к дискуссии по защите вашего метода. В дискуссии разрешатся не только приводить аргументы в защиту МДА, но и конструктивно, доброжелательно критиковать оппонентов.

 

Задание методическому объединению МДА

  1. Какой элемент из числа обозначенных на схеме сеялки выполняет одно из следующих действий: открывает борозду, отбирает из ящика семена по одному, провожает семена в борозду, засыпает борозду, служит опорой и копирует поверхность почвы, согласует скорость отбора семян со скоростью сеялки (Рис. 1)?
  2. Какие действия выполняют и какими номерами обозначены: сошник, семяпровод, загортач, опорное колесо, высевающий аппарта, цепная передача, ящик?
  3. Творческое задание: введите в схему дискового высевающего аппарата элементы, необходимые для удержания семян на диске и выталкивания их из «нижней» ячейки.

 

 

Рис. 1

 

Рекомендации автору и методическому объединению МПП

Вы получили материалы, по которым вам предлагается за 40 минут подготовить совместно с другими участниками объединения фрагмент урока. Лидер вашего объединения, которого оно избирает председателем, должен объяснить принцип работы сеялки с помощью методы проблемных последовательностей (МПП), выступив перед членами ученого совета и оппонентами.

 

Блок-схема МПП

 

Учтите, что таблица «Этапы МПП» ориентирует преподавателя на максимальную самостоятельность студентов и позволяет применять бригадные формы организации эксперимента по выступлению председателя первого объединения; целесообразно построить изложение в форме динамичной беседы.

Обращаясь во всем присутствующим, побуждайте к активности представителей первого объединения. Помните, что чем большую самостоятельность и активность проявят участники беседы, тем выше ваша оценка. Участие в беседе только членов вашего объединения снижает оценку вашей работы. В ходе беседы на доске должна появиться схема сеялки.

Возможна и более простая форма проблемного изложения, которая и оценивается соответственно ниже. После выбора действия, а затем исполнительных механизмов можно продемонстрировать «слепую» схему (без обозначения) и предложить задание – показать по схеме механизмы, объяснить действие каждого узла в отдельности и сеялки в целом.

Подготовить к дискуссии, в которой разрешается не только приводить аргументы в защиту МПП, но и конструктивно, доброжелательно критиковать оппонентов. Желаем творческих успехов.

 

Задание методическому объединению МПП

1. Какой элемент из числа обозначенных на схеме сеялки выполняет одно из следующих действий: открывает борозду, отбирает из ящика семена по одному, провожает семена в борозду, засыпает борозду, служит опорой и копирует поверхность почвы, согласует скорость сеялки со скоростью отбора семян (Рис. 1)?

2. Какие действия выполняют и каким номером обозначены: сошник, семяпровод, загортач, опорное колесо, высевающий аппарат, цепная передача, ящик?

3. На каких этапах изложения нового материала следует использовать эскизы а, б, в (Рис. 2)?

Рис. 2

4. Какие требования к посеву не выполняет способ, показанный на эскизе б?

  1. Подберите аналогии к действиям сеялки.
  2. Действие какого элемента сеялки можно сравнить с действием носа корабля на воду? Какое устройство оделяет людей по одному от общего потока, и как применен его принцип действия в сеялке?
  3. Творческое задание: введите в схему дискового высевающего аппарата элементы, необходимые для удержания семян на диске и выталкивания их из «нижней» ячейки.

 

  1. Постановка задачи – сформулировать краткое определение операции, совместно со студентами (задавать им вопросы) сформулировать требования к операции: 1 – глубина посева, 2 – равномерность посева.
  2. Вместе со студентами выявить несоответствие: 1) ручного посева, 2) рядового посева предъявляемым требованиям.
  3. Студенты должны сами (с помощью наводящих вопросов преподавателя) указать необходимые действия для посева:

а) открыть борозду;

б) отбор семян по одному;

в) посев семян в борозду,

г) засыпать борозду,

д) согласовать скорость сеялки со скоростью отбора семян,

е) копировать поверхность почвы (для чего?) \обеспечить нужную глубину посева\.

  1. Выбор исполнительных механизмов:

1) открыть борозду -?

2) отбор семян по одному -?

и т.д. по каждому действию.

Как, с помощью какого механизма можно – лопата, тяпка, сошник (аналогия: нос корабля на воде). Какие аналогии: вертушка проходной для прохода по одному…? Каким должен быть высевающий аппарат?

  1. Синтез модели, схемы сеялки.

 

Выступление автора МДА – методики «Действий и аналогий»:

«Уважаемые члены ученого совета! Отрицать необходимость формирования творческого мышления у студентов было бы по меньшей мере недальновидно. Однако сразу же возникает ряд вопросов, на которые следует дать прямой ответ. Можем ли мы научить творческому мышлению всех? Каким образом это осуществить? Да и нужно ли учить творческому мышлению? Да, творцы нам нужны. Но не будем обольщаться, что каждого студента мы доведем до уровня творца. Этот социальный заказ пока невыполним.

Взаимосвязь между обучением и развитием общеизвестна. Уместно напомнить о том, что умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний, на что обращал внимание еще Блонский. «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более она способна рассуждать». Знания – необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретаются знания, т.е. характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных приемов умственной деятельности, которые можно отнести к интеллектуальным умениям.

Применение методики действий и аналогий (МДА) обеспечивает формирование умений и навыков, ускоренное и прочное усвоение учебной информации. Программы и учебники почти всех учебных предметов составлены так, что их материал сложен для восприятия, и студенты не могут осуществить самостоятельный поиск знания. Они-то и формулируются с помощью МДА. МДА основана на предъявлении студентам информации в двух формах: наглядной (схема, плакат, модель) и словесной, т.е. используется опора на зрительный и слуховой анализаторы.

Доступность МДА для учащихся можно проиллюстрировать на примере известной всем мясорубки. Следуя МДА, надо выделить в ней, в ее устройстве отдельные части и узлы. В первый узел входит решетка (1), гайка (2), нож (3); во второй – корпус (4), винт (5), рукоятка (6); в третий – винт с подвижной лапкой (7) и неподвижная лапка (8). Когда вы наблюдаете за работой мясорубки, и видите, что первый узел режет мясо, второй перемещает его по ножу и продавливает через решетку, третий крепит весь аппарат к столу, то вы мысленно повторяете эти действия в целом, и у вас складывается представление о работе аппарата в целом. Следя за логикой преподавателя, проговаривая про себя и вслух названия отдельных узлов мясорубки, представляя мысленно и выражая словами их действия, учащийся приходит к пониманию конструктивного устройства машины в целом и производимой ею операции. То есть блок-схема МДА следующая.

 

Машина узлы действия узлов представление о машине

 

В процессе такой целенаправленной работы учащиеся проходят через все важнейшие компоненты усвоения: восприятие, осознание, осмысление. У них формируется память, речь, навыки анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.

Для чего нужны аналогии? Чтобы наполнить формируемое понятие образным содержанием, необходимо пробудить воображение учащихся. Например, при пояснении действия винта (шнека) мы должны изобразить человека на винтовой лестнице, предложить учащимся показать траекторию его движения, а также показать путь кусочка мяса в мясорубке. Как правило, учащиеся допускают типичную ошибку, говоря, что мясо движется по винтовой линии. И если обсудить с ними роль выступов внутри корпуса мясорубки, то сформируется адекватное представление об изучаемом процессе.

Заканчивая выступление, хочу обратить внимание, что процесс обучения характеризуется определенной логикой, обеспечивающей оптимально эффективные результаты как усвоения знаний, формирования умения, так и развитие познавательных способностей учащихся. Применительно к деятельности учащегося логика обучения отражает процесс учебного познания: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом в смысле возможности оперировать им в различных ситуациях. МДА соответствует всем положениям, перечисленным выше, и должна быть принята на вооружение. Надеюсь, предстоящий эксперимент подтвердит наши выводы. Я с благодарностью приму критические замечания оппонентов и постараюсь учесть их в дальнейшей работе.

---------------------------------------------------------------------------------------Далее автор МДА участвует в работе методического объединения, поддерживающего его методику.

 

Выступление автора МПП - методики «Проблемной последовательности»

«Уважаемые члены ученого совета!

Выступление моего коллеги, автора МДА (методики действий и аналогий), произвело на меня сильное впечатление прежде всего признанием той роли, которая отведена действию в логическом анализе устройств, и признанием полезности аналогий – в создании образа, в осознании действия. Несомненно, это повышает эффективность обучения. Но, к сожалению, должен констатировать, что предложенная методика только временно лечит традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, но не спасает его. Дело в том, что техническое мышление базируется на трех китах: действии, образе и понятии. И если первые два нашли отражение в методике МДА, то ее применение для формирования глубоко осознанного научного понятия вызывает серьезные сомнения.

В процессе пассивного обучения появляется только представление об изучаемом предмете, исторически же понятия формировались и формируются до сих пор только на основе активной целенаправленной деятельности. Поясню это с помощью простой аналогии. Представим себе ребенка, которого заботливая мать приобщает к огромному для него миру. Беря его за руку, она ведет его, показывает различные предметы и объясняет, что, например, это камень, если ты будешь бегать, можешь удариться об него, упасть, запачкать костюмчик и т.п. но пока ребенок не станет действовать, познавать мир в движении и игре, ни о каком полноценном обучении и воспитании не может быть речи. Для субъекта, пишет наш выдающийся психолог А. Н. Леонтьев, осознание и достижение цели, овладение действиями есть способ удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей. Таким образом, мы должны потребовать, чтобы и учебная деятельность укладывалась в структуру ведущей деятельности как творческая, трудовая или игровая, где важнейшими этапами является выбор действий т средств их осуществления, а затем их практическая реализация.

Тот факт, что в критикуемой мной методике объяснение средств – механизмов – предшествует объяснению выполняемых ими действий, свидетельствует, что структура этой методики не соответствует структуре целенаправленной деятельности. Можно ли сгруппировать отдельные детали мясорубки в узлы (винт с корпусом, нож с решеткой), не представляя действия этих узлов (продвигать мясо, резать его)? Но самое важное, что при изложении с помощью МДА за исходную точку берется конечный продукт творческой деятельности – уже готовая схема или реальный образец некоторого технического устройства.

Как же перейти от МДА к изложению, соответствующему по структуре целенаправленной познавательной деятельности? Ваша догадка верна: нужно перевернуть блок-схему МДА и мы получим проблемную последовательность:

 

 

При изучении той же мясорубки нужно идти в направлении, противоположном МДА: поставить задачу, обсудить действие уже известных кухонных приборов, выбрать действия, необходимые для получения фарша, определить механизмы их осуществления и затем соединить их в единое устройство, т.е. идти тем же путем, которым и была изобретена мясорубка.

Для быстрого прохождения этого пути на занятии и необходимы аналогии, которые помогут студентам самостоятельно прийти к нужным выводам. Чтобы не задерживать свое внимание на частностях, посмотрите таблицу, в которой раскрыты все этапы предлагаемой мною последовательности.

На 1-ом этапе (постановка задачи) осознаются цели и вырабатываются требования к операции, к синтезирующему устройству. На 2-ом этапе подвергаются анализу существующие способы выполнения операций, т.е. действия, не обеспечивающие выполнения требований. Здесь важно создание образного представления об операции в целом, чтобы затем разделить операцию наилучшим образом на составляющие новые действия. В данной последовательности важным элементом выступает схема синтезируемого устройства – графическая модель, которая служит для формирования с помощью действия (3-5 этапы) мысленной модели. Я с полной ответственностью заявляю, что эта модель и есть та основа понятия, которая является целью обучения.

Надеюсь, что я подобрал достаточно аргументов в пользу моей методики. Я благодарностью приму вашу оценку о целесообразности ее применения. В предстоящем эксперименте мы, авторы МДА и МПП, предлагаем продемонстрировать уроки по изучению устройства сеялки».

----------------------------------------------------------------------------------Далее автор МПП участвует в работе методического объединения, которое поддерживает его методику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.