КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При изучении второго вопроса
Готовясь к лекции, поразмышляйте о том, что представляет собой структура проблем организации? Для чего вообще необходимо определять зависимости между проблемами (причинно-следственные связи)? Подумайте, почему задача определения проблем, которые необходимо решать в первую очередь представляет собой самостоятельную задачу, решение которой не под силу ЛПР, особенно, когда речь идет о стратегических проблемах, что мешает «увидеть» главные проблемы в их множестве?
Готовясь к семинарскому занятию, изучите лекционные материалы и подумайте, почему наибольшую ценность для принятия решений представляют антитезные формулировки проблем, содержащие в себе противоречия? Можно ли утверждать, что не существует проблем, не связанных с другими проблемами причинно-следственными связями? Обратите внимание, на тот факт, что беспроблемных организаций не существует вообще, организации всегда содержат в себе противоречия, являющиеся движущим началом ее развития. Подумайте, можно ли считать проблемой какое-либо объективно существующее явление, например, нехватку денежных средств или персонала, с той позиции, что проблема – это всегда противоречие?
Обсудите с сокурсником проблемы известной Вам организации. Сформируйте перечень проблем. Перефразируйте назывные формулировки проблем в антитезные и причинно-следственные. Постройте структуру проблемного поля, выделите корневую(ые) проблему(ы). Для чего в некоторых случаях необходимо применение математических методов определения весовой значимости проблем? В группе из 4-5 человек рассмотрите результаты обсуждения, обратите внимание на ситуации, когда корневых проблем оказывалось несколько, как в таком случае определялась наиболее значимая проблема? Если в результате структурирования проблемного поля некоторые проблемы оказались независимыми, то о чем это может говорить?
Контрольные вопросы и тесты:
1. Проблема – это: а) состояние системы, отличное от желаемого; б) некоторое противоречие, требующее разрешения; в) а) и б).
2. Стратегическая проблема – это: а) проблема, независящая от решения большинства других; б) неудовлетворительное состояние системы, вызванное противоречиями между целями организации как системы и целями внешней среды; в) разрыв между существующей (не соответствующей цели) стратегией и стратегией гипотетически соответствующей целям организации, способной привести организацию к этим целям; г) а) и б); д) б) и в).
3. Отличия между стратегическими и оперативными проблемами организаций заключаются в: а) масштабе требуемых изменений, привносимых в организацию в процессе их решения; б) масштабе нарушения функций организации; в) том, что стратегические проблемы возникают вследствие изменения внешней среды, а оперативные в результате функционирования организации; г) а), б) и в).
4. Какой тип формулировки отсутствует в следующем множестве формулировок: причинно-следственная, антитезная, сложная? а) упрощенная; б) предварительная; в) назывная; г) некорректная.
5. В чем заключается сущность организационной самодиагностики как части общей диагностики организации? а) в проверки профессиональной пригодности работников силами персонала организации; б) в процессе проблематизации сознания работников, отталкиваясь от которого клиент оценивает внутреннее положение своей организации.
6. Организационные патологии представляют собой: а) нарушения функций организаций; б) отклонения от нормы; в) неадекватное поведение сотрудников организации.
г) а) и б); д) а) и в).
7. Анализ признаков ориентации организации заключается в: а) определении ее конкурентной позиции; б) определении ряда важных характеристик организации.
8. Сущность организационной диагностики заключается в: а) оценке персонала организации, направленной на определение соответствия профессиональной подготовленности каждого работника занимаемой им должности; б) в выявлении и систематизации проблем организации, определении причинно-следственных связей между проблемами и выявлении главных проблем.
9. Организационная диагностика НЕ включает в себя следующую процедуру: а) анализ принятых решений; б) определение критериев принятия решений; в) проведение диагностических интервью; г) проведение наблюдений за деятельностью управленческой команды.
10. В чем сущность структурирования проблемного поля организации как процесса? а) в определении приоритета решения проблем на основе оценки требуемых для этого ресурсов; в) в экспертной оценке перечня проблем силами работников организации, определении причинно-следственных связей между проблемами.
11. Почему на ваш взгляд целесообразно проводить структурирование проблемного поля силами работников организации? а) потому, что они не знакомы с научно обоснованными методами разработки управленческих решений; б) потому, что они постоянно сталкиваются с симптомами организационных патологий в процессе функционирования организации и имеют о них наиболее полное представление.
12. Что позволяет получить структурирование проблемного поля организации? а) направленный граф, отражающий выявленные причинно-следственные связи между проблемами; б) главные проблемы организации, требующие первоочередного решения; в) а) и б).
При изучении темы необходимо:
· читать: основная литература: Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. Разработка управленческого решения. Учебное пособие (тема 5)
дополнительная литература: 1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 344 с. 2. Альтшулер И.Г. Практика бизнеса. Записки консультанта. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2003. – 432 с.
3. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с. 4. Кордон С.И. Организационная патология. - Пермь, 1997. 5. Макхем К.Управленческий консалтинг / Пер с англ. - М.: Дело и Сервис, 1999. – 288 с. 6. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. - Рига: Зинатне, 1988. 7. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. – СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с. 8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с. 9. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с. 10. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 285 с.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |