Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подъем уровня жизни




Часть первая БАЛАНС ИЗОБИЛИЯ

Разговор о потреблении и изобилии всегда предполагает не­кие цифры, которые можно воскрешать в памяти и иногда интер­претировать по-своему. Мы приведем здесь некоторое число ста­тистических данных в несистематизированном порядке - ибо если в них можно будет проследить некоторые общие тенденции, то все время придется жалеть об отсутствии теории потребления, которая смогла бы объяснить логический смысл количественных данных. Здесь исследуются не коэффициенты размеров потребле­ния или его устойчивости, а именно эпистемологический разрыв, который заставляет переходить от определения потребления в тер­минах калорийного, энергетического баланса, в терминах струк­тур расходов и семейных бюджетов - определения успокаиваю­щего, позволяющего рационализировать потребление как произ­водную функцию от производительности и вывести легкие идеологические заключения о номинальной ценности цифр - к определению его в рамках социальной структуры, в рамках под­счета знаков и различий, где «потребление» материальных благ означает некое отношение к группе, отношение к культуре, где позитивность цифр может быть целиком амбивалентной, где, ко­роче, потребление обретает свой смысл только в структурном от­ношении ко всем другим видам общественного поведения. Мы поэтому честно говорим, что цифровые отношения никогда не имеют смысла. Но нужно их знать.

 

1 Эта ситуация почти идеально реализуется в таком городе, как Берлин. С другой стороны, почти все научно-фантастические романы развивают тему Большого города, рационального и «изобильного», которому угрожает разрушение со стороны некой большой чуждой силы, внешней или внутренней.

С 1950 по 1967 г. средний уровень жизни французов, измеряе­мый в плане индивидуального потребления, больше чем удвоился в Реальном выражении. Этот подъем жизненного уровня сопровождался изменением структуры расходов: расходы на продовольствие снижа­ются, но на мясо и фрукты растут чуть меньше, чем потребление в Целом. Недомашние продовольственные расходы (рестораны, столо­вые) возрастают с 1964 г. в два раза быстрее, чем домашнее продо­вольственное потребление.

19Расходы на гигиену и медицинское обслуживание выросли от 6% бюджета домашнего хозяйства до 11% в 1965 г., расходы на транс­порт и коммуникации - от 6 до 9% (но эти последние, вероятно, час­тично являются результатом новых условий жилья и труда).

Основная потребность - жилье - остается весьма неудовлетво­ренной: приходящаяся на жилище часть бюджета снизилась с 1950 г. Увеличение квартирной платы в три раза более высокое, чем увели­чение совокупных цен между 1950 и 1965 гг., сдерживало спрос, не ведя к существенному увеличению предложения. Количество людей в основном осталось равным 1, и норма перенаселения снизилась только с 26 до 24%. Компенсация произошла за счет издержек на оборудование жилья (снижение цен на эти товары). Процент жилищ, обеспеченных большим оборудованием (кухня + туалет + ванна или душ), вырос с 9% в 1954 г. до 21% в 1962 г. Процент хозяйств, обору­дованных холодильником, стиральной машиной или телевизором, вырос в период между 1954 и 1966 гг. соответственно с 8 до 64%, с 8 до 44% и с 1 до 52% (Эдмон Лисль. «Монд», сентябрь 1968 г.).

Национальный институт статистических и экономических исследований: различие потребления в городе и деревне

Говядина, безалкогольные напитки и свежие фрукты являются продуктами, которые имеют больший спрос в городах, чем в дерев­нях. Именно горожане потребляют самые «современные» продук­ты питания (в 5 раз больше, чем сельские жители): новые продукты и традиционные продукты, представленные по-новому. Те же са­мые горожане расходуют в два с половиной раза больше на услуги, чем сельчане. Равным образом они потребляют в целом больше энер­гии, медицинских услуг, женской одежды, прачечных-химчисток, газет и т. д.

Разница в потреблении между социальными группами

«Руководящие кадры» по сравнению с «экономически неактив­ными» гражданами расходуют в три раза больше на предметы дли­тельного пользования: мебель, автомобиль, спортивные товары, фо­тоаппараты, камеры и т. д.

Сельский производитель потребляет 130 кг хлеба в год - в три раза больше, чем промышленник или руководитель высокого ранга

(47 кг).

Основные энергетические продукты (мука, картофель, сушеные овощи, молоко, сахар и т. д.) потребляются больше в хозяйствах с малым доходом, чем в других. Зато руководящие кадры потребляют больше свежих овощей (75 кг в год).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.