КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинообразование в контексте художественной литературы 5 страница
Итак, традиционная цепочка типа «от художественных ценностей» — к ценностям идейно-эстетического порядка, а далее — к формированию личности строителя будущего, личности творца» (Б.Волков, с. 35) заключает в себе грандиозный прорыв, ибо если между художественными ценностями и ценностями идейно-эстетического порядка лежит вполне ясная конструктивная деятельность по формированию ценностных ориентации, то далее мы имеем полную неуверенность в том, что данные ориентации, будучи потребностью в сфере познания, непременно станут мотивировкой и побуждением к реальным поступкам. Дистанция между мыслью и делом предопределена несоответствием типа интеллектуального развития (который, по мнению Я. А. Пономарева, достигается в 12 лет) и периода кульминации творческой продуктивности, «которая наступает много позже, так как высокая продуктивность немыслима без большого багажа знаний, жизненного опыта, целеустремленности и ряда других качеств, которыми еще не обладает подросток» (Кон, с. 74). Воздействие на подростка мира экранных искусств опирается, прежде всего, на уровень эмоциональной избирательности. на наш взгляд, это связано с эмоциональными проблемами воз-
раста, повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью— и это наряду с более высокой, нежели у взрослых, реактивностью на эмоциональные раздражители. Начиная 12 лет, внешние формы реактивности становятся менее явными, но в то же время мы наблюдаем рост — количественный качественный — состояний внутреннего беспокойства, нерешительности, нарушений активности общения со сверстниками взрослыми, вплоть до возникновения подростковых синдром типа синдрома дисморфомании (озабоченности своим внешним видом, типом телосложения и т. п.). При этом не следует упускать из вида, что формирование идеалов внешности у подростков происходит в настоящее время во многом под влияние средств массовой коммуникации, в особенности — экранных искусств. Этот процесс принято связывать с развитием самосознания. Рассмотрим же роль и место эмоций в процессе восприятия экранных искусств в связи с процессом развития самосознания это может и должно привести нас к реальному механизму, определяющему как формирование убеждений, так и поиск системы, обеспечивающей их реализацию. Необходимо отметить также следующее. Говоря о процессе формирования мировоззрения подростков, в сфере восприятия аудиовизуальной информации, следует учитывать, что подросток постоянно находится в потоке информации, получаемой от средств массовых коммуникаций. Эти изначально ставит его в ситуацию постоянного отбора, дифференциации получаемой информации. Та часть общения с миром эк ранных искусств, которую предлагают ему занятия цикла «Основы экранных искусств», не может быть определяющей в информационном потоке. Побочной, с нашей точки зрения, информации слишком много, и зачастую ее воздействие на подростков определяется такими факторами, как любопытство (запретность информации — эротика и т. п.), относительная недоступность (редкий фильм); кроме того, «авторитетность» информации, получаемой в среде товарищей по возрасту, по определенным причинам психологического порядка куда выше, нежели получаемой «на уроке». Занятия курса «Основы экранных искусств» — лишь одно из дополнений к общему процессу развития личности. Мы 'же часто склонны видеть в подобных занятиях едва ли не панацею, лекарство от всех «болезней восприятия». Но уроки искусств — инструмент педагога, а не самоцель. Принцип бытовой неприменимости, явной бесполезности, с прагматической точки зрения, категории прекрасного, самого понятия красоты, может и должен становиться основой взаимодействия подростка и мира экранных искусств в процессе занятий. Наибольшую эффективность занятия обретают именно тогда, когда предмет занятий наиболее самоценен, но не «служебен». Не доказательство — в некоей логической форме — довольно таки избитых суждений о многогранности мира и единстве эстетических принципов, а сама эта реализованная многогранность, реализованная в самом предмете (сочетание кино, телевидения, видео, да и в самих этих искусствах — полифонич-ность, явное и скрытое сочетание разноприродных искусств, порождающее новое художественное качество). Приблизиться к подобной — взятой как идеал — форме проведения занятий помог принцип так называемого «открытого» потока информации, что оказалось особенно важным в сложившейся общественной ситуации. Восприятие подростка всегда ситуативно; в наши дни, когда ситуация в сфере массовых коммуникаций, отражая определенные обстоятельства жизни общества, складывается почти хаотично, когда рядом сосуществуют не только разнородные, но и разнонаправленные потоки информации,—это обусловливает повышенную избирательность восприятия подростков. При этом стремление к стабилизации ситуации переходит в основном в эмоциональную сферу, используя привычные каналы информации в новом качестве: моральные ценности выходят на передний план (пытаясь дать оценку выступлению политического комментатора в одной из телепрограмм, ученики шестого и седьмого классов активно использовали моральные категории типа «он не добрый», «у него глаза злые, когда он об этом говорит», итоговый вывод — информацию, которую он дает, нельзя считать точной). Разумеется, влияние личности комментатора на процесс общения со зрителем существовало всегда, но тем не менее даже по сравнению с прошлым годом сдвиг акцентов восприятия очевиден, ровно как очевиден и некоторый спад активности подростков по отношению к самим занятиям по основам экранных искусств, причину которого еще предстоит прояснить. По результатам предварительного анкетирования можно лишь сказать, что увеличился «разбег» интересов — как количественный, так и качественный, и теперь сам факт существования некоей модели работы на класс в 40 учеников вызывает раздражение своей определенностью, дети хотят материалы и темы занятий в большей степени, нежели эт возможно в предложенных условиях — на уроке, с весьма ограниченными возможностями подбора материала и т. п. Жесткой схемы проведения занятий не существовало. Был 'предварительный набросок общего движения там, где изначально был предусмотрен акцент на эмоциональной стороне восприятия. Двойственность, неотъемлемо присущая попыткам соединить некий набор «знаний — умений — навыков» и генодизм, любование непосредственно самим художественным произведением, изначально создавала ситуацию, выход из которой находился, прежде всего в сфере эмоций. Далее эмоциональная активность возраста вступает в противоречие со степенью самостоятельности мышления, способности суждения, что и создает предпосылки для развития основ сопоставления, критического анализа, для выработки генеральных выводов.
При таком положении вещей многое (если не все) зависит от избираемого для работы материала: и если для практической, прикладной деятельности подросткам предлагалась окружающая их действительность (помещение класса для работы с «рамкой», кадрированием пространства, фотографии, знакомых им журналов для коллажных работ и т. п.), то для освоения теоретических знаний требовался непосредственно материал экранных искусств (фильмы, видеоклипы, телепередачи). Сначала список материала для просмотров был четко фиксированным, но жизни удалось его скорректировать.— вместо перечня «приличных», с точки зрения педагога, для обсужден произведений был реализован ситуативный набор фильмов, фрагментов телепередач и т. д., по большей части предложенных самими ребятами. Практически была сделана попытка не «формировать систему идеалов», а сделать идеал подростка, уже сформированные во всем процессе взаимодействия со средствами массовой коммуникации, материале для анализа — как для самого школьника, так и дл педагога. Поток информации был «открыт» практически для любого фильма (произведения экранных искусств), вызывающего интерес у подростков, что безусловно создавало определенные трудности для исследователя — как в организационном, так и в плане собственно эксперимента. Пресловутая «диалогическая парадигма» педагогики, желанная и недостижимая в условиях нынешней школы, маячила где-то рядом, но уходить от авторитарности, губительной для обсуждения проблем на эмоциональном уровне, удавалось далеко не всегда. Лучшим способом пробуждения самостоятельности мышления становилось — на основа дифференциации эмоциональных реакций — выявление наличия резкого «разброса» мнений по поводу одного и того же героя сюжета или даже целого цикла фильмов. Мнения обсуждались подвергались сравнению, возникали споры, но — по возможности — в результате избегалось подведение итогов под «мнение большинства». Постоянная возможность нравственного и психологического выбора должны быть неотъемлемым качество подобных занятий. Даже если выбор не совершается здесь же непосредственно на уроке, он неизбежно будет нести на себе влияние общей атмосферы занятия, определяться ею, равно как и личным опытом подростка. Этим и должен в идеале достигаться желанный эффект перенесения закладываемых основ критического мышления на отношение к общему потоку информации, получаемому подростком. Но тот же самый разброс мнений возможен и эффективен лишь тогда, когда имеется нечто объединяющее в самом процессе восприятия, проявление интеграции восприятия в данной группе. Исходя из эмоциональной стороны восприятия, мы приходим к тому, что в центре внимания как с точки зрения теории, так и на практике должно оказаться переживание. Рассмотрим подробнее цепочку «восприятие — эмоции — переживание» — реализация выхода из ситуации (на уровне деятельности)» с Точки зрения психологии восприятия. Эмоциональный уровень восприятия первичен. И здесь оказывается крайне важным понятие красоты как преодоления некоей сложности. Красота композиции кадра, пейзажа, героя, наконец,— доступна, между тем как красота истины, выражения, поступка вроде бы элементарна, но трудноуловима для определения. Мысль о том, что само понятие красоты заключает в себе преодоление сложности через путь наименьшей затраты энергии, отнюдь не нова как для искусства, так и для науки — от 3.М.Волькенштейна до В.Гейзенберга — вопрос о значении термина «красота» был рассмотрен с самых различных позиций. Выражения «красота науки», «прекрасна ли истина» и т. п. уже нарицательны; эстетические категории оказываются более чем связанными с процессами познания (вспомним, что еще у Канта встречалось определение прекрасного как «игры познавательных способностей» (Кант, с. 219)). Итак, красота — в любой форме проявления прекрасного — порождает чувства. Синтетичность экранных искусств обуславливает полифонизм восприятия — эмоции, порожденные особенностями интерпретации пространства, времени, характера персонажа, сменяют друг друга; красивое порождает чувство удовлетворения, отклонение — неудовлетворенность. И здесь мы подходим вплотную к необходимости наряду с практическими и познавательными типами деятельности признать переживание как особый вид деятельностных процессов, специфика которого состоит в смыслообразовании. «Переживание является именно деятельностью, т. е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями» (Василюк, с. 28). Для нас чрезвычайно ценно то, что переживание является именно смыслообразующей деятельностью, наряду как с практики предметной, так и с познавательными типами деятельности. Оно оказывается в практике школьных занятий, имеющих своим предметом искусство, именно той формой синтеза, той ступенью, которая позволяет перейти от художественно-практической к абстракто-логичесой форме познания, не теряя при этом того богатства и разнообразия эмоций, которое и определяет индивидуальную неповторимость личности. Ведь с формально-энергетической точки зрения даже катарсис есть явление порождения энергии (воодушевления через очищение), т. е. результат эстетического переживания обладает реальной действенностью. Психолопический механизм переживания нельзя отнести к
типу психологической защиты; он включает в себя обязательное преодоление ситуации невозможности. Так, у многих подростков (в основном до 12 лет) мы наблюдаем затруднения именно с механизмом переживания, когда от «страшных кадров» и эмоционально напряженных моментов ребенок уходит в физическом смысле этого слова — не смотрит на экран, пока ситуация тем или иным образом не разрешается. Это отсутствие способности к сопереживанию происходящему на экране является довольно тревожным признаком: вместо преодоления ситуации мы имеем явный прорыв в психологическом механизме освоения данного вида информации, своеобразный «провал», который может быть симптомом общего психического развития ребенка, его неспособности входить в предлагаемую ситуацию и находить — через ситуацию невозможности — выход. Ф. Е. Василюк, анализируя закономерности переживаний, рассматривает четыре модели взаимоотношений личности и мира — до внешне трудного и внутренне сложного. В принципе реализация механизмов переживания ведет ребенка от первого типа взаимодействия с миром к последнему, где «речь, так образом, идет о самостроительстве личности, об активном и сознательном созидании человеком самого себя, причем (что очень важно) не только об идеальном проектировании себя, но и чувственно-практическом воплощении этих проектов и замыслов в условиях трудного и сложного существования, словом, речь идет о жизненном творчестве. Творчество и есть высший принцип данного типа жизненного мира» (Василюк, с. 138). Итак, с точки зрения овладевания переживанием как особым видом деятельности, процесс воспитания заключается в переходе к самовоспитанию. Процесс заключается в переходе |к самовоспитанию. Процесс формирования мировоззрения приобретает диалогический характер. Взаимодействие характера и ситуации (в данном случае — смоделированной в произведении экранного искусства) через переживание формирует личность, определяет ее отношение к миру. Но не следует забывать, что в системе занятий по основам экранных искусств мы имеем настоятельную необходимость сочетания всех трех вариантов деятельности — и практически и познавательной, и переживания. Все эти виды деятельности должны быть сбалансированны, тем более что содержание, по интенсивность деятельности в целом имеют решающее значение для полноценного развития личности. ЦИТИРУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. Василюк Ф. Е. Психология переживания», М.: МГУ, 1984. 2. Волков Б., сб. Школа и искусство. Таллин, 1982. 3. Кант И., Сочинения, т. 5. М.: Мысль, 1956. 4. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 5. Психологический словарь, М., 1990. Г. М. ЕВТУШЕНКО, кандидат искусствоведения Система кинообразования находится в кризисе, и, как это ни парадоксально, корни кризиса можно связать с развитием экранной культуры, повлиявшей на образование вообще и на кинообразование в частности. Суть ситуации заключается в том, что с конца XIX в. с приходом средств массовой информации изменилось общее положение в культуре. На первый план вышла экранная культура и охватила широкие слои населения. Сегодняшний ребенок рож-жен в среде аудиовизуальных средств, с детства он становится зрителем-слушателем и, зачастую впервые в жизни сталкивается не с самим предметом, а с его изображением (скажем, не с живой лошадью, а ее экранным эквивалентом). Произошли изменения и в зрительском сознании. Если раньше, в эпоху Гриффита и Эйзенштейна, параллельный монтаж был сверхновым явлением, а смешение воображаемого и реального, скажем у Феллини, кинокритиками прошлых лет определялась как «изощренность, усложненность киноязыка», то сейчас произвольный монтаж пластических, пространственно-временных рядов никого не удивляет. Эстетика видеоклипа это норма, в которой не присутствует какой-либо шоковый элемент. Причем сам видеоклип «выражает не точку зрения автора, поток сознания зрителя» (Ю. Богомолов). Подростки сегодня ходят в видеосалоны, смотрят всю ту продукцию, которую видит мировой кинозритель, значительно более «свежую», нежели это предлагает кинопрокат. Они практически, уже независимо от факта обладания видеомагнитофоном, и который остается достаточно престижным, приобщены к массовой кинокультуре современного мира. С 10—13 лет они особенно активно воспринимают его и вполне естественно в этом мире существуют. Однако, «погружение» в экранную культуру происходит достаточно стихийно. Как правило, ученик не имеет навыков ее освоения. А между тем, исследователи утверждают, что экранная культура — это качественно иной тип культуры, который складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой, средств-
связи и каналов информации, образующих в совокупности, информационный космос. Фундаментальные изменения в культуре, происходящие на наших глазах, многие ученые связывают с тем, что экран активно взаимодействует с традиционными ее типами—культурой непосредственного общения и книжной культурой. При этом информационный космос формирует новое мышление, новое общение и, соответственно, новое образование. «Новое мышление не сводимо только к политическому. В социальном смысле оно делает возможным реальные изменения в личностном плане подталкивает человека к саморазвитию. Для нового мышления характерно «сращивание» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и чувственного моделирования. (См. Полани М. в книге «Личностное знание. О проблемах визуализации смысла», 1985, с.122—123). Новый тип общения, привносимый экранной культурой — это «принципиально иная поэтика взаимоотношений с экраном». Не поэтика повествования, а поэтика диалога, переходящего в полилог. (I, с. 20). С одной стороны, это диалог автора со зрителем, который вовлекается в активную позицию coтворения, общего для пары зритель — экран. (I, с. 22—23). Но в то же время, диалог — это структура, которая гибче иглубже, чем повествование, ибо в нем всегда заложены интересы обоих партнеров. Обратимся к образованию. Культуре непосредственного общения у нас не учат совсем. Экспансия экранной культуры как бы не замечается, особенно теми, кто должен приближать к ней школьников. Одной из причин такого положения можно назвать доминирование литературоцентрической идеи в гуманитарном образовании. Она стала чуть ли не главным препятствием для усвоения новых информационных технологий. Сложившаяся в 60-е годы концепция педагогики основывалась на управлении познанием учащихся, насаждении «культуры полезности». В единую систему собирались научные понятия и произведения искусства, знания, умения, навыки, а школьник должен был их осваивать, совершая определенный путь снизу доверху. Преодолев его, можно было переходить к практическому воплощению усвоенного. Носителем предлагаемых эталонов выступал учитель, как бы ведший ученика по беспредельному пути познания. То же наблюдаем и в сфере кинематографа. Осуществлялась общая поддержка советских фильмов в противовес зарубежным. Насаждались примеры «делать жизнь с кого», удовлетворявшие претензию педагогов на духовную монополию. Общение учителя и ученика оставалось единообразным, монологичным: учитель вещает — ученик воспринимает. От школьников требовали почти магнитофонного воспроизведения понятий, приемов, способов мышления. Как отмечал И.Кон, ведущий речь о «межпоколенной трансмиссии культуры», «в жесткой, иерархической организованной системе обучения и воспитания взрастить самостоятельную творческую личность невозможно». «Объективная» модель — где молодежь — объект, а кино — средство воспитания, до сих пор преобладает в киноведении. Встречаются две разновидности такого взгляда: 1. Молодые зрители — объект жалости и сострадания. «Несчастные не понимают высокого искусства». 2. Молодые зрители — объект возмущения и порицания. «Западное кино развратило их души». Подобные подходы наглядно иллюстрируют все ту же монологическую модель человеческих отношений, выращиваемую искусственно. Понятно, что современная образовательная система требует иного подхода: в педагогике — это курс на сотрудничество, в психологии — требование понимания, утверждение «культуры достоинства». Право учителя—вступить в диалог с учащимися, чтобы объяснить свои предпочтения. Именно диалог признается наукой как основа мышления и бытия человека конца XX века. Сошлюсь на англичанина Дэвида Ластеда, привлекающего внимание специалистов к кинопедагогике не только к трансформации и обмену кинознаниями, но их (производству. Такая концепция сходна с теоретическими положениями советской кинообразовательной школы, и в частности, И. Вайс-фельда, опровергающего понятие об учителе, как о функционере, об ученике, как о пустом сосуде или ответчике, а о знании, как о неизменном материале для передачи. Но школа в большинстве своем оказывается не способной добиться такого результата и, таким образом, погрузить ребенка в информационный поток. Значимость учителя как источника информации уходит в прошлое. Так, например, Г. Гейнрикс (ФРГ) провел исследование среди городских и сельских школьников. Цель исследования — выяснить, из каких источников обогащается память учащихся.,48% испытуемых показали, что знания почерпнуты из телепередач и фильмов. Дети подчеркивали, что о смысле написанного они ничего не узнали ни от отца, ни от матери, ни от учителя, а пользовались только информацией, полученной из кинофильмов и ТВ-передач. То же проделал ленинградский учитель Адамский. Результаты сходны. Происходит две вещи: — смена приоритетов (товарищ по парте, проведший вечер в видеосалоне, становится более интересным, нежели учитель, простоявший тот же вечер дома у плиты. Или: известно, список видеофильмов в 100 названий подростки знают на 80%, люди после 30 — на 50%, после 50 — на 10%; — смещение системы оценок (многие герои советского кино поставлены теперь под сомнение, если не дискредитированы совсем). Для того, чтобы сохранилась единая система ценностей, чью-то точку зрения опять-таки нужно объявить единственно верной и тем самым ввести в строй старую идеологическую доктрину о примате якобы абсолютных ценностей над якобы относительными, то есть снова вести целенаправленную деятельность по снижению уровня информированности общества в нашей стране. Однако стена культурного консерватизма, долгое время заглушавшая для нас голоса различных культур, может быть разрушена. Здесь интересно обратиться к некому у объединяющему началу, способному представить область контактов различных ценностных систем. Началу, не акцентирующему внимание на национальных и социальных особенностях народов. Найдем его в массовой кинокультуре современного мира. Удачный пример — «Унесенные ветром». В видеосалонах эта старая лента (1936 г.) до сих пор конкурирует с эротическими боевиками и фильмами ужасов. В основе у успеха, вероятно, лежит одно — сопереживание, способное утолить эмоциональный голод, сопутствующий любой действительности — и советской, и американской, и вчера, и сегодня «Унесенные ветром» называют шедевром массовой культуры. В ленте мы можем обнаружить принципиальное равноправие вербального и визуального, книжного и экранного. Своеобразная, поп-эстетика, в которой выдержана картина, открыла ее широчайшей аудиторий. Будем надеяться, что произведения массовой культуры будут способствовать кинообразованию контактам разных ценностные систем, откроют путь к проявлению многокультурности в каждом человеке. Один и тот же зритель уже и сейчас вмещает в себя И.Бергмана и Ю.Кару, Ю.Германа и М.Антониони, С.Говорухина и С.Спилберга. Путь, наконец-то открыт. Научиться жить в условиях множественности культур, ориентировать учеников на разнообразную информацию — важно на данном этапе. Новые измерения экранной культуры могут стать своеобразным трамплином к осмыслению перемен в культуре вообще и преодолению кризиса в образовании. Словом, экранная культура способна придать обучению неформализованный характер. Пионер в области компьютеризации образования Сеймур Пейперт отмечал, что «до появления компьютера общество не обладало средствами, способными придавать процессу обучения естественный неформализованный характер.» (6). В этом одна из причин (потери у ребенка вкуса к обучению. Он не следует за специалистами, которые хотят сделать компьютер не средством, а целью. Во многих школах, где идет обучение с помощью компьютера, компьютер выполняет функцию учителя, при Этом упускается из вида, что ученик сам может составлять программу для компьютера, приобщаясь не только к технике, но и к искусству интеллектуального моделирования. А жаль, что такой мощный рычаг до сих пор мало использован. Маленькое отступление. Когда мы слышали лозунги о компьютерофобии, о том, что машина, мол, воспитывает лишь дебилов, то не понимали, что за этим стоит боязнь нового, неспособности использовать компьютеры по назначению между тем, все большее количество людей, и детей, и взрослых имеют возможность соприкасаться с ними постоянно. Поведем речь о компьютерных играх (где только не установлены сейчас игральные автоматы. Ради справедливости назовем два подхода к компьютерным играм как к явлению. Одни считают их средством оболванивания аудитории, а деятельность по их созданию приравнивают к разрешению малолетних и одурманиванию их своеобразным наркотиком. Другие призывают к тотальной компьютеризации досуга, основным средством считая компьютерные игры (Ки). То есть как первые так и вторые, обсуждают уже наступившее, необратимое явление современной культуры и технологии. Могут ли КИ быть попользованы и кинообразовании (КО). Безусловно. Пока другие модели КО использовали в качестве основного первоэлемента. Слово компьютерная модель КО интенсифицировали личностное начало молодого человека. В ряду ученик—компьютер решающая роль принадлежит ученику как творцу. Потому что требует от него не иллюзии участия (можно отмолчаться в дискуссии по фильму, проводимой в классе), а подлинного вмешательства в игру. Например, развитие сюжета (в рамках заданной автором игры) полностью определяется действиями играющего. Он сам создает свое произведение, а не формально анализирует его. Таким образом, школьник — с той или иной степенью детализации — создает свою модель реального мира. Почему творческие работники кино хотят включения в орбиту их интересов все новых видов теле-, видео- и компьютерного искусства? Цель благородна — формирование целостной визуальной культуры будущего. Наряду с обогащением киноязыка — расширение палитры средств художественного воздействия на зрителя, участие кинематографа в культурной жизни. Реальное развитие и кино, и зрителя. КО с помощью экрана представляет собой переходный этап от книжного киноведения к визуальному. Кино о кино. Фильм о фильмах. Таким образом, традиционное КО, реформированное, обновленное, будет сосуществовать с новым, в том числе и компьютер-
ным, что является совершенно естественным и, не преувеличу, необходимым. В какие формы это выльется — подскажет сама жизнь. ЦИТИРУЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. Прохоров А., Разлогов К., Рудки В. Культура грядущего тысячелетия//Вопросы философии. 1989. № 6. С. 19. 2. Образование и культура. Материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1990. № 5. С. 18—25. 3. Ванюшина Н. Телепередачи на уроках физики. Автореф. дис… к.н. Л., 1980. 4. Учительское счастье// Ленинград. ТВ. 28 сент. 1990 г. 5. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., 1989. С. 14. А. В. СПИЧ КИИ г. Курган кандидат педагогических наук зам. директора педагогического лицея Кинообразование вступает в новый этап, связанный с бурным развитием и появлением в зрительском опыте ребенка (и в особенности подростка) новых аудиовизуальных носителей — прежде всего ВИДЕО. Если в 1977 году по данным эстонских исследователей средний школьник смотрел в течение семи лет обучения примерно 1200 художественных фильмов (из них 400 в кино и 800 по телевидению), то сегодня число просматриваемых фильмов резко возросло за счет видеопродукции. Чрезвычайно важным последствием распространения видео является и появление в зрительском опыте подростка огромного числа фильмов, относящихся к новым для нашей системы кинообразования жанрам,— прежде всего, традиционным жанрам массовой культуры. Потребность в зрелищных жанрах всегда особенно остро ощущалась подростками. Вот результаты опроса учащихся 6—7 классов, проведенного на базе одной из школ г. Кургана. 64% опрощенных в качестве любимых называют фильмы, увиденные на видеоэкране. Все это — произведения зарубежного кино. Из них:
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |