КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинообразование в контексте художественной литературы 3 страница
В развитии эстетической грамотности навыки сравнительного анализа искусств играют немаловажную роль. Этому способствует и интегрирующая роль кино. Сочетание в фильме литературного, изобразительного, звукового начал ориентирует на комплексное восприятие при умении дифференцировать отдельные элементы, на которых возникает гармоническое целое. Особое место (в собственной практике это соотнесено с кур: сом мировой художественной культуры для слушателей Санкт-Петербургского института усовершенствования учителей) может занимать сопоставительный анализ произведений литературы; живописи, музыки, театра, кино, восходящих к одному и тому же первоисточнику. В ряду этих источников — литературных, исторических, изобразительных и т. д. —должны по праву занять свое место и библейские сюжеты как необходимый элемент культуры человечества. В качестве примера могут быть использованы занятия, первотолчком для которых избирается повесть Пушкина «Станционный смотритель». В соответствии с традицией, сложившейся в литературоведении, эта повесть трактовалась как история «маленького человека» и его несчастной соблазненной дочери. Внимательное— «медленное» — чтение, привычка к которому утрачена, но которое в ряде случаев совершенно необходимо, также как вглядывание в живописное полотно, повторные просмотры фильма, или вслушивание в музыкальное произведение, чтобы глубже воспринять их, а иногда, чтобы освободить от ракушечного слоя предшествующих искусствоведческих напластований; искажающих облик подлинника до неузнаваемости, до полного исчезновения в угоду идеологического доминанта. Такое внимательное чтение (применительно к Пушкину — особенно актуально) способно открыть писателя, во многом просто незнакомого младшим поколениям наших соотечественников. При «медленном чтении» «Станционного смотрителя» многое откроется заново. Например, смысл упоминания о картинках в доме Вырина, изображающих перипетии притчи о блудном сыне. Картинки эти, снабженные «приличными немецкими стихами»,— своеобразный немецкий кич XIX века — трактуют классическую теорию в мелодраматическом, прямолинейно-назидательном ключе, в духе бюргерской морали. Картинки занимают видное место в жилище и к ним дважды обращается рассказчик. Дважды на протяжении пяти страниц повести Пушкин привлекает к ним особое внимание. Он не только иронически полемизирует с немецкой интерпретацией притчи, но дает собственное переосмысление ее, перенося на российскую почву и проецируя на Самсона Вырина. Объединив притчу с широкоизвестными в его времена сюжетом о бедной девушке, соблазненной богатым повесой, на материале простом и непритязательном Пушкин пишет трагедию. Маленькую трагедию в виде повести. Трагедию лишенную катарсиса. Притча лишается свойственных этому жанру назидательности и благополучного конца. Герои как бы меняются местами: страдающим оказывается не дочь, покинувшая дом, а отец. Трагедия героя не ограничена здесь социальными или социо-психологическими причинами. Она имеет общечеловеческое содержание, выходя и за рамки сословных отношений, и за рамки своего времени. Разговор на эту тему, аргументированный пушкинским текстом, может стать основанием для серьезного и творческого занятия русской литературой. Но не только ею. Внимание должно быть уделено и самой притче о блудном сыне (Ев. от Луки, гл. 15), ее содержанию, ее месту в Библии. Разговор о притче выводит на использование ее искусством: Симеон Полоцкий («Комедия притчи о блудном сыне»), где эта тема послужила основанием для размышления на тему «отцов и детей»; изобразительное искусство: Рембрант с его картиной «Возвращение блудного сына» и Т. Шевченко с серией из восьми офортов на ту же тему, переосмысленную применительно к тяготам народной жизни и солдатской службы России XIX в. и т. д. «Станционный смотритель» естественно сопрягается с киноискусством, где могут быть рассмотрены фильмы «Станционный смотритель» А. Ивановского (1917), «Коллежский регистратор» Ю. Желябужского (1925) и ТВ-фильм «Станционный смотритель» С. Соловьева (1983). Каждый из них интересен и талантлив режиссурой, операторским мастерством, игрой актеров. Интересен и сам по себе, и как свидетельство своего времени, отразившегося на характере интерпретации пушкинской повести. Они и должны быть рассмотрены как интерпретация, так как глубина пушкинского творения воплощена в слове, не подлежащем извлечению из своей природной стихии, не поддающемуся переводу на язык звукозрительных образов. Специфика пушкинского стиля раскрывается при анализе повести. Разговор о «Станционном смотрителе» Пушкина может быть продолжен обращением к повести Достоевского «Бедные люди», эта повесть не только самый проникновенный из всех существующих анализ пушкинского произведения, сделанный несчастным изгоем Макаром Девушкиным, но и гениальный парафраз «станционного смотрителя». Пример, приведенный здесь, как мне представляется, имеет
Организация художественно-практической деятельности школьников на занятиях кинофакультатива Р. Я. ГУЗМАН, г. Москва Мой друг и коллега, педагог Л. И. Соболев описывает в своей книге «Все начинается с урока» такой, весьма показательный, эпизод. На уроке литературы, посвященном творчеству Л. Н. Толстого, старшеклассники демонстрировали глубокое знание текста, умело анализировали художественное произведение, искренне и возвышенно говорили о своем понимании замечательных русских образов (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов). В аудитории возникла атмосфера творчества, взаимопонимания, высших этических и эстетических идеалов. Голос выступающей десятиклассницы дрожал, прерывался и звенел от волнения, она в этот момент жила литературными образами и была прекрасна. Урок, как говорится, «удался». Удовлетворенный учитель, собирая тетради и книги, стал невольным свидетелем метаморфозы, произошедшей со школьниками. С гиканьем и воплями, стараясь попасть друг другу портфелем по голове, двухметровые акселераты неслись по коридору. Превратившаяся в Мегеру десятиклассница грубо препиралась с напарником по уборке класса, выторговывая себе работу полегче. Юные литературоведы пользовались выражениями отнюдь не литературными и демонстрировали взаимоотношения, весьма далекие от этических идеалов. Значит, искусство само по себе, а жизнь — сама по себе? Итак, «ножницы», между восприятием, оценками и формами поведения школьников в мире искусства, и поведением, восприятием и оценками в реальном мире. Нам представляется, что такой разрыв возникает тогда, когда искусству отводится роль потребляемого организмом духовного продукта. Употребляемый в пищу (пусть духовную) продукт (даже деликатесный) занимает человека лишь в краткий миг дегустации, оценивается им по приносимой организму конкретной пользе (сытный, витаминизированный, лакомый и т. п.). Превращение некоторыми людьми искусства в пикантную приправу к обыденной жизни обусловлено, в частности, нетворческим характером их собственной жизнедеятельности. Альтернативой такому подходу может служить организация творческого характера жизнедеятельности, во всех без исключения ее областях, в частности на занятиях кинофакультатива в школе. Одной из задач, решаемых на кинофакультативе, является организация художественно-практической деятельности школьников как средства их эмоционально-нравственного саморазвития. Какие же конкретные формы и методы работы используются для решения этой задачи? Первое же занятие начинается с самостоятельной творческой работы школьников по заполнению анкеты слушателя кинофакультатива. Сам характер вопросов этой анкеты требует активной умственной, эмоциональной и нравственной работы. Вопросы включают в себя элементы игры, иронии, самоиронии. С самого начала необходимо раскрепостить ребячью фантазию и одновременно поставить перед ними серьезную задачу отбора: «Назови три фильма, которые следует показать при контакте с инопланетянами». Вот фильмы, которые назвали ребята: «Обыкновенный фашизм», «Сказка сказок», «Подранки», «17 мгновений весны», «Баллада о солдате», «Броненосец Потемкин», «Чапаев», «Калина Красная», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Вокзал для двоих», «Вам и не снилось», «Крамер против Крамера», «Служебный роман», «Скупой», «Лэсси», «Чудовище», «Избранные», «Карантин», «Мефистофель», «Репетиция оркестра», «Амаркорд», «Полеты во сне и наяву», «Зонтик», «Кувшин», «Айболит-66» и другие. Видно, что ребята отобрали фильмы трех уровней. Первый уровень представлен фильмами интенсивного эмоционального воздействия, которые затрагивают наиболее напряженные социальные события XX века, революцию, гражданскую и отечественную войну, борьбу с фашизмом. Во второй уровень вошли фильмы камерного звучания, более внимательно рассматривающие взаимоотношения и поступки людей в повседневности. Третий уровень представлен фильмами — притчами, фильмами — аллегориями, фильмами — предупреждениями. Представляется весьма интересным и глубоким ребячий подход к выбору фильмов «Для инопланетян», позволяющий увидеть жизнь людей на Земле более объемно, с разных точек зрения. Примечателен тот факт, что в ответ на задание описать один из эпизодов самого любимого фильма, ребята в большинстве своем, рассказывали о фильме не входящем в число «трех картин для инопланетян». Таким образом они различили две позиции— личное пристрастие и представительство от имени Земли. Еще один вопрос этой анкеты предусматривал возможность ассоциативной связи между живописью, литературой, музыкой, кино и другими искусствами. Школьникам демонстрировалась высококачественная репродукция картины Марка Шагала «Окно на даче» и предлагалось описать свое впечатление, а также указать с каким другим произведением искусства она ассоциируется. Вот выдержки из анкет: «...впечатления не произвела, ассоциируется с грустными лирическими мелодиями...» «...что-то грустное. Странные лица. Похоже на песню М. Таривердиева «Не возвращайтесь к былым возлюбленным»...при виде этой картины я вспомнила фантастический рассказ Рея Брэдбери «Марсианин»...напоминает стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора»... похоже на повесть А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине», на III симфонию А. Шнитке и музыку К. Пендерецкого... эта какая-то протяжная, печальная мелодия на альте... очень напоминает фантастические повести и рассказы (в основном Стругацких)»... «к сожалению картина мне ничего не напоминает» «...картину можно сравнить с 40 симфонией Моцарта, с картиной М. Чюрлениса «Спокойствие» и со спокойной плавной музыкой»... «это рождает умиротворение, веру в будущее, мысль о том, что жизнь прекрасна сама по себе, без всяких добавлений»...«единственное, что мне понравилось в этой картине — это вид из окна в лес. Он ассоциируется с пением птиц»... «картина понравилась по тонам, по замыслу, но сказать с чем она ассоциируется, я не могу»... «.по своей таинственности напоминает стихотворение А. Блока «Незнакомка»... «впечатление грустное, ассоциируется с музыкой Вивальди, рассказами Пришвина, Паустовского, А. и Б. Стругацких, со стихами А. Блока... А вот еще одно (чуть ироничное) впечатление: «что-то от Баха, только более земное, что-то от Тагора, только менее светлое, более мистичное и вообще современное, а потому и ощущение какое-то составное. А потому и описать сложно, тем более слова упрощают и припечатывают.» Легко проследить некоторую общность этих ассоциаций, отражающих индивидуальные особенности ребят, заполняющих анкеты. В основном, ссылки делаются на музыкальные и поэтические произведения, обладающие максимальной эмоциональной интенсивностью воздействия и, в то же время, дающие широкий простор воображению. Точно угадана светлая; грустная слегка мистическая или фантастическая тональность картины, ее мягкая, щемящая одухотворенность. При ответе на этот вопрос анкеты ребята, возможно, неосознанно, произвели поэтапно несколько сложнейших психологических операций, приводящих: — к выделению целостного художественного образа, — к превращению этого образа в знак, — к сравнению этого знака с известными художественными образами, превращенными в знаки, — к возникновению нового значения обоих художественных образов при частичном совпадении знаков, — к переводу означенных художественных образов в единую плоскость взаимного существования. Следует сослаться при этом на работу Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», в которой выдающийся психолог рассматривает несколько важных законов, имеющих отношение к функционированию упомянутых психологических механизмов. Первый закон формулировался Л. С. Выготским так: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение». Второй закон, упоминаемый Львом Семеновичем, —это закон общего эмоционального знака. Сущность его сводится к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак то есть производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой внешней связи между этими образами не существует. Составными частями процесса переработки художественного материала являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Процесс ассоциации обеспечивает объединение диссоциированных и измененных элементов. Полный цикл заканчивается воплощением или кристаллизацией результата во внешних, фиксируемых образах. Весьма показательными являются ответы некоторых ребят на вопрос анкеты, содержащей в себе элемент «провокации». «Расположите на числовой оси___________________ «—» 0 «+» следующих деятелей музыкального искусства согласно вашим личным пристрастиям (Бах, Пугачева, Окуджава, АББА, «Машина времени», Высоцкий).» Так ученик 8-го класса Виталий У. написал: «Я не понимаю, как на одной прямой можно сравнивать «Машину времени» и Баха. По моему, лучше сделать 3 прямых для разных жанров музыкального искусства». 1. Симфоническая музыка «—» 0 «+» БАХ 2. Эстрада Машина времени Пугачева -------------------------------------------------------------------------------- «—» О АББА «+» 3. Авторское исполнение Окуджава
«-» 0 «+» Высоцкий А вот иная, «пуристская» точка зрения: вся эстрада «в мину се», Бах, Высоцкий и Окуджава «в плюсе» (Юля Б.) Машина времени Бах «—» «+» Пугачева АББА 0 Высоцкий Окуджава Встречается и «двоемыслие». С одной стороны Софа И. рисует точную шкалу с цифрами: —500 —1 +1 +2 +4 +10 «— Пугачева Машина времени 0 Бах Окуджава Высоцкий АББА С другой стороны делает примечание: «Но в общем, это кощунственно сравнивать Иоганна Себастьяна Баха с Пугачевой, АББой, «Машиной времени» и т. д. Другая восьмиклассница — Юля Ж. - указывает на то, что Пугачева, Высоцкий, Окуджава, Бах — все эти люди — Личности. Их нельзя сравнивать, также как и ансамбли, которые неповторимы и каждый хорош по-своему. По статистике же, среди поступающих на кинофакультатив наиболее интенсивными личными пристрастиями пользуете Б. Окуджава, затем И. С. Бах, и В. Высоцкий. Конечно, проведение подобной анкеты мы считаем лишь разминкой перед началом активной, деятельной (а не потребительской) работы школьников на занятиях кинофакультатива.. Проведем сначала классификацию наших занятий: I. Занятие просмотровое (в кинозале), включающее в себя: — вступительное слово перед фильмом кинопедагога, киноведа, или кого-либо из выпускников кинофакультатива; — систему предварительных вопросов перед фильмом, задаваемых аудитории во время вступительного слова; — совместный просмотр фильма; — обмен впечатлениями после фильма; — коллективное построение двух-трех моделей восприятия картины; — повторный просмотр ударного («ключевого») эпизода; — заключительное слово. II. Занятие теоретическое (в классе, музее, концертном — сообщение теоретических положений и конкретных сведений об истории развития и взаимном влиянии различных искусств, школ мастеров; — сообщение о законах построения произведений искусства (с обязательным выделением общего и специфического для различных видов и жанров); — ознакомление школьников со специальной и популярной литературой по вопросам искусства; —- совместное прослушивание музыки, просмотр художественных альбомов, выставок и экспозиций; - обмен впечатлениями с использованием теоретических сведений, полученных в первой фазе занятия; - домашнее занятие, выполнение которого предполагает необходимость практического применения полученных теоретических сведений и построения своих теоретических моделей. III. Занятие лабораторно-практическое (в классе) содержащее: _ подробный коллективный анализ домашних задании; _ выполнение в классе, — индивидуальным или групповым способом, — ряда практических работ (фрагментирование произведений живописи и графики, графическое и цветовое композирование, создание коллажей, междукадровое и внутрикадровое монтажирование, создание «стоп-кадр»-фильмов, изготовление слайд-фильмов со звуковым сопровождением и т.п.); _ взаимный просмотр — выставка «квазитворческих» практических работ; — групповой анализ работ с обязательным указанием критериев их оценки; — «защита» авторами своих произведений; — присуждение премий (всеобщее тайное голосование с обязательной письменной аргументацией). IV. Занятие — встреча (в мастерской художника, на киностудии, в кинозале, на выставке) предусматривающее: — знакомство с творческой лабораторией мастера; — знакомство с творческой личностью; — попытки сотворчества с мастером. Если внимательно ознакомиться со структурой всех этих типов занятий, то становится очевидным «акцент» на деятельностный характер кинообучения и киновоспитания в комплексе с другими искусствами. Приведем несколько конкретных примеров из лабораторно-практического занятия по фрагментированию произведений живописи и практическому овладению понятиями «кадр», «внутрикадровая композиция». Во время проведенного накануне теоретического занятия, посвященного основополагающим кинематографическим категориям, кинопедагог дал школьникам общие представления об этих понятиях, ознакомил их с различными определениями «кадра», «фрагмента», «внутрикадровой композиции», по книгам крупнейших советских и зарубежных киноведов и искусствоведов. было обращено внимание на принципиальные различия в этих определениях и на то общее, что их объединяет. На примере альбома художника Чонтвари (начало XX века), изданного в Венгрии, учитель показал, как выполняется фрагментирование живописи художниками-пилографистами, с какой целью это делается, какой эффект этом достигается, с каким кинематографическим приемом перекликается фрагментирование и т. д. Был задан вопрос «Можно ли считать, что фрагмент должен быть выделен из живописного полотна по закону построения 57 кадра в кино? Привести аргументы «за» и «против».. Передвигая четыре листа белой бумаги по картине учитель показал, как можно осуществить предварительное фрагментирование. На дом задано: произвести предварительное фрагментирование двух-трех произведений живописи или графики, изготовить съемную «маску», надевающую на репродукцию и оставляющую выделенный фрагмент для просмотра. Письменно обосновать критерии отбора. Фрагментированию подверглись репродукции картин: «Жатва» и «Возвращение охотников» Питера Брейгеля — старшего, «Последний день Помпеи» Брюллова, «Судомойка» Шардена «Давид и Урия» Рембрандта и ряд других. После фазы взаимного просмотра домашних заданий состоялись фазы обсуждения и короткой письменной рецензии на работы товарищей. Приведем выдержки из них. Андрей Р. «Более всего совпал с моим представлением с задании фрагмент из картины «Давид и Урия»... он наиболее точно отражает настроение всей картины, и выделив его, мы тоже получили цельное и гармоничное». Ия Р. (о той же работе). «Эта работа самая удачная, потому что фрагмент содержит в себе все основные элементы целой картины и одновременно выделяет одну интонацию». А вот о фрагменте из картины Брюллова «Последний день Помпеи»: Тигран О. «По фрагменту, включающему центральную группу, виден весь смысл и настроение картины, вся паника. Но, по-моему, стоило еще ограничить снизу и слева». Александр Г. «Выделено то, что и по месту и по цвету концентрируется самим художником. Очень удачен фрагмент по расположению фигур, как-то передает общее впечатление от всей картины по духу, по стилю». Есть и другие подходы: Катя Ч. «В картине Рембранда «Давид и Урия» надо было выделить не центральное лицо (оно непременно требует «поддержки»), а лицо второстепенное. Оно не менее выразительно, и крупный «кадр» с ним в центре даст возможность рассмотреть его с большим вниманием, даст дополнительный смысл картине в целом.» Ира Н. «Фрагмент, выделенный из картины Шардена «Судомойка», не имеет ничего лишнего, и если бы я не видела саму картину, то думала бы, что это фрагмент и есть вся картина». По этим и другим работам видно, что художественно-практическая деятельность школьников на занятиях кинофакультатива является действенным средством эмоционально-нравственного развития личности. 58 В. В. ПОДУШКИНА, школа-интернат № 9, Санкт-Петербург В наше сложное время, когда мы все испытываем дефицит культуры и сетуем на низкий уровень воспитанности молодежи особенно актуальными становятся кинообразование и киновоспитание, способные решить, хотя бы частично, эти проблемы. Почему именно кино? Вопрос риторический, так как общеизвестно, что экранные искусства — наиболее популярны среди школьников и, добавим, доступны, а посещение школьниками кинозалов и видеосалонов, просмотр телепередач — преобладающая форма проведения их досуга. Наивными теперь кажутся рекомендации, данные в свое время А. С. Макаренко, который, предостерегая против неумеренного увлечения школьников кино, считал нормальным посещение кино раз в неделю, а если два раза в месяц — то еще лучше. В 1971 году в статье Н. Лебедева «У экрана дети», напечатанной в газете «Правда» от 23 мая, приводились данные, что подростки в среднем смотрят до 100 фильмов в год (вместе с телевизионными — до 200 в год). Теперь же, в 1991 году, с наступлением эпохи видео, и эти данные значительно устарели. Увлечение школьников разного рода кино-, теле-, видеопродукцией психологически объяснимо. Младшие школьники с их ярко выраженной эмоциональностью и образностью восприятия, с их активным стремлением познать окружающий мир, находят на экране то, чего им не может дать будничная действительность, ограниченная семьей и школой. Стихийный интерес к кино еще больше возрастает в среде подростков, что объясняется тем, что подростковый возраст — это возраст формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении и которые черпает при самостоятельном просмотре фильмов. Особое значение имеют фильмы, которые показывают людей смелых, решительных. Подросткам (и не только мальчикам) нравятся запутанные ситуации, сложные коллизии, занимательная фабула, напряженное действие, острые сюжеты (отсюда и нездоровое увлечение низкопробной кинопродукцией, которая, к сожалению, составляет большую часть репертуара видеосало- И то, что наши дети, младшие школьники и подростки, со- вершенно не подготовлены к восприятию настоящих произведений искусства, не имеют достаточно развитого вкуса, определяющего их выбор в потоке кинопродукции, приводит к тому! что вместо любителей и ценителей кино, мы получаем настоящих кинонаркоманов, привыкших к бездумному, поверхностному «глазению» на экран, — что вносит сумбур в их головы и является к тому же слишком большой нагрузкой на психику! Все это, по-моему, достаточно веский аргумент в пользу необходимости системных занятий кинообразованием и киновоспитанием. Методика занятий по кинообразованию и киновоспитанию основана на многих факторах, одним из которых являются особенности восприятия и его типы: аудитивный (слуховое воспитание), визуальное (зрительное), кинетическое (двигательное). «...абсолютно «чистых» типов восприятия не существует. Типы восприятия можно сравнить со строительными элементами, блоками, которые, опираясь друг на друга, образуют здание Несущим элементом «конструкции» восприятия является один из трех упомянутых выше типов. Остальные два выполняют роль «помощников» (зрение помогает слуху, движению). Современная педагогика, современное обучение основываются на так называемом аудиовизуальном методе, рассчитанном на одновременную мобилизацию зрения и слуха, который дополняется (дополнять необходимо) двигательными «помощниками», (Подросток: Проблемы воспитания детей в семье. Перевод с венгерского. М.: Прогресс», 1977. С.91). Анализ контингента учащихся с точки зрения типов восприятия, проведенный мною, показал: ведущим у подростка является зрительское восприятие — 54,6%, слуховое — 27,3 %, двигательное — 18,1%. Главным «помощником» основного типа восприятия у отдельных детей является слуховое — 44,4%, зрительное — у 18,1%J двигательное — у 37,5%. Эти данные показывают, что занятия по кинообразованию и киновоспитанию нужно строить так, чтобы каждое занятие предполагало использование видов и приемов работы, в соответствующей пропорции рассчитанных на три типа восприятия. И практика моей работы подсказывает примерно такую классификацию видов и приемов работы в зависимости от преобладания воздействия на определенный тип восприятия На зрительное восприятие учащихся воздействуют просмотры фильмов, их фрагментов, просмотры телепередач, телефильмов, диафильмов по вопросам киноискусства, использование фотографий отдельных кадров из кинофильмов, школьные уголки с киногазетой, со стендом «Рекомендуем посмотреть», «Спорим; о фильме», «Для вас, зрители», фотоальбомы по киноискусству выставки и др. для проведения занятий по кинообразованию и киновоспитанию (использование современной техники в условиях сегодняшней школы — пока еще мечта, к сожалению) Видами и приемами работ, воздействующими на слуховое восприятие, являются разного рода беседы, фильмографические справки о режиссерах: об истории создания фильмов, знакомство со статьями, рецензиями на фильмы, использование фонограмм и магнитофонов по вопросам киноискусства, обсуждение фильмов, краткая информация о фильмах, лекции учителя, чтение сценария и т. д. На двигательное восприятие рассчитаны различные виды практической работы учащихся, как, например, сочинения, отзывы, рецензирование, реферирование, опыты в рисовании, фотографировании на определенный сюжет, что помогает учащимся лучше разобраться, в частности, в композиции кадра: составление сценария по одному из эпизодов литературного произведения, разработка плана съемки, киноизложения, несложный монтаж на основе репродукций или фотографий, работа над созданием фильма (спектакля) — сказки, съемка любительского фильма и др. Сочетание этих видов и приемов работы рождает такие формы, как конференции, рукописные и устные журналы, КВН по вопросам киноискусства, дискуссии, киновикторины и др. Конечно, такая классификация видов и приемов работы по кинообразованию и киновоспитанию очень условна, так как, если не существует типов восприятия в «чистом» виде, не существует и таких приемов, которые бы воздействовали только на один тип восприятия. Как же проводить занятия по кинообразованию и киновоспитанию? Я сама посвятила этой работе 24 года и по существу апробировала все возможные формы подобных занятий. Пришло время, когда можно сделать кое-какие выводы и обобщения. В течение нескольких лет я вела факультатив для старшеклассников по проблемам экранизации, различные виды кружков по кинообразованию и киновоспитанию с одновозрастным контингентом детей (был даже такой парадоксальный на первый взгляд кружок «Самостоятельный кукольный театр и кинообразование»), осваивала клубные методы работы и в настоящее время веду занятия клуба любителей кино совместно с работником «Ленфильма» Т.Г.Плескуновой. Вся эта работа проходит во внеурочное время и может стать для самого учителя прекрасной возможностью «наработать» материал по вопросам кинообразования и киновоспитания (не секрет, что несмотря на появление различных курсов, подготовка учителя – это прежде всего - самообразование) и средством совершенствования методики. Кроме того, положительно и то, что и факультатив, и кружок, и клуб посещаются ребятами, которые интересуются киноискусством и хотят больше узнать о нем.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |