КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Любящий взгляд сверху, или снова о забытом старом. 1 страница
Дежь. Видеобум. Видеозал на 30—50 мест как благо для кииопедагога * Запреты в отношении маскульта бессмысленны; важно воспитать понимание, что масскульт — профессионально сделанное зрелище, а не искусство * В среде старшеклассников и студентов живучи прежние идеологические стереотипы *Начинать кинообразование не со школы, а с педагогических вузов и университетов * Организационная база грядущего развития кинообразования — хозрасчетные кино-видеоцентры, частные учебные кинозаведения, внегосударственные телеканалы. Э. АМАШКЕВИЧ Информационные сообщения; примеры мето- дических разработок; эссе. Формы работы студентов с фильмами (из опыта преподавания основ киноискусства). Учебно-методическая разработка для студентов института культуры, изучающих историю кино и основы киноискусства по анализу конкретного фильма (К. Муратова «Астенический синдром»).
«Сланечш», «Киноклядки», Кинообразование в педагогическом институте.
Экран и наши дети И. ВАЙСФЕЛЬД, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Изобретение кинематографа — это не только появление технического феномена. Произошло нечто большее: изменялся, обогащался самый процесс познания людьми окружающего мира, его восприятия. Остановимся на характеристике тех сторон этого феномена, которые соотносятся с проблемами художественного восприятия, его становления, формирования. Укажу на одно важное отличие экранных искусств и информации от других искусств и литературы в связи со школьным образованием. Ни у кого никогда не вызывала сомнения необходимость овладения уже с детского возраста способностью читать и писать, понимать и чувствовать своеобразие литературы, а также — в меру возможностей школы — основ изобразительного искусства, музыки, театра. Совсем иное с кинематографом. Распространено представление, будто экранное зрелище, кинематографическое ли, телевизионное, видео воспримутся всеми сами по себе, вне всякой системы ориентации в репертуаре и способах выразительности. Экранной грамотности как проблемы якобы не существует. Потому обращение к аудиовизуальным видам искусства не предусматривается всей системой образования. Если оно и происходит, то только в виде исключения—там, где есть энтузиасты-учителя. Как ни интересны и плодотворны достижения в этой области, они всегда остаются не более чем очагами кинообразования, островами в системе просвещения. Более значительное место отводится экрану во внеучебной жизни — в форме факультативов, киноклубов, телевизионных передач типа «Киноглаз» или «Кинопанорама», бесед по венгерскому телевещанию и т. д. Весь этот опыт заслуживает исследования, обобщения в предвидении нового этапа в развитии школьного и вузовского образования, когда к экранным искусствам сформируется такое же отношение в системе просвещения, какое существует в отношении других искусств. (Разумеется, имеется в виду не единообразие, не насильственное внедрение экранной грамотности, а коренное изменение концепции образования). Начиная с истоков цивилизации, искусство выступало в двух взаимосвязаннных функциях: как предмет созерцания, как внеш- нее в отношении воспринимающего, с одной стороны, а с другой—как разновидность практической деятельности. В ритуальных действиях, к примеру, не существовало жесткого деления на зрителей и исполнителей. Оставляя в стороне многозначные эволюции в истории мировой культуры, обратим внимание на сочетания разных сторон познавательной деятельности в системе школьного образования. Изучая историю литературы, редкий ученик вместе с тем сам пишет. В противоположность этому занятия музыкой и изобразительным искусством чаще всего сопрягаются с практической деятельностью. И в сфере экранных искусств чаще всего ознакомление со спецификой предмета — экранным зрелищем, к сожалению, не соединяется с овладением техникой съемок. Так, занятия на кинофакультативе, в киноклубе, как правило, не предусматривают овладения искусством съемок, а занятия в любительских киностудиях далеко не всегда сопрягаются с изучением основ истории кино, его познавательных, выразительных возможностей. Еще об одном необходимо сказать. В идеале обращение ребенка, подростка, юноши или девушки к сфере искусств не должно носить обескровленный рационализмом характер. Непосредственность восприятия должна не угасать, а, напротив, развиваться, обретать новые качества, обогащать эмоциональную культуру человека — и самого маленького, и взрослого. Достижения в этой области в школьном образовании во всем мире редки, но именно они служат нашими ориентирами, когда мы обращаемся к взаимоотношению экрана и зрителя. Думаю, в естестве человека, каждого чуткого зрителя, от детства до седин — смотреть на живописное полотно и одновременно видеть его; слушать музыку и слышать ее; не просто произносить текст стихотворения, но ощущать его внутреннюю поэтику, его, скажем так, таинство, его загадки. В отношении кинематографа и телевидения возможны аналогичные сопоставления. Сформулируем их так: зритель призван воспринимать не одну только фабулу, не один внешний событийный ряд повествования, не одни тона, но и полутона, словесные и изобразительные подтексты, внутреннюю динамику действия. Наряду с сутью конфликтов, лежащих на поверхности — до сознания и подсознания зрителя могут доходить метафорическое мышление художника, характерные черты его переживания. В таких случаях переживание авторов произведения становится нашим переживанием. Если сопереживания нет, то восприятие неполно, эмоциональность предстает усеченной, образность повествования — обедненной. Поэтому, когда мы говорим о кинематографическом образовании, подразумевается введение зрителя в атмосферу изображаемой на экране эпохи, расширение знаний о кинематографической выразительности, обогащение духовного мира зрителя, развитие его воображения. Слияние образной системы фильма с нашим восприятием может достигать такой полноты, когда зритель будет чувствовать себя как бы соавтором произведения. Таким образом, в этом разделе рассматривается две проблемы. Первая — это сочетание в процессе познания мира функции восприятия и собственно творческой деятельности, когда можно не только любоваться плодами труда художника, но и самому рисовать, лепить, участвовать в театральном действе и т. д. Является ли такое сочетание обязательным для всей системы связей кино, телевидения со зрителем? Думаю, что нет, точно так же, как эта практика не является всеобщей для образования в других видах искусства. Нельзя рассматривать это как директиву. Решение проблем принесет сама педагогическая практика. Но все же осмелюсь утверждать, что плодотворным является стремление соединять изучение истории или теории предмета с практическим деланием, с творческим самовыражением ученика. Вторая проблема — это развитие глубинного восприятия фильма, восприятия его внешней и внутренней динамики, примерно в том ключе, как это изложено выше. В этой связи необходимо хотя бы кратко сформулировать общее положение о соотношении внутреннего и внешнего действия фильма. В каждом кинопроизведении (в первую очередь в игровом фильме) наличествует изображенное действие и неизображенное, изображенная образность и неизображенная, законченность характеристики персонажей и событий и их незавершенность. Под неизображенной образностью условимся подразумевать подтекст диалогов, не произнесенное, но подразумеваемое слово, незавершенность жестикуляций, недовыраженную по тем или иным причинам позицию персонажа, да и просто незавершенное действие. Приведу пример из репетиционной практики Пудовкина в немом фильме «Мать». Ниловна ждет появления мужа. Неожиданно вносят его труп. Режиссер поначалу предложил исполнительнице роли Ниловны — актрисе Барановской любые движения, любую жестикуляцию, любые смены мимической выразительности. Без ограничения полная свобода актерского воображения. После этого Пудовкин разрешил ей оставить для съемок только одно движение, движение кисти руки, с детской непосредственностью отводящей от сознания весь ужас случившегося. Все остальное выражает лицо. Сам режиссер это задание считал каторжным, но актриса выполнила его искренне, глубоко, проникнув в ситуацию и образ. В этом случае неизображенное движение, неизображенная жестикуляция, неизображенное метание по комнате — все это, благодаря совершенству мимического рисунка и аскетического движения руки, все же существует в нашем восприятии. Мы это довоображаем. Изображенное действие, воплощенная образность соединяются с неизображенным действием, неизображенной образностью. Возникает эффект сопереживания. С развитием искусства кино, его драматургии, сложились финалы фильмов, которые получили название «non finita». В финале картины Ромма «Девять дней одного года» нам не показывают, умер ли Гусев в больнице или остался жив. Это предоставляется решать нам самим. Именно так — нам самим. Мы можем вспомнить, что в экспозиции фильма умирает также от повышенной дозы радиации предшественник Гусева по эксперименту. Мы можем допустить, что Гусев тоже погибнет, а можем и не допустить. Фабульная незавершенность выступает как завершенность психологическая, смысловая, потому что именно в этой незавершенности и кроется сложность судеб и самой центральной проблемы произведения. Снова подчеркну: незавершенность выступает как завершенность, но в ином качестве. Переходы от изображенной образности к неизображенной, и от не-изображенной снова к изображенной становятся источником эстетического наслаждения, которое может испытать зритель, попадающий в магнитное поле образной диалектики произведения. Однажды я присутствовал на занятии кинофакультатива в алма-атинской школе. Пятнадцатилетние мальчики и девочки, казахи и русские, разрешали загадку одного кадра фильма Тарковского «Иваново детство». Учительница принесла на занятие масштабное фотоизображение крупного плана Ивана на фоне обгоревшего леса. Учительница поставила вопрос: нужны ли были эти обгоревшие деревья, не перегружен ли этот кадр информацией? В ходе занятия были высказаны разные оценки. Но в конце концов все сошлись на том, что кадры леса после пожара дополняют портретное изображение мальчика новыми ассоциациями и теснее связывают этот кадр с другими, раскрывающими трагедию войны. Изображенное действие, изображенная образность ведет наше восприятие за пределы данного кадра, да и вообще за пределы фильма, заставляет погрузиться нас в трагические глубины военной истории. Таким образом, мы можем говорить о сопоставимости восприятия кинематографического произведения с восприятием поэзии, музыки, изобразительного искусства. Поэтому проблема экранной грамотности зрителя так существенна для его собственной жизни и для искусства кино. Речь идет не о дополнении какими-то часами учебных расписаний школ и некинематографических вузов, а о революционном повороте истории современного образования, о совершенно новом синтезе. Мы вступили в эпоху соединения вербальности и визуаль-ности. Прежние системы образования, основанные на господстве вербального способа познания мира, себя исчерпали. Из этого положения делались различные выводы. Об одном из них необходимо сказать. Имею в виду концепцию канадского исследователя массовых коммуникаций Маклюэна. Согласно этой концепции, если очертить ее суммарно, эпоха книгопечатания — книжного посредничества между реальностью и воспринимаю- щим ее человеком — закончилась. Мы вступили в новую эпоху—господства средств массовых коммуникаций. В этих новых условиях потребность в чтении книг постепенно исчерпывается. Эта мысль, сформулированная мною однозначно, предстает в трудах нашего канадского коллеги в полном блеске аргументации. Прогнозы Маклюэна вызвали широчайший интерес во многих странах и нашли своих убежденных сторонников, тем более, что многие важные посылы в его исследованиях, предположениях, законченных формулировках содержат зерно истинности. Но, как мне казалось в момент появления работ Маклюэна, так и думаю сейчас: эта истинность ограничена, относительна. Увлеченность своей идеей мешала Маклюэну дать объективно полноценную характеристику проблемы. Объективность же требует признать, что и в новую эпоху, эпоху широчайшего внедрения медиасредств в нашу повседневность, книга не похоронена, не должна быть похоронена. Она остается источником познания не только в связи со средствами массовых коммуникаций. Каковы будут эти соотношения, покажут реальные процессы жизни. Но к ним мы не можем быть равнодушны, не можем оставаться в роли бесстрастных свидетелей. Тревожит то, что во многих странах мира, в том числе и у нас, среди разных возрастных групп школьников наблюдается потеря интереса к серьезному чтению, а с другой стороны,— увлечение низкосортной литературой. Если бы книга просто умерла, исчезла из нашего мировосприятия, все было бы очень просто, и в то же время очень страшно. С другой стороны, опаснейшее явление в школьной и семейной жизни представляет собой просиживание юного зрителя в течение многих часов перед экраном телевизора и видео. Падение интереса к книге, распространение магии экрана постепенно вырабатывает в зрителе пассивность, привычку к ничегонеделанию, искусственное напряжение психики. Трагедией поколения было бы, на мой взгляд, ограничение своих интересов как ребенком, так и взрослым только книгой или только экраном. Чтение книги или впечатление от экрана неотделимы от эмоционального мира человека. Читатель, зритель, воспринимая произведение, могут испытывать оцепенение, страх, ужас, восторг, восхищение. Они могут плакать или смеяться, сопереживать и еще раз сопереживать. Мир эмоций многогранен. Понятие «эмоциональной культуры» не исчерпывается книгой или экраном, да и вообще неисчерпаемо. Не только книга и экран, но и вся многосложность взаимодействия людей окажутся обедненными и уродливыми, если мы не будем высоко поднимать авторитет эмоциональной культуры, субъективированного восприятия каждым человеком окружающего мира, если не будем воспитывать в каждом человеке совестливость, отзывчивость, доброту, нравственную бескомпромиссность, способность ощущать красоту. В одной зарубежной клинике крысам была сделана привив-
ка тяжкого заболевания. Все крысы заболели, кроме находившихся в одном отсеке. Стали выяснять, в чем дело. Оказалось, что клетки этого отсека курирует молодой врач. Делая укол, он ласкал своих подопечных, приговаривая, что они хорошие, добрые, что он всех их любит, что все будет хорошо. Одни крысы не заболели, другие легко перенесли прививку. В педагогике нам не хватает таких врачей. Без любви к человеку, органической доброты, непримиримой со злом, мертвы экран, книга, да и сама педагогика. Небольшой комментарий к сказанному. Выявление в каждом человеке неповторимого, субъективированного восприятия окружающего имеет давнюю традицию. Я намеренно привожу пример из произведения не писателя, не поэта, а |философа — В. В. Розанова. Розанов пишет о том, как он, мыслитель-публицист, воспринимает природу: «Мы загасили огни. Но вместо того, чтобы разойтись спать, вышли в сад, чтобы подышать полчаса-час ночью. Глубокое безмолвие было в воздухе. Ночь была темна, но как-то странно. В саду, на ближней полянке, в подымавшемся за дачей лесу стояла черная темь. А небо было светлое, бирюзовое. По нему, как веснушки по лицу, были раскиданы бледные и маленькие звездочки, наши северные, бескровные звездочки. Все было невыразительно. Но нельзя сказать, чтобы в этой невыразительности не было чего-то духовного. Точно больная девушка, которой немного жить, но которая тем упорнее в мечтах своих и пожеланиях. Белокурое небо. Не замечали ли вы, читатель, что вся наша северная природа белокура, когда как юг, и его небо, и звезды — явный брюнет. Что-то такое есть... *. Это замечательный пример из далекого прошлого. Каждый из нас может привести примеры из сочинений, дневников наших детей, наших воспитанников, удивляющие непосредственностью и уникальностью восприятия природы, когда чувства и сознание соединяются воедино, когда эмоции, впечатления, ощущения не подвергаются самоцензуре. В английском и французском языках слово «sense» означает не только «чувство», но и «смысл». Книга Эйзенштейна, впервые вышедшая за рубежом,, называлась «The Film Sense» («Чувство кино»). Каждый, прочитавший ее, ощутит, как естественно сливаются рациональное и иррациональное. Итак, вторжение экранной визуальности не отторгает книги. А книга и экран в уникальных сочетаниях и единствах не могут, не должны прерывать, обеднять непосредственное восприятие реальности. Обучение грамоте восприятия экрана основано на рациональном начале, но оно включает и всю несистемность ощущений, * Розанов В. В., Т. I, Религия и культура. М.: Правда. С. 379.. чувствований, динамику подсознательной жизни человека. Образованный человек не должен быть менее страстным, менее отзывчивым и добрым, менее совестливым, чем необразованный. В этом контексте высокой интенсивности духовной жизни человека будем рассматривать конкретные проблемы кинопросвещения, овладение медиаграмотностью. Не будем забывать при этом, что кинообразование необходимо не для того, чтобы готовить узких специалистов — киноведов (во ВГИКе ежегодный прием на киноведческое отделение, очное и заочное не более 30 человек, и то не все могут найти по окончании работу по специальности), стране не нужны миллионы киноведов. Но крайне необходимы зрители с живым : мировосприятием и высокой эмоциональной культурой, люди, чувствующие себя частью природы. Дар свершения Для концепции отживающей педагогики, распространявшейся не один год в школьном и вузовском обучении, характерно, прежде всего, единообразие в методике просвещения, в построении учебных программ, обязательных на всей территории страны, пожалуй, лишь с микроскопическим учетом, именно микроскопическим, национального своеобразия в быту, традициях, языке, культуре. Еще одна типическая черта педагогики, подлежащая исчезновению,— жесткость отношений учитель — ученик. Здесь не до тонкостей: учитель излагает, ученик воспринимает. Для собственной активности обучаемого не остается пространства. Учитель не обязан быть индивидуальностью, тем более это относится к ученику. Вот почему нарушение этого принципа в истории педагогики и в современной школе вызывало негодование. Известны, например, нападки на Сухомлинского. В последующие годы надо было отстаивать право на эксперимент таких уникальных педагогов, как Ш. Амонишвили, Е. Ильин, В. Шаталов. Впрочем, не будем упрощать вопроса: все же не ученик учит учителя, а учитель ученика. Но при любых обстоятельствах школа не имеет права нивелировать своих питомцев. Надо оберегать и развивать непосредственность мировосприятия каждого, даже очень маленького человечка. Перехожу к третьей отрицательной особенности, тоже весьма существенной, заключенной в самой структуре педагогического процесса: оттеснение гуманитарного начала в преподавании и замена его,—особенно бросающаяся в глаза в 70—80-е годы, поверхностной политехнизацией. В большинстве случаев рабочей профессией не овладевали по-настоящему, а часы на предметы гуманитарного цикла катастрофически уменьшались. Но даже в оставшиеся часы искусство очень часто преподносилось в обескровленном виде — только как иллюстрация к тем или иным социальным схемам. Убивалось представление о красоте, уникальности каждого произведения литературы и искусства. Принижалось духовное содержание школьной жизни, принижалось значение романтики. В обстановке, когда старое крепко вросло во все поры образования, экранные искусства и информация оставались по-сиротски заброшены. И все же... В апреле 1966 года на вилле Фракатти вблизи Рима состоялась международная конференция ЮНЕСКО, посвященная преподаванию основ кино и телевидения в высших учебных заведениях. Я вспоминаю: Л. А. Кулиджанов, перед моим отъездом на тот симпозиум, напомнил мне слова одного американского педагога о том, что в политехнических институтах США вводится кинообразование для того, чтобы... развивать воображение будущих инженеров. Это было созвучно передовой советской педагогической мысли. Проявления антидуховности, наступление на гуманитарное образование вызывали протесты учителей, несогласие в руководящих органах системы просвещения. Еще в 1929 году коллегия Наркомпроса, не соглашаясь с сокращением гуманитарных дисциплин, всем составом подала в отставку. (Все отставки были приняты, за исключением Н. К. Крупской). Возвращаюсь к римскому симпозиуму. Подготовка к нему потребовала получения и обобщения опыта кинообразования в некинематографическом вузе и школе, а организационным следствием нашего общения в Риме было создание в рамках Союза кинематографистов СССР общественного Совета по кинообразованию в школе и некинематографическом вузе. Кинообразование, предыстория которого относится еще к двадцатым годам, носило, очаговый, островной характер. Не существовало единообразия в методах, все строилось на энтузиазме экспериментаторов. Остановимся на особенностях этих экспериментов, продолжающихся и в наши дни. Материал для анализа и сопоставлений дает международное совещание в Москве, созванное Советом по кинообразованию в школе и в вузе СК СССР в 1975 году. В течение нескольких дней мы обменивались опытом, методическими рекомендациями, и все эти нестареющие материалы собраны в одной книжке — «Бюллетене комиссии по международным связям СК СССР» № 75. Ниже я приведу выписки из выступлений участников этого совещания с единственной целью—дать представление читателю о реалиях и потенциалах передового педагогического опыта в области кинообразования. Каждый из «очагов» и «островов» антиказарменной педагогики у нас в стране и за рубежом должен предстать в своем собственном облике, в специфических очертаниях. В результате сложится, как мне кажется, своеобразная хрестоматия, способная заинтересовать педагогов и деятелей кино и в наши дни. Первый из «очагов» содержит опыт включения киноискусства в число обязательных предметов. Об этом, в частности, рас- сказала Линда Карловна Раудсепп — педагог, энтузиаст внедрения именно этой формы в школьную жизнь. Приведу фрагмент из ее доклада. «Для V — VIII классов мы ввели элементы театрального и киноискусства. Для изучения теоретической части в каждом классе было рекомендовано выделять примерно 5 часов. Позднее же в течение всего учебного года выполняются рабочие задания с целью применения приобретенных знаний о кино. В 5 классе рассматриваются такие вопросы: Кино как возможность показа объекта в движении. Особенности кинокадра, используемые в нем различные планы. Виды и жанры киноискусства. Мультипликационный фильм. Знакомство со сценарием кукольного фильма. В 6 классе: Процесс создания фильма. Фильм как коллективное искусство (сценарист, режиссер, оператор, художник, композитор, актер). Различие работы актера в театре и кино. Литературный и режиссерский сценарий, сравнение их с пьесой. Комбинированные съемки. В 7 классе: Композиция фильма; композиция кадра, монтаж, ритм фильма. Другие средства выражения кино: движущаяся камера, ракурс, звук. Музыка, шумы, их немаловажная роль в создании фильма. Диалог в кино. Условность в кино и театре. Некоторые сведения из истории киноискусства и развития техники кинематографии. От немых фильмов к звуковому кино. В 8 классе: Киноискусство на фоне других искусств. Технические достижения современной кинематографии, в развитии советского киноискусства. Наряду с факультативным курсом в нескольких десятках школ республики, в Таллиннской 22-й средней школе факультативный курс с 1971—72 учебного года перерос в спецкласс киноведения. Его цель — за счет расширенного количества часов выработать соответствующую методику изучения киноведения: подготовить экспериментальный вариант программы для IX—XI классов». Совершенно независимо от эстонского опыта к сходным выводам пришли в Югославии, причем, в занятиях по киноискусству основной акцент делался не на образовании в собственном смысле этого слова, а на воспитании способности к восприятию произведений экрана. Профессор Врабец даже предложил заменить термин «кинообразование» термином «воспитание экранным искусством». Такая терминологическая переакцентировка призвана оградить весь процесс общения учителя с учеником от упрощенного прагматизма. Я ознакомился с программой профессора Врабеца и доджен сказать, что ее достоинством является удачный отбор произведений экрана, отсутствие перегруз-
ки материалом. У нас в те годы жестко лимитировался показ зарубежных фильмов по причинам как практического свойства (недостаток копий), так и вследствие распространенных предрассудков, будто любой показ западного фильма чреват тлетворным влиянием. В программу занятий Врабеца включались наиболее интересные в творческом плане произведения. Приведу высказывание профессора Врабеца, относящееся к затронутому кругу вопросов, включая психологические стороны преподавания. «Мы включили киноискусство в преподавание родного языка и литературы — не только потому, что много общего существует между этими двумя видами, а потому, что мы считаем, что это общее между кино и литературой почти таково, как между кино и изобразительным искусством и т. д. Между кино и литературой существует дидактическое сходство. Все предметы в школе, которые занимаются искусством, можно разделить на две части. Есть группа предметов, где дети знакомятся с искусством, в основном, с помощью собственного творчества. Например, изобразительное искусство: дети рисуют, а изучение восприятия произведения изобразительного искусства находится на втором плане. Ко второй группе относится, например, литература, где основным методологическим принципом является восприятие художественного произведения, и уже на втором плане находится собственное литературное творчество. Точно так же при преподавании киноискусства на первом плане находится восприятие киноискусства, а уже на втором плане — непосредственное творчество. Именно по этой причине мы и передали преподавание киноискусства преподавателю родного языка и литературы. Должен оговориться, что в некоторых наших районах, в частности, в одной из республик Воеводино — преподавание киноискусства ведется в рамках литературы, а такой вариант несет в себе некоторый элемент риска. Когда преподаватель литературы рассказывает ученикам о произведении киноискусства, он легко может впасть в тенденцию его узко-литературной трактовки. Чтобы избежать этой опасности, мы ежегодно организуем семинары для преподавателей литературы и киноискусства, цель которых — повышение их кинокультуры». Самостоятельное направление в кинообразовании—факультативные занятия. Достоинством их в том, что на занятия приходят только энтузиасты. Никакой «обязаловки». Слабость же в том, что из нескольких сот учащихся школы охватывается кинообразованием чаще всего 20—25 человек. Но зато эта группа — активные участники эксперимента. Для нашей конференции было организовано специальное занятие кинофакультатива московской школы № 91, под руководством учителя физики Р. Я. Гузмана. Вот как рассказывал о своем опыте Р. Я. Гузман: «Главное, к чему мы стремимся на нашем факультативе — общение и самовыражение старшеклассников в море кино... Наша программа рассчитана на годичный или двухгодичный курс. Программа строится блоками. Каждый блок программы представляет собой разбор произведения киноискусства с точки зрения выразительных средств... Мы начинаем с изобразительного ряда кинематографа, что помогает вспомнить о первых шагах немого кино. В течение 7—8 занятий в основном разбираются специфические выразительные средства — изобразительный ряд кинематографа. На первых занятиях обычно выясняется то общее, что есть в изображении кинематографическом, в изображении живописных или графических произведений искусства. В последующих занятиях выделяются специфические кинематографические изображения. Первые занятия проводятся в музеях, последующие — в школе. Примерно на четвертом или пятом занятии, в залах музеев разбираются новаторские изобразительные средства. На последующих занятиях мы обсуждаем новые изобразительные решения современных фильмов. Блок окончен. Мы прошли от истоков и закончили современностью. Проследили взаимосвязь изобразительных искусств и кинематографа, проанализировали с этой точки зрения конкретные фильмы мировой киноклассики и современного кинематографа. Следующий блок — звуковой ряд кинематографа. Он начинается с музыки — с консерватории, далее на последующих занятиях та же самая схема... Методика проведения занятий такова: Факультатив посвящен киноискусству, следовательно, и само занятие должно быть построено по законам искусства, иметь хорошо продуманную «драматургию». Создание психологической атмосферы творчества, раскрепощенности подготовляет «эмоциональный камертон» в виде стихотворного эпиграфа к занятию (например, анализ фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» предварялся «Пророком» А. Пушкина).
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |