КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кинообразование в контексте художественной литературы 1 страница
■ О. Ф. НЕЧАЙ, г. Минск Формы кинообразования самым непосредственным образом связаны с формами общечеловеческой культуры, этапами ее становления и развития. Казалось бы, кино (а шире — техногенная аудиовизуальная культура) — детище XX века, достаточно самостоятельное явление в мировой культуре. Казалось бы, его можно рассматривать изолированно от предшествующего опыта человеческой цивилизации и культуры. Но это не так. Чтобы понять особенность контактов зрителя (особенно ребенка и подростка) с экраном, нужно учитывать два важных фактора, лежащие вне сферы самого экрана. Первый из них — этапы развития мировой культуры. Второй — этапы развития личности человека от раннего детства к юности и зрелости. Эти факторы нужно учитывать потому, что кино как часть общечеловеческой культуры содержит в своей «генной памяти» циклы ее развития, а человек как индивид отражает в своем психологическом возрастном развитии этапы развития человечества. Таким образом, кинообразование — это не только изучение истории, теории и практики кино. Кинематографию следует рассматривать как наследницу мировой художественной культуры, а киноаудиторию — как динамическую психовозрастную систему. При этом станут более явственными задачи самого кинообразования как посредника между кинематографом и аудиторией. Предлагаем типологизацию форм культуры в их соотнесенности с формами кинематографии и этапами возрастного развития человека. Оказывается формы общечеловеческой художественной культуры вполне определенно соотносится в своем развитии как с внутренней структурой кинематографии, так и с возрастным развитием личности. Примем это как предварительную гипотезу и посмотрим на эти взаимосвязи более пристально.
Итак, выделим в истории мировой художественной культуры четыре основных пласта: фольклорно-мифологический, социально-мифологический, социально-критический и поэтико-ме- тафорический. Возникшие на разных этапах развития человечества они и сегодня сосуществуют, взаимно воздействуя друг па друга и оказывая в разной степени воздействие на аудиторию. Эти четыре пласта культуры оказывают ощутимое воздействие и на аудиовизуальную культуру, в том числе на кинематограф. Воздействие проявляется в жанровой системе, в способах авторского самовыражения, типе героя, особенностях образной структуры. Соответственно и киноаудитория дифференцируется в зависимости от пристрастия к тем или иным формам культуры, трансформированным в кинематографических образных структурах. Первый пласт — фольклорно-мифологическая культура. Это первичная культура человечества, воплощенная во множество национальных культур. Ее, как общечеловеческую целостность, объединяет общая «программа» — трансляция всему человечеству нравственных заповедей, воплощенных в высокохудожественной форме. Соотношение идеала и реальности здесь в пользу идеала. В мифах, былинах, легендах, балладах, эпических сказаниях идеал показывается как воплощенная реальность. Идеал возвышенного, прекрасного, доброго, побеждающего низменное, безобразное, злое. Автор как личность в этих произведениях отсутствует, они — плод коллективного человеческого опыта, суммирование эстетических и этических ценностей, выработанных человечеством. Герой здесь — бог, богатырь, гигант, демон, герой эпоса. Язык, код этого типа культуры повышенно метафоричен, символичен. В художественных образах закодированы космические и глобальные образы, соотнесенные со стихиями земли, воды, огня, воздуха. Макрокосмос и микрокосмос здесь едины. Человек — часть человеческого рода. Он живет по законам, предписанным сообществом в соответствии с биоритмами природы. В этическом и эстетическом плане — это культура — эталон.
Воспринимая в раннем детстве ценности и нормы фольклорно-мифологического сообщества, кинозритель в самом юном возрасте постигает азы человеческого общежития, ценности общечеловеческих идеалов добра, красоты и справедливости, постигает образную сферу художественной культуры, воспринимает идеального героя как образец, стоящий над человеком, как величественное и прекрасное воплощение этических ценностей, морали. Второй пласт — культура социально-мифологическая, которую можно назвать социально-утопической, массовой или поп-культурой. Ее программа — трансляция тех же этических общечеловеческих ценностей, но проломленных сквозь нормы и ценности конкретного социума. Идеал здесь представлен не в идеализированном сказочно-мифологическом обличье, а в конкретной исторической среде. Как и ранее, добро побеждает зло, идеал воплощается в герое, возвышающемся над реальностью.
Но это не бог или богатырь, а человек-супермен, герой «боевика». Добро и красота воплощаются не в идеальных, а в идеализированных формах. В художественном смысле «эталон» фольклорно-мифологической культуры сменяется «шаблоном» стереотипом поп-культуры. Социально-мифологическая культура транслирует общечеловеческие этические нормы и ценности, но в эстетическом смысле она обеднена, стереотипна. Эталон сменяется шаблоном. В кино это так называемые «жанровые» фильмы — приключенческие, комические и др. Аудитория таких боевиков — преимущественно подростковая (7— 14 лет). Ее привлекает герой, возвышающийся над реальностью,, близкий к идеалу, и в то же время вписанный нередко в реальную социальную среду. Если с героем фольклорно-мифологическим юный зритель вступает в отношения как с существом недоступным, высшего порядка, недосягаемым образцом, то с героем «боевика» у него отношения более близкие, нередко на равных». Юный зритель примеряет на себя образ супермена, рядится в его одежды, мысленно индентифицируется с ним. Герой и зритель здесь как бы на равных, хотя для этого зрителя приходится «подниматься на цыпочки». Сверхсила экранного героя проявляется нередко во вполне реальных ситуациях, в узнаваемой жизнеподобной сфере. Это смещает ориентиры, как бы приближает идеал к реальности, делает идеал «доступным».
В художественном смысле «поп-культура» предлагает зрителю усредненные, сравнительно примитивные образцы. «Этическое» здесь транслирует общечеловеческие ценности, а эстетическое воплощается не на общечеловеческом уровне, а на уровне конкретного слоя, социального среза. Эстетическое представлено сниженным, примитивным. Поэтому добро представлено в своих подлинных ценностях, а красота в обличье всего лишь красивости. Зрителю показан идеал как бы реализованный уже в исторической реальности, что является психологической «ловушкой» для юного зрителя. Социально-критическая форма культуры (третий пласт) имеет своей программой показ подлинной реальности, нередко весьма расходящийся с идеальными нравственными заповедями. В оппозиции «идеал — реальность» здесь доминирует реальность. Идеал представлен в авторской позиции, он ощущается во всей образной структуре произведения. Герой здесь — реальный человек, а не идеальный богатырь или «сверхчеловек» (супермен). Особенность образного решения — жизнеподобие, реалистическое изображение действительности. В кинематографе— это жанры драматические (психологическая драма, трагедия). Аудитория, на которую рассчитана социально-критическая форма культуры, — подростки, начиная с 14—15 лет и далее, а также взрослая аудитория. Взаимоотношения с экраном — не идентификация зрителя с идеальным героем, а сопереживание с реальным героем. Могут быть включены между ге- роем и зрителем. Поэтому идентификация чаще сменяется диалогом, зритель воспринимает героя не как «могут», а как другого человека. Среда в таких произведениях наиболее жиз-неподобна, может быть предельно реалистичной. Поскольку автор открыто не обнаруживает себя, от зрителя требуется определенное усилие, чтобы создать мысленный авторский образ, выявить скрытую в образной системе авторскую позицию. Контакты с произведениями социально-критической культуры требуют от зрителя определенной духовной зрелости, психологической настройки. Сцены реальных конфликтов, проблем, нередко жестоких и горьких, психологически сложны для восприятия, они требуют нравственных затрат, работы души. Некоторые зрители стремятся избегать таких эмоциональных затрат, подсознательно поступая так, как сказано в строках поэта: «Тьма низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
Поэтому социально-критическая культура занимает сравнительно меньшее место, чем социально-мифологическая, в общественном сознании. Значительная часть аудитории интуитивно стремится к положительным эмоциям и утешению { пусть иллюзорному), а не к отрицательным эмоциям и душевному потрясению (пусть и завершающемуся катарсисом). Четвертая форма культуры — поэтико-метафорическая. Ее программа — ориентация личности в реальности, утверждение авторского идеала, вобравшего в себя общечеловеческие ценности. Соотношение идеала и реальности здесь таково: реальность показывается достоверно, но в формах трансформации пространства и времени согласно авторскому идеалу. Автор становится как бы демиургом «второй реальности» — ее художественного образа. В центре этого образа реальности—сам автор, его идеал, его нравственное представление о мире. В кино это так называемый «авторский кинематограф», поэтико-метафорическое творчество. Ведущий жанр — притча, позволяющая говорить о вечных ценностях бытия, о поисках смысла жизни, о борьбе добра и зла, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Формы жизнеподобия здесь могут присутствовать в изображении среды и героев, но нередко также использование скрыто символических, предельно метафорических, условных форм. В центре таких произведений — не герой (будь то богатырь, супермен или реальный человек), а сам автор как центральное ядро произведения. Это эпицентр структуры фильма. Авторский кинематограф предполагает соавторство зрителя, его сотворчество. Конденсированная поэтико-метафорическая образность здесь базируется на архетипах фольклорно-мифологического пласта культуры, личностно переосмысленного. Пространство и время фильма трактованы субъективно, организованы в ассо-
циативных связях, подвластных не реальному течению событий, а образной авторской идее. Восприятие поэтико-метафорической культуры требует от аудитории высокой художественной интуиции, акта сотворчества. Не индентификация с героем, но диалог с автором — вот форма взаимоотношения с экраном. Высочайшая форма художественной культуры развивает творческое начало и в аудитории. Акт восприятия становится творческим, активным духовным актом. Сопоставительное описание четырех основных форм культуры показывает их взаимодействие. В современной культуре все они сосуществуют, и практически аудитория может в той или иной степени обращаться к каждой из них. Однако можно условно выделить и отдельные более тесные связи между различными формами культуры. Так, фольклорно-мифологический пласт связан с социально-мифологическим. Их объединяет ориентация на миф, на архе-типное художественное мышление. Различие же — в программе и художественном уровне. Если первая программа общечеловеческая (на все времена), то вторая связана с целями конкретного социума, исторически ограниченного во времени. В художественном смысле фольклорно-мифологический пласт — явление подлинно художественное, а социально-мифологический — усредненное, стереотипное (от эталона — к шаблону). Отсутствие индивидуального авторства в фольклоре — принцип, не препятствующий высокой образности, это особенность многовекового коллективного творчества. В жанровом кинематографе роль автора нивелирована, (поскольку идет игра «по нотам жанра», по правилам, которые важнее, чем авторское самовыявление. С социально-критической формой культуры фольклорно-ми-фологический пласт связан менее, так как здесь художественная открытая условность сменяется скрытыми в жизнеподобин формами авторского творчества. Зато авторский поэтико-мета-форический пласт творчества опять активно соприкасается с поэтико-метафорическим слоем, базируясь на нем в своем личностном «я». Программы четырех форм художественной культуры — это смена целей от общечеловеческих (трансляция «вечных» заповедей) к синтезу общечеловеческих ценностей с программой социума, затем к синтезу этих целей с программой человека (вначале любого объекта как объекта изображения, героя, затем —-ярко выраженной творческой личности, автора). Таким образом, программирование форм культуры идет от общего к частному, а затем к их синтезу. Общечеловеческие ценности (макрокосм) сливается с ценностями личностным (микрокосм). В оппозиции «идеал — реальность» вначале доминирует изображение идеала (в первой и второй формах культуры), но< идет постепенное приближение к реальности, которая доминирует на третьем социально-критическом уровне. На четвертом уровне также происходит их синтез. Если на первых двух уровнях идеал (показывается как бы воплощенным в условной реальности, а на третьем изображается реальность, весьма далекая от идеала, то на четвертом идеал активно выражен в авторской позиции, пронизывает все видение подлинной реальности. Движение оппозиции «коллективное—индивидуальное» развивается также в сторону личностного, индивидуального. Если в первых двух формах автор анонимен '(или как бы анонимен), а в третьем слое индивидуален, но скрыт в объективном изображении реальности, то в четвертом слое он предельно индивидуален, субъективен и скрыт. Вместе с тем это индивидуальность, творчески осознавшая общечеловеческий культурный опыт и личностно обогатившая его. Соответственно идет и диалектика изменения образа героя в формах культуры. В первом типе — это идеальный «надчеловек» — бог, титан, гигант, во втором — синтез «надчеловека» и реального человека (этого «кентавра» принято называть «суперменом» «сверхчеловеком»). В третьем слое — это реальный человек во всех его проявлениях. В четвертом слое — это яркая, талантливая личность, творчески одаренная, возвышающаяся над остальными своей художественной незаурядностью. Общая диалектика героя — от идеального существа, воплощающего его Эпические и эстетические ценности, к реальному человеку в его многосложности, а затем к ярко определенной творческой личности. В движении жанровых форм также заметно нарастание личностного, субъективного. Первый пласт тяготеет к эпосу, к крупным монументальным формам. Второй несколько снижает эту величественность, переводя ее на уровень эпико-драматических форм. Третий уровень также говорит языком драматических форм. Четвертый переводит на уровень лирической и лиро-эпической поэтики. В целом идет движение от эпоса к драме, а затем к лиро-эпической поэтике. Следует напомнить, что эти формы не сменяют и не заменяют друг друга, а сосуществуют, хотя и возникли на разных исторических эпохах. Язык, художественный код, форма культуры также претерпевают изменение в сторону личности, индивидуального творчества. На первом уровне — это повышенная каноническая символика и метафоричность. На втором — ее тиражирование в шаблонной образности. На третьем — творчество в формах жиз-неподобия, на четвертом — повышенная авторская поэтико-ме-тафорическая образность. Программа аудитории (а в случае кинозрителя) также идет от восприятия коллективного опыта к личностному творчеству. В фольклорно-мифологическом слое культуры нет поня- тия аудитории. Все являются сотворцами художественных ценностей. Все получают в художественной форме программу общечеловеческих заповедей, которые нужно постигнуть и принять к пополнению. Это восприятие должно происходить как приобщение индивида к роду человеческому с самого раннего детства. На втором уровне (7—14 лет) это «примеривание» общечеловеческих программ, транспонированных через нормы конкретного социума, к возможностям конкретного человека, подростка. Цель — социализация личности. Образец еще идеален, он (превышает возможности реального человека, но юному человеку кажется, что задача ему по силам, он стремится видеть себя в обличье героя. Третий уровень культуры снимает романтические, идеальные «доспехи» с героя, учит зрителя взрослеть, размышлять о реальных проблемах жизни. Главная программа здесь — ощутить другого человека как субъекта, а не как объект, выйти из своего «я» и научиться состраданию, милосердию, а шире — увидеть мир людей как мир множества неповторимых и ценностных «я». Это уровень духовного взросления для зрителя, который от отрочества переходит к юности. Четвертый уровень •— это программа личностной самореализации юного человека в контакте с яркой одаренной личностью. Это программа сотворчества в акте восприятия и развития личностного творчества во всех сферах жизни. Таким образом, для аудитории в целом движение программы идет через возрастные циклы от постижения общечеловеческой программы к осознанию ценности и уникальности других людей и самопрограммированию, акту собственного творчества. В целом подробное рассмотрение диалектика развития и взаимодействия форм культуры, в которую вписана и кинематографическая культура, явственно проявляет общие тенденции, прослеживающиеся в каждой «ячейке» этих форм. Эти тенденции следующие. От общечеловеческой программы —к личностному самопрограммированию на основе общечеловеческих ценностей. От идеала к реальности, а затем к и mi пульсу воплотить идеал в реальности. От анонимного коллективного творчества к расцвету личного творчества. От идеального героя — к реальному человеку, а затем к человеку-личности, ярко раскрывающему свою незаурядную творческую одаренность. От эпических форм к драматическим, а затем к субъективным лиро-эпическим. От символики к жизнеподобию и затем к новому уровню символики и метафоричности. В целом же — от коллективного опыта к индивидуальному, к развитию личности как уникального, неповторимого творческого явления, как макрокосмос, слитого с микрокосмосом. Все это характерно и для форм человеческой культуры, и для кино как вида и этапа этой культуры, и для юного человека в его развитии, и для киноаудитории в ее детском и юношес- ком периодах. Эволюция художественных систем и социально-
Аудиовизуальное образование современного школьника Ю. Н. УСОВ, доктор педагогических наук, НИИ художественного воспитания РАО Особенности современной социокультурной ситуации заключаются в активном утверждении, помимо кино и телевидения, бытовой видеозаписывающей аппаратуры. Она принесла в жизнь нашего общества, в частности, в жизнь школьников неконтролируемое, легко распространяемое видеокассетное кино, часто в форме ремесленных поделок, низкопробных стереотипов. Единственный выход из этой ситуации — целенаправленное воспитание художественного вкуса, развитого интереса к экранным искусствам у школьников (всех возрастных групп. По мнению специалистов, система эстетической информации в экранных искусствах приобретает в настоящее время универсальные признаки естественного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения. Умение воспринимать этот язык — условие дальнейшего эмоционально-интеллектуального развития современного человека. Пополнение средств эстетического развития помимо кино еще и телевидением, видео предполагает необходимость заменить понятие кинообразования термином аудиовизуальное образование. В большинстве работ советских исследователей кинообразование рассматривается как составная система школьного образования, педагогического воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как средство эмоционального, гармоничного развития современного человека (И. В. Вайсфельд, В. А. Разумный, О. А. Баранов, И. С. Левшина, О. Ф. Нечай, Ю. М. Рабинович). В других публикациях отмечается, что кинообразование имеет конкретные цели: приобщение к киноискусству, освоение его языковых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышления, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта — И. Н. Гращенкова, Е. В. Горбулина, Н. С. Горницкая, Р. Я. Гузман, В. Г. Маранцман, С. Н. Пензин, Г. А. Поличко, С. М. Одинцова и др. В исследованиях зарубежных ученых (Венгрия, Югославия, Польша, Швейцария) идея аудиовизуального образования формулируется довольно четко при обосновании необходимости активизировать воздействие кино на школьников — как средства кассовой коммуникации в ряду других видов — радио, телевидения, печати, при обоснованной необходимости формировать художественное восприятие, воспитывать грамотного зрителя, самостоятельно мыслящего, критически относящегося к действительности (И. Нимешкюрти, М. Врабец, Я. Коблевска-Вруб-лова, Б. Мери). Ученые Великобритании, Франции, Швейцарии, Финляндии предлагают различные варианты воспитания и образования средствами экранных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими учащимися, развитие у школьников понимания особенностей функционирования средств массовых коммуникаций и пр.— Л. Мастерман, А. Г. Дал, С. Минкинен, Э. Пьер, Э. Норденстренг, Ж- Берже. Изучение многообразных моделей использования экранных искусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения позволило существенно конкретизировать понятие аудиовидуаль-ного образования, соотнеся определение 'предмета и целей с задачами современной педагогики и практикой всего учебно-воспитательного процесса, призванного формировать личность школьника, его социальную и психологическую зрелость. Разрешение этих задач выдвигает еще одно требование, ранее не рассматриваемое исследователями — развитие восприятия про-странствнно-временной, звукозрительной формы повествования в процессе преподавания специально разработанного' учебного курса «Основы аудивизуальной культуры» для учащихся 1 — XI классов. Современная система эстетического воспитания, образования, художественного развития школьников остро нуждается в преодолении разобщенности преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Средством интеграции может стать предмет «Основы аудиовизуальной культуры», способный установить генетические связи (пространственных и временных искусств (литературы, изо, музыки, театра, фотографии) на материале пространственно-временной реальности кино, телевидения, видео. Структура экранной реальности помимо своего прямого назначения активизирует опыт общения школьников с литературным текстом (форма повествования), музыкой (время, темп, ритм тематического повествования), изобразительным искусством, фотографией (композиция кадра, освещение, цвет), театром, близким кино своим пространственно-временным измерением. Развивая аудиовизуальное мышление (умение видеть, слышать, синтезировать элементы художественной реальности), педагог тем самым поднимает на новый уровень и восприятие
других искусств. В этом неповторимость и особое назначении предмета «Основы аудиовизуальной культуры». Цель данного курса — эстетическое воспитание, формирование эмоциональной сферы, мировоззренческих установок школьников средствами экранных искусств. Общий путь реализации данной цели — организация художественно-творческой и познавательной деятельности, во время специальных занятий, просмотров, обсуждений кино- и теле фильмов, формирование отношения учащихся к произведениям экранных искусств как к специфической форме художественное коммуникации Специфический путь реализации цели данного курса — организация эстетических видов деятельности на материале кино телевидения, видео в контексте литературы, музыки, изо, фото графии, театра: освоение языковых особенностей экранных искусств, использование творческих заданий, развивающих свое приятие фильма как произведения искусства, осмысление эмоциональной реакции, оценка, анализ содержания, раскрывающегося в художественном строе фильма. Задачи курса — помочь учащимся ориентироваться в потоке экранной интормации, подготовить к самообразованию в области экранных искусств, дать опорные знания, развивать познавательные интересы, аудиовизуальную грамотность и куль туру, художественный вкус по отношению к экранным искусствам, дать представление об основных явлениях советского и за рубежного кино, телевидения и видео. Реализация задач данного курса осуществляется в системе деятельности школьника на материале экранных искусств: — восприятие пространственно-временного повествования; — интерпретация результатов восприятия, анализ, эстетическая оценка произведений экранных искусств; — художественно-творческая деятельность (любительская кино- и видеосъемка) — усвоение знаний, стимулирующих восприятие, интерпретацию, художественно-творческую деятельность Все четыре вида деятельности создают благоприятные возможности для формирования экранной 'культуры — потребное те», образованности, аудиовизуального мышления. Степень образованности и глубина аудиовизуального мышления определяют развитие потребностей школьников в общение с произведениями экранных искусств различного художественного уровня: линейной формы повествования и более с лож ной — ассоциативной, полифонической для развития кинопедагогики как отрасли науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами — сам термин появился еще в 20-е годы. Рассмотрение общих и специфических вопросов аудиовизу ального образования позволяет установить закономерную взаимосвязь: экранные искусства — кинопедагогика — аудиовизуальное образование. С этих позиций был изучен практический опыт аудиовизуального образования в СССР 20—80-х гг. Исследование показало, что успех воспитательного процесса средствами экранных искусств впрямую зависит от единства накопленных представлений о данных видах искусства и умений самостоятельно применять их в процессе восприятия, оценки, анализа фильма, телепередачи. Выяснилось, что почти на всех этапах развития советской общеобразовательной школы вплоть до начала 60-х годов кинопедагогика недостаточно полно учитывала как результаты развития поэтики кинематографа, так и специфику его воздействия, не использовала исследования в этой области Л. В. Кулешова, Д. Вертова, С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина и др. Исключение составляют только работы 20-х гг. Н. К. Крупской, Н. В. Познанского, Н. А. Лебедева и некоторых других. В кинообразовательной деятельности педагоги, методисты не учитывали особенности восприятия пространственно-временной формы повествования. Методика базировалась только на отдельных специфических признаках кино — монтаже, ракурсе, планах изображения, цвете, свете и пр. А между тем задачи совершенствования эмоционально-интеллектуального, эстетического воздействия фильма на школьного зрителя требовали формирования целостного восприятия звукозрительного образа, развернутого в особых условиях пространственно-временных измерений. Понятие аудиовизуальной грамотности непосредственно связано с вопросами развития восприятия киноповествования, способностей учащихся переживать динамический процесс возникновения и становления кинофильма. Для практического решения задач развития киновосприятия используются элементы построения звукозрительного образа в форме киноповествования, ритмически организованного и расчлененного на фазы, фиксирующие этапы становления этого образа во времени и пространстве. Процесс восприятия звукозрительного образа складывается из следующих составных частей: возникновение ассоциаций, выявление семантики единиц киноповествования, образного обобщения по мере синтеза этих единиц, осмысление многоплановости увиденного, определение к нему своего отношения. Восприятие киноповествования можно определить как постижение звукопластического образа, динамично развернутого в сознании зрителя (С. М. Эйзенштейн). Методика развития аудиовизуальной грамотности представляет собой следовательно целенаправленное формирование разветвленной системы сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия экранных искусств на материале монтаж- ных листов, фотокадров, короткометражных фильмов, учебных кинофрагментов. Такая методика активно способствует осмыслению философского содержания художественной структуры фильма, прослеживанию динамической смены точек зрения съемочной камеры, эмоционально-смысловому соотношению единиц киноповествования, овладению при восприятии свернутым процессом «опознания» эмоционально-обратного содержания форма киноповествования, а при анализе фильма — процессом «развертывания» звукозрительной формы киноповествования. Проведенное исследование позволило охарактеризовать и экспериментально проверить основные этапы формирование аудиовизуальной грамотности на материале учебного фильма и в практике обсуждения фильмов текущего репертуара: — рассмотрение поэлементного становления кинообраза в экранном пространстве и в сознании зрителя; — освоение ключевых понятий: закон монтажного мышления дискретность киноповествования, специфика кинематографического времени и пространства, ритма, художественные возможности тематического развития авторской мысли в форме кино повествования;
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |