Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика как научная дисциплина




Виды

Принципы

Задачи

й осуществление разностороннего воспитания;

й воспитание общественной и познавательной активности;

й пробуждение и углубление интереса к различным областям знания и видам

деятельности; й выявление и развитие способностей; Й осуществление профессиональной ориентации; й культурная организация досуга.

е> добровольность в выборе форм и направлений внеучебных занятий;

е> комплексный подход к реализации целей воспитательной работы, систем­ность;

в> инициатива и самодеятельность детей, личная ориентированность;

е> романтика, игра, интерес;

©> сочетание массовых, индивидуальных и коллективных форм работы;

е> преемственность и взаимодействие всех видов внеучебной воспитательной работы.

По содержанию:

общие — лекции, вечера, конкурсы;

специальные — формы эстетического воспитания, формы гражданского воспитания и т. д.

♦ По количеству участников:

индивидуальные;

групповые;

массовые.


Процесс обучения ка к часть целостного педагогического процесса

Дидактика (общая теория обучения) — особая область педагогики, изуча­ющая закономерности единого процесса образования и воспитания в обу­чении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образова­ния, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.

Предмет дидактики — процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми резуль­татами (Ч. Куписевич).


Основные понятия дидактики:

• процесс Обучения;

• содержание образования;

• знания;

• умения;

• навыки (ЗУНы);

• методы обучения;

• формы организации обучения;


 

• учение;

• научение;

• преподавание;

• учебная деятельность;

• учебный предмет;

• урок;

• образовательные технологии и др.


Методологическая основа — теория познания и отражения. Познание челове­
ка — активный процесс. Практика — необходимая исходная и конечная ступе­
ни познания., '-
Движущие силы обучения — противоречия.


 

Дидактика связана с философией, социологией, информатикой, этикой, психоло­гией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.


Основные концепции обучения в дидактике


Традиционная

Доминирующую роль иг­рает преподавание, дея­тельность учителя

Я. Коменский, И. Пес-тал оцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.

Цель — передача и ус­воение готовых знаний, выработка умений и на­выков их применения


Педоцентристская

Доминирующая роль от­водится учению, деятель­ности учеников

Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.

Цель — развитие лично­сти воспитанника и рас­крытие всех потенциаль­ных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого


Современные

дидактические

системы

В центре обучения — взаимодействие препо­давания и учения, дея­тельность как учителя, так и ученика

Л. Занков, Д. Элысонин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др.

Цель — формировать си­стему знаний и обеспе­чить развитие личности обучаемого


7]


Соотношение познания и учения

 

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией
Процесс познания сложен и противо­речив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями Личности
Многое познается непосредственно. Многие знания приобретаются опо­средованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область
И

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таковдиалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.