Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Волгоград, Россия. Уровни пониженной обучаемости




Шипилова Е.В.

Уровни пониженной обучаемости

Волгоградский государственный педагогический университет,

 

Существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.), речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения.

Исходя из этого, обучаемость понимается нами как потенциальная возможность индивида к овладению знаниями и умениями, которая выражается в быстроте, легкости и глубине усвоения учебного материала с целью самостоятельного использования в новой ситуации.

В психолого-педагогических исследованиях уровни обучаемости рассматриваются в зависимости от индивидуальных особенностей (Г.П. Антонова, И.П. Антонова, Н.Г. Бондарь).

Исследование Н.Г. Бондарь (1999) показало, что уровни обучаемости младших подростков в значительной мере обусловлены индивидуальными особенностями их восприятия, проявляющимися в темпах, динамике, в степени соответствия доминантных и субдоминантных типов восприятия; а также развитием интеллектуальной рефлексии, мотивации и эмоционального компонента учебной деятельности.

На основе диагностических данных Бондарь Н.Г. дифференцировала младших подростков по следующим уровням развития обучаемости: высокий, продвинутый, средний, низкий, очень низкий.

Антонова Г.П. и Антонова И.П. рассматривали уровни обучаемости младших школьников с учетом их внушаемости. Так, на основе анализа экспериментальных данных были обнаружены большие индивидуальные различия в обучаемости детей в зависимости от степени их внушаемости, что послужило основанием для выделения трех ее уровней (высокий, средний, низкий) и распределения испытуемых соответственно на три группы.: высокий, средний, низкий.

Анализируя теоретические и экспериментальные исследования последних десятилетий, мы пришли к выводу о том, что категория «обучаемость» применима к группам детей с различным коэффициентом интеллектуального развития (одаренность — «норма» — специфическое развитие — патология). Уровень обучаемости напрямую связан с расхождением между уровнем актуального развития (умственное развитие) и «зоной ближайшего развития» (потенциальные возможности), и может определяться как высокий, продвинутый, средний, низкий, очень низкий.

Низкая обучаемость может различаться не только по степени выраженности этого качества (ниже-выше), но и в зависимости от причин нарушения психического развития ребенка (общая педагогическая запущенность, функциональные особенности нервной системы, органическая недостаточность мозга), а, следовательно, и в зависимости от степени обратимости этого состояния в специально созданных для этого условиях.

Мы считаем, что обучаемость ниже среднего уровня можно трактовать как пониженную обучаемость.

Пониженная обучаемость отличается следующими особенностями: поверхностностью мышления (ориентации на внешние, единичные, случайные признаки), инертностью (склонности к шаблону, стереотипу), неустойчивостью (необоснованном переходе от одних действий к другим под влиянием, например, утомления), неосознанностью (неумении рассказать, как решил задачу), подражательностью (копировании уже известных способов решения, ограниченности первым те использованным способом работы без стремления искать другие варианты решения, уклонении от заданий с интеллектуальным напряжением), низким уровнем продуктивного самостоятельного мышления.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, мы выделяем следующие уровни обучаемости: пограничный, допустимый, низкий.

Основными признаками уровней пониженной обучаемости являются:

- допустимый уровень характеризуется незначительным снижением темпа и работоспособности, учащиеся способны к переносу знаний и умений при выполнении нового задания, достаточно самостоятельны, однако им требуется незначительная активизирующая помощь взрослого;

- пограничный уровень; учащихся отличает меньшая самостоятельность, дети избегают поисковой активности, могут осуществлять перенос знаний в новые условия, однако им требуется активизирующая и организующая помощь учителя, при этом снижается темп работы, допускаются ошибки, которые исправляются с помощью;

- низкий уровень характеризуется низкими показателями экономичности мышления, самостоятельности, низкой работоспособностью на уроке, у детей более длительно осуществляется образование понятий, учащиеся нуждаются в разнообразных видах помощи.

С целью выявления уровней общей обучаемости испытуемых нами изучались уровни развитости компонентов обучаемости. В эксперименте участвовали 110 учащихся 5-6 классов, имеющих трудности в обучении.

Анализ результатов, позволил условно объединить учащихся в группу по характеру и уровню их пониженной обучаемости: достаточный (20%), пограничный (75%), низкий (5%).

На основании диагностических данных установлен обобщенный тип учащихся: как правило, это учащиеся с недостаточно выраженными учебными интересами, мало читающие, общественная активность слабая, школьники могут быть робкими и застенчивыми, тревожные и неуверенные в себе. На фоне трудностей в обучении, испытываемых учащимися, наблюдаются вторичные поведенческие и личностные отклонения, которые привели к нарушению связей и отношений с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.