КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западно-Казахстанская областная психолого-медико-педагогичская консультация, г. Уральск, Казахстан
Шуиншалиева С.А., Мухамбетжанова А.М. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ С этого года в Казахстане вводится инклюзивное образование - такое, которое предполагает, чтобы дети-инвалиды обучались в обычных школах наравне со сверстниками. Идея абсолютно правильная, потому как призвана положить конец дискриминации детей по здоровью и реализовать право каждого ребенка на образование. Если раньше маленьких инвалидов называли детьми с ограниченными возможностями, то теперь - детьми с особыми образовательными потребностями. По правилам инклюзивной школы все ученики равны в школьном сообществе, все имеют равный доступ к обучению, всем помогают развиваться. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Все получают полноценное образование. Однако эти замечательные идеи работают только при соответствующей педагогической поддержке и соответствующих ресурсах, необходимых для детей с особыми образовательными потребностями. Переход к инклюзивному образованию отнюдь не предполагает, что теперь слепых, глухих и немых детей устроят в одни классы со здоровыми детьми. Ведь, чтобы научиться общаться со своими сверстниками, они должны годами работать с психологами, логопедами, дефектологами и т.д., а это возможно только в специальных классах. В Западно-Казахстанской области функционируют кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК), которые проводят коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями в развитии. Всего для занятий со специалистами КППК было дано 992 заключения. Все КППК расположены в приспособленных помещениях, каждый КППК имеет по 3-4 кабинета, специалисты кабинетов приобретают дополнительное оборудование по коррекции двигательных функций для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также учебно-методическую литературу и диагностико-коррекционные материалы. Проблематичным остаются охват детей с ограниченными возможностями в развитии из отдаленных населенных пунктов районов области коррекционной работой, т.к. специалисты КППК не могут выезжать систематически по поселкам района из-за отсутствия транспортных средств. Приглашение во время каникул детей из отдаленных поселков для занятий со специалистами КППК не решает всей проблемы в целом. В данное время КППК могут заниматься в основном детьми из районных центров, при приобретении коррекционными кабинетами автотранспорта специалистами КППК имели бы возможность охватить коррекционной поддержкой всех детей с ограниченными возможностями в развитии. Западно-Казахстанская областная ПМПК функционирует с декабря 1999 года, является самостоятельным юридическим лицом. ОПМПК обслуживает 72000 детей, всего по Западно-Казахстанской области 191584 детского населения из 7 районов области (Акжаикский, Зеленовский, Казталовский, Жангалинский, Жаныбекский, Таскалинский районы). На учете в ОПМПК 3967 детей с ограниченными возможностями в развитии. Причинами неполного охвата специальным обучением детей с ограниченными возможностями является то, что во вспомогательной школе № 15 ограничены места в интернате для детей из районов области. Так как все специальные школы расположены в городе Уральске, некоторые родители отказываются от обучения детей в специальной школе по вспомогательной программе или же в специальных школах для детей с нарушениями зрения или слуха и продолжают посещать общеобразовательную школу по месту жительства. В ходе обследования были выявлены нуждающиеся в обучении в специальной вспомогательной школе № 15 – 758 детей школьного возраста, но из-за ограниченности мест в интернате во вспомогательной школе № 15 обучается 323 учащихся, 330 детей с диагнозом «легкая умственная отсталость» обучаются по вспомогательной программе с индивидуальным подходом при общеобразовательных школах области. По сравнению с прошлым годом в 2007-2008 учебном году доля специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями увеличилась на 13 единиц. Дополнительно открылись по 2 коррекционных класса в Каратюбинском, Жаныбекском, Бурлинском и Таскалинском районах и 4 класса КРО в Казталовском районе. Есть потребность в открытии специальных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями ОДА, с задержкой психического развития. Необходимо также дополнительное открытие в общеобразовательных школах города и области логопунктов. В области нет реабилитационного центра. Специалисты ОПМПК постоянно проводят организационно-методическую работу в системе специального образования, здравоохранения и социальной защиты. При ОПМПК проведены учебно-методические семинары для социальных педагогов общеобразовательных школ области. Во время выездных комиссий в каждом районе области проведены методические семинары для руководителей и педагогов общеобразовательных школ и для социальных работников системы соцзащиты. На семинарах были разъяснены правила организации индивидуального обучения на дому, освещена специфика обучения детей по вспомогательной программе, правила ведения документации школьных психологов и социальных педагогов, а также даны конкретные рекомендации по организации обучения, воспитания и проведения лечебных мероприятий социальными работниками. Имеется тесная связь со специалистами отдела департамента соцзащиты, контролирующих работу по получению детьми-инвалидами социальных услуг по индивидуальной программе. Специалисты ПМПК проводят санитарно-просветительскую работу среди населения, освещая свою деятельность в средствах массовой информации, выступая по областному и городскому телевидению. Для решения проблем инклюзивного образования Западно-Казахстанской областной ПМПК необходимо проводить производственную, организационно-методическую и социальную работу. 1. Продолжить работу по обеспечению ОПМПК учебно-методическими материалами в соответствии с перечнем Обязательных минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению ПМПК. 2. Расширить деятельность областной ПМПК по оказанию организациям образования консультативно-диагностической и учебно-методической помощи. 3. Внести предложение на коллегию Департамента образования Западно-Казахстанской области по решению вопросов: - расширения сети специальных групп при массовых детских садах для детей с ЗПР, с нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата; - дополнительного открытия специальных классов для детей с ЗПР при общеобразовательных школах города и области; - открытия вспомогательных классов при специальных школах области (при спецшколе для слепых и слабовидящих детей, при спецшколе для глухих и слабослышащих детей). - открытия в области специальной школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и при ней дошкольной группы; - открытия в области специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи; - открытия региональных вспомогательных школ-интернатов в районах области. 4. Расширить работу по оказанию учебно-методической помощи социальным работникам системы социальной защиты и совместной работы с органами здравоохранения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |