Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шипова А., Фролова О




Эмоциональное развитие незрячих и слабовидящих детей средствами музейной педагогики

(на материале народного творчества)

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов, Россия

[email protected]

 

В современных условиях развития нашего общества особую роль в духовном развитии ребенка приобретает фольклорный материал, русское народное творчество. Велико его значение в эмоциональном развитии школьников с нарушением зрения в связи с характерным для них эмоциональном неблагополучием и большими возможностями фольклорного материала для развития чувственной сферы.

Мы предполагаем, что использование народного творчества в коррекционно-развивающей работе будет способствовать стабилизации эмоциональных переживаний у школьников с нарушениями зрения, формированию высших духовных чувств, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, формированию конструктивных эмоциональных отношений.

Эмоциональная сфера психики слепых является наименее исследованной в тифлопсихологии, это связано главным образом с трудностями объективного изучения эмоций и чувств.

Известно, что состав эмоций и чувств одинаков у зрячих и незрячих, но все же характер эмоциональных проявлений отличается по степени и уровню развития.

Сравнительные исследования эмоциональной сферы зрячих и незрячих показали неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с миром вещей, людей и общества. Выявлено, что дети с нарушениями зрения более ранимы, тревожны, у них могут проявляться конфликтность, агрессивность, депрессивные состояния. Установлено, что огромное положительное значение для эмоционального развития ребенка с нарушением зрения имеют занятия пением, рисованием, ручным трудом, лепкой, игрой на музыкальных инструментах.

Мы бы хотели изучить влияние занятий, посвященных народному творчеству, в которых гармонично соединены эти виды деятельности, на эмоциональное развитие слепых и слабовидящих детей.

В связи с этим нами разработан цикл занятий, посвященных народному творчеству. Мы использовали материалы старшего научного сотрудника Саратовского Государственного Художественного Музея им. Н.И. Радищева Л.Г. Ванесян (1963-2007) «Музей как средство эстетического воспитания школьников».

Мы подготовили 12 занятий по различным направлениям народного творчества с использованием экспонатов Саратовского Государственного Художественного Музея им Н.И. Радищева.

Занятия проводились на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы–интерната для незрячих и слабовидящих детей г. Саратова.

В исследовании приняли участие 10 учащихся пятого класса в возрасте 11-12 лет (5 незрячих и 5 слабовидящих детей).

В цикл наших занятий вошли такие темы, как «Гжельская роспись», «Русская народная игрушка – Матрешка», «История чаепития на Руси», «Русская народная игра», «История Куклы», «Хохломская роспись», «Коргопольская игрушка», «Русский народный костюм», «Филимоновская игрушка», «Жостовская роспись», «Дымковская игрушка», «Богородская игрушка».

Мы считаем, что фольклорный материал дает богатое представление о русском народном творчестве, которое в свою очередь не только формирует представление о нашем прошлом, развивает благоприятное отношение к прикладному и ремесленному искусству, расширяет кругозор детей, но и развивает их эмоции и чувства.

Первое наше занятие было посвящено Гжели. В начале занятия у детей наблюдалось некое недоверие, они до конца еще не понимали, чем мы будем заниматься с ними, в классе стояла атмосфера эмоционального напряжении, дети боялись задавать вопросы. Но как только в руки им попали музейные экспонаты – фарфоровые вазы, подсвечники, расписанные сине-голубыми цветами и узорами, на лицах детей сразу же появились улыбки, они вспомнили, как ходили в музей, им очень понравилась холодная, но в тоже время очень легкая и изящная посуда, они начали спрашивать, для чего нужен молочник, из чего сделана фарфоровая посуда, почему она такая невесомая. На этом занятии слабовидящие срисовывали с экспонатов голубые и синие цветы, а незрячие с удовольствием слушали голубую сказку, а затем писали сочинение о прошедшем занятии. В сочинениях детей отражалось чувство радости, удивления, заинтересованности, ожидание новых занятий.

На занятии, посвященном русской народной игрушке – Матрешке, мы лепили из пластилина задорную круглощекую матрешку, кто-то из детей сделал даже разборную матрешку, кто-то пластилином фактурно рисовали матрешку на бумаге. Второе занятие дало нам возможность еще ближе познакомиться с детьми, а им раскрепоститься перед нами, они чувствовали себя более свободно, мы наблюдали за тем, как радостно им было показывать друг другу свои поделки, они часто улыбались.

Занятие об истории чаепития на Руси прошло в неформальной обстановке за круглым столом и за чашкой горячего чая из настоящего русского самовара, дети были буквально счастливы находясь в такой обстановке, их эмоциональные реакции были очень насыщенны и разнообразны, они постоянно смеялись, шутили, после занятия у всех без исключения наблюдался эмоциональный подъем и все повторяли «А давайте каждое занятие так проводить!»

Следующее наше занятие было посвящено русской народной игре. Мы пели песни, водили хороводы, играли в игры. Эмоциональный фон в классе был положительным, детям очень нравилось играть. Мы отметили их активность на занятии и повышенное настроение.

В процессе наших занятий у детей отмечается не только расширение кругозора, обогащение представлений о народном художественном творчестве, но и наблюдается расширение репертуара эмоциональных реакций, формирование положительного эмоциональный фона взаимоотношений, дети стали чаще проявлять положительные эмоции радости, удивления, удовлетворения, происходит коррекция негативных эмоциональных проявлений. Родители отмечают, что их детям очень нравятся эти занятия, что они с удовольствием рассказывают о них и с нетерпением ждут следующих. Беседа с воспитателем, учителем и психологом показали, что изменился эмоциональный фон в классе, дети стали более дружелюбны, стали чаще проявлять эмоции радости, у них снизился уровень тревожности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.