Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.2. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса




Лекция

Структура педагогического процесса1

       
   
 
 

 

 


 

       
 
Социальная среда
 
Социальная среда

 


 
 

 


 

 
 

 


План

1. Научные представления о педагогическом процессе в исторической ретроспективе.

2. Педагогическая система: понятие, виды. Образовательная система России.

3. Педагогический процесс как система и целостное явление.

Основная литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс /Избр. пед. труды /Сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1989.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М., 1997. – Тема 3.

3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. – М., 1999. – Глава 1, 2.

4. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. /Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1989.

4. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2000. – Глава 10.

 

Задание по теме на личностное самоопределение

1. Проанализируйте данное лекционное занятие с учетом логики и структуры педагогического процесса.

Понятие «закон», «закономерности», «принципы» в педагогической науке рассматриваются неоднозначно, существуют различные их классификации.

В рамках теории целостного педагогического процесса основным законом является законвоспитания (как общественного явления), который проявляется в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. С ним связаны специфические законы, которые проявляются как педагогические закономерности. Они находят свое конкретное выражение в принципах, которые определяют общую организацию педагогического процесса, его содержание, формы и методы. В рамках данной теории авторами выделяются две группы принципов:

· Принципы организации педагогического процесса: (гуманистическая его направленность; связь с жизнью и производственной практикой; соединение обучения с трудом на общую пользу; научность; ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственность, последовательность и системность; наглядность; эстетизация всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания).

· Принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованность школы, семьи и общественности; сочетание прямых и параллельных действий; доступность и посильность обучения и воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития (2, с.175-184).

 

Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. З. п. п. могут обусловливаться соц. у словиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм) (4, с.42).

Принципы целостного педагогического процесса – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс (2, с. 120).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.