Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и соотношение факторов развития личности




Тема 1.4. Развитие, наследственность, воспитание, социализация

Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому изучается различными науками (философия, психология, педагогика, возрастная физиология, анатомия и др.).

Сложились три основных направления (биологическое, социологическое, биосоциальное), определяющие по-разному значение социального и биологического в развитии человека.

Современная педагогика рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Она изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармонического развития личности в процессе обучения и воспитания, основываясь на основных закономерностях развития человека:

· развитие человека – внутренне детерминированный процесс, т.е. определяется внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями;

· развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий», особое отношение растущего человека к социальной действительности;

· развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на совершенствование, участие в деятельности и общении;

· развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

· развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

· воздействие различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями личности;

· человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания, собственной практической деятельности человека.

 

Таблица 4

 

Внутренние факторы Внешние факторы
Наследственность; Собственная активность личности, порождаемая противоречиями, потребностями, интересами и другими мотивами.   Среда: макросреда, мезосреда природная и социальная, микросреда природная и социальная; Воспитание в широком социальном смысле, воспитание в широком педагогическом смысле воспитание в узком педагогическом смысле
Деятельность и общение

 

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.

Социализация (личности) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.1

Воспитание как социальное явление:

1) социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами (ПС, с.22);

2) целенаправленное воздействие общества (в процессе обучения, параллельно с ним и вне его) на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, обществу, природе и людям (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).

Воспитание как педагогическое явление рассматривается в педагогической науке неоднозначно исходя из определенных аналитических и педагогических целей (ПС, с.22-23). В рамках теории целостного педагогического процесса воспитание рассматривается в узком смысле. Оно неотрывно от обучения, в процессе которого оно и осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Педагогический процесс определяется в этом случае как воспитывающее обучение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.