КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и соотношение факторов развития личности
Тема 1.4. Развитие, наследственность, воспитание, социализация Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому изучается различными науками (философия, психология, педагогика, возрастная физиология, анатомия и др.). Сложились три основных направления (биологическое, социологическое, биосоциальное), определяющие по-разному значение социального и биологического в развитии человека. Современная педагогика рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Она изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармонического развития личности в процессе обучения и воспитания, основываясь на основных закономерностях развития человека: · развитие человека – внутренне детерминированный процесс, т.е. определяется внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями; · развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий», особое отношение растущего человека к социальной действительности; · развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на совершенствование, участие в деятельности и общении; · развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности; · развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; · воздействие различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями личности; · человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания, собственной практической деятельности человека.
Таблица 4
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности. Социализация (личности) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.1 Воспитание как социальное явление: 1) социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами (ПС, с.22); 2) целенаправленное воздействие общества (в процессе обучения, параллельно с ним и вне его) на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, обществу, природе и людям (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Воспитание как педагогическое явление рассматривается в педагогической науке неоднозначно исходя из определенных аналитических и педагогических целей (ПС, с.22-23). В рамках теории целостного педагогического процесса воспитание рассматривается в узком смысле. Оно неотрывно от обучения, в процессе которого оно и осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Педагогический процесс определяется в этом случае как воспитывающее обучение.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |