Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие. 1. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема




Лекция

План

1. Развитие личности как психолого-педагогическая проблема.

2. Основные факторы развития личности.

Методические указания: в ходе лекции курсанты выполняют заданиям 1- 3 на личностное самоопределение. Задание 4 предлагается курсантам выполнить в процессе самоподготовки.

Тема: Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в деятельности педагога

План

1. Возрастные особенности и развитие личности.

2. Проблемы подросткового возраста.

3. Конкурс тематической эмблемы «Подростковый возраст».

4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по теме занятия в форме профессионального табу.

Методические рекомендации: в ходе предварительной подготовки курсанты выполняют коллективные задания по вопросам, предложенным к семинарскому занятию.

Каждая группа курсантов участвует в создании тематической эмблемы «Подростковый возраст». В ней необходимо отразить сущность подросткового возраста и дать ему емкую характеристику с помощью изобразительных средств, подготовить словесную интерпретацию эмблемы.

 

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М., 1984.

2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М., 1995.

3. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых // Я. Корчак. Педагогическое наследие. – М., 1991.

4. Кон И.С. Психология подростка. – М., 1981.

5. Кравцова Э.М. Формы и методы работы с подростками. – М., 1990.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

7. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

8. Серов Н.К. Личность и время. – Л., 1989.

Задания по теме на личностное самоопределение

1. Тождественны ли понятия «развитие», «формирование», «социализация», «воспитание»? Обоснуйте свой ответ, основываясь на определениях данных понятий.

2. Какова ваша позиция в непрекращающейся дискуссии о роли врожденного и приобретенного в развитии человека? Приведите аргументы в ее защиту.

3. Брушлинский А.В. в статье «О наследственных предпосылках психического развития человека» писал: «Если в наследственных задатках и вообще во внутренних условиях развития младенца вовсе нет ничего специфически человеческого, социального и т.д., которое привноситься лишь извне, и если новорожденный появляется на свет, имея задатки только к чисто биологическим, не специфическим человеческим способностям, то неизбежен вывод, что он рождается не человеком, а чем-то или кем-то вроде животного. И тогда само исходное деление психических свойств человека на специфически человеческие, высшие и природные, низшие, вообще выводит за пределы человеческого, превращая их в нечто животное».1

Что вы думаете по этому поводу?

4. Напишите рецензию на фрагмент работы П.Ф. Каптерева «Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности организма» (приложение 5).

Тема 1.5. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры

Содержание образования социально обусловлено и изменяется по мере изменения государственной образовательной политики. Это нашло отражение в различных определениях содержания образования. В период господства авторитарной педагогики содержание образования определялось с позиций знаниево-ориентированного подхода и сводилось в основном к формированию системы знаний, умений и навыков. Они необходимы для будущей производственной и научной деятельности, но их недостаточно для развития творческой личности, которая всегда готова к переменам, способна преодолевать интеллектуальные барьеры, умеет самостоятельно анализировать и отбирать нужное, составлять программу действий, просчитывать возможные варианты и их последствия, принимать решения и реализовывать их, быть ответственным за свой выбор. Только творчески мыслящий человек способен к инновациям, к самоосознанию своей субъектности.

В рамках гуманистической парадигмы наиболее конструктивной, последовательной и непротиворечивой является концепция, разработанная И.Я. Лернером. В соответствии с ней в содержании образования выделяются четыре основных компонента:

- научные знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;

- опыт осуществления способов деятельности;

- опыт творческой, поисковой деятельности;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к знаниям, к деятельности, к себе самому.

Представители теории целостного педагогического процесса считают, что личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека, его природных особенностей (здоровья, способности мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества)» (1, с.140).

На современном этапе идет процесс обновления содержания образования в рамках гуманистической педагогики с позиций личностно-ориентированного подхода по следующим основным направлениям:

· отбор в содержание образования системы ценностей;

· демократизация, которая предполагает вариативность учебных программ, соблюдение права преподавателя на выбор одного из вариантов построения учебного курса, на разработку авторских курсов, права обучающихся на получение единого образовательного минимума при любом варианте содержания;

· гуманизация как ориентация содержания образования на развитие личности;

· гуманитаризация как возрастание роли гуманитарных предметов в реализации воспитывающей функции образования;

· фундаментализация как выдвижение на первый план обобщенных, фундоментальных знаний и способов деятельности;

· интенсификация, которая предполагает ориентацию не на количественное увеличение учебной информации, а на формирование основ самоорганизации учебной деятельности, наличие которых является одним из оптимальных условий интеллектуального, культурного, нравственного развития личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.