Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.3. Обучение в целостном педагогическом процессе




 

Обучение как самый важный и надежный способ получения систематического образования есть процесс познания, управляемый педагогом. Это двусторонний процесс (преподавание и учение), в котором в тесном взаимодействии находятся педагог и обучающиеся.

Авторы теории целостного педагогического процесса с учетом его направленности на всестороннее, творческое саморазвитие личности обучающихся выделяют три функции обучения:

· Образовательная, основной смысл которой состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

· Воспитательная, которая вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя с обучающими. Важным аспектом осуществления данной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности

· Развивающая, которая определяется направленностью педагогического взаимодействия педагога и обучающихся на всестороннее развитие личности как целостной психической системы. Эта специальная направленность обучения на развитие личности получила закрепление в термине «развивающее обучение».

В процессе обучения осуществляется поэтапное усвоение (овладение) обучающимися знаниями, умениями, навыками. В педагогике существуют разные классификации уровней усвоения. Трехуровневая классификация включает следующие уровни: 1) – воспроизведение знаний; 2) применение знаний в знакомой ситуации; 3) применение знаний в измененной и новой ситуации. Данная классификация проста, может быть использована для оценки качества знаний обучающихся (1 уровень – «3», 2 уровень – «4», 3 уровень – «5»), но ее существенным недостатком является отсутствие разъяснений по содержанию каждого уровня. Это порождает существенные трудности в ее использовании. Содержательная классификация в соответствии с целями обучения (по Б. Блуму) включает следующие уровни:

· Знание подразумевает запоминание и воспроизведение материала любого уровня сложности (факты, понятия, правила). Цел ь считается достигнутой, если обучающийся воспроизводит используемые термины, знает конкретные факты, понятия, правила. Ключевые вопросы: назовите…, в каком году…, где…, перечислите.

· Понимание означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации. Цель считается достигнутой, если обучающийся понимает факты, правила; интерпретирует схемы и графики. Ключевые вопросы: закончите фразу…, что вы узнали…, почему…, преобразуйте выражение…, объясните взаимосвязь…, расскажите своими словами.

· Применение рассматривается как умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях. Цель считается достигнутой, если обучающийся использует ранее изученные знания не только в стандартных, но и в новых ситуациях и демонстрирует их правильное применение. Ключевые вопросы: объясните цель применения…, решите задачу несколькими способами…, проверьте предположения…, гипотезы…, выводы.

· Анализ рассматривается как умение выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи. Цель считается достигнутой, если обучающийся выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. Ключевые вопросы: какова структура…, классифицируйте…, что является следствием…, сравните…, проанализируйте причины.

· Синтез предполагает умение объединять элементы в новое целое. Цель считается достигнутой, если обучающийся пишет творческие работы, использует знания из разных областей. Ключевые вопросы: найдите решение …, предположите алгоритм…, найдите альтернативу…, составьте из элементов…, каковы возможные объяснения…, сделайте вывод.

· Оценка как умение оценивать изучаемые факты. Цель считается достигнутой, если обучающийся может выразить свое эмоционально-ценностное отношение к объектам, явлениям и объяснить их. Ключевые вопросы: оцените явление, событие, личность…, опишите достоинства и недостатки.1

Данная классификация позволяет осуществить научно-методический анализ учебного материала по каждой теме курса и разработать диагностические, уровневые задания.

В педагогике существуют различные типы и виды обучения, которые различаются целями, сущностью, возможностями и технологиями их применения. Традиционным формирующим типом обучения является объяснительно-иллюстративное, которое характеризуется как процесс передачи знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать, они могут появиться только в ходе активной познавательной деятельности самого обучающегося. Необходима активность и взаимодействие обоих участников педагогического процесса. Обучение, имеющее своей основной целью развитие способностей (физических, познавательных и др.) обучающихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучением. Преподаватель в данном случае выступает не столько как передатчик знаний, а организатор учебной деятельности обучающихся. Приоритет целей и ценностей обучающегося, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности преподавателя как организатора педагогического процесса нашли отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение понимается как совместная деятельность преподавателя и обучающихся, которая направлена на индивидуальную самореализацию обучающегося и реализацию его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Роль преподавателя заключается не в передаче знаний, умений, навыков, а в организации соответствующей образовательной среды для обучающегося, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию. В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др. Личностная ориентация может быть в основе любого типа и вида обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.