Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.4. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического процесса




Проблема коллектива является многоаспектной, исследованием которой занимаются разные общественные науки (философия, социология, социальная психология и др.). Педагогика рассматривает вопросы создания коллектива, его возможностей в развитии личности.

В разное историческое время роль коллектива в формировании личности рассматривалась неоднозначно. В 20-е г. 20 века в отечественной педагогике утвердилась идея о ведущей роли коллектива, которая нашла теоретическое обоснование в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Дальнейшее свое развитие данная идея получила в трудах В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой и др. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив был незыблемым принципом педагогики. В последние годы в педагогической литературе и периодической печати появились ряд публикаций, авторы которых отрицают этот принцип, считая его порождением тоталитарной системы. Появились альтернативные взгляды и на воспитательную систему А.С. Макаренко. Поляризация мнений в педагогической науке нашла отражение в учебных пособиях по педагогике.

Авторы теории целостного педагогического процесса отмечают, что развитие личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом, формирование личности в коллективе – это ведущая идея гуманистической педагогики, учебно-воспитательный коллектив является формой функционирования целостного педагогического процесса.

Коллектив играет позитивную и негативную роль в формировании личности, что признается педагогическим сообществом. Позитивную роль коллектива В.И. Смирнов видит в том, что коллектив для человека – это:

· сфера его жизнедеятельности;

· сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации;

· гарант защищенности и поддержки;

· носитель социально-нравственных норм и ценностей;

· духовно-ценностное ориентирование людей.

В советском обществе культивировался коллективизм в ущерб развитию индивидуальности. Но непривлекательным является и ориентация на развитие индивидуальности в ущерб коллективизму. Именно гармония личного и коллективного важна в формировании личности.

 

Коллектив – организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Виды коллективов:

1) по содержанию деятельности (учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные);

2) по внешне заданной функции (производственные, воспитательные);

3) по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений (первичные и вторичные;

4) по юридически (социально) фиксированному статусу (формальные и неформальные);

5) по длительности функционирования (постоянные, временные, ситуативные).

Основные признаки ученического коллектива: общие социально значимые цели и перспективы, равенство прав и обязанностей членов, распределение ролей, роль органов самоуправления, сплоченность, взаимопонимание, отношения ответственной зависимости, взаимоотношения.1

Модели взаимоотношений между коллективом и личностью: конформизм, гармония, нонконформизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.