КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.1. Педагогическая технология
Основы технологии целостного педагогического процесса Семинарское занятие Лекция План 1. Понятие и классификации методов обучения и воспитания в педагогической науке. 2. Методы осуществления целостного педагогического процесса.
Литература 1. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2000. – Глава 17.
Тема: Активные методы обучения План 1. Понятие и классификации активных методов обучения. 2. Методы проблемного обучения. 3. Методы интерактивного обучения. Методические рекомендации: к занятие курсанты готовят выступления по предложенным вопросам. Задание для самоподготовки: придумайте и опишите свой (или известный вам) метод обучения. Алгоритм описания метода 1. Сущность метода. 2. Цели применения. 3. Порядок применения. 4. Границы и условия применения метода. 5. Результат.
Литература 1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999. – Глава 3. 2. Гавришина Г.В. Формирование творческой активности курсантов в процессе профессионального обучения. – Вологда, 2006. – Глава.4. 3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. – М., 1999. – Глава 4. 4. Педагогика / Под ред. П.И Пидкасистого. – М., 1996. – Глава 9, 10. 5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Глава 21. 6. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М., 2000. – Глава 17. 7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – Глава 4. 8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб, 2001. – С.322-336.
Раздел 3. Сравнительно недавно в педагогике появилось новое направление научных исследований и практических разработок – педагогическая технология. Зарождение идеи технологизации в педагогике связывают с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Поэтому первоначально педагогическая технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время термин «педагогическая технология » прочно вошел в педагогический лексикон, но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. · Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). · Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалко). · Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). · Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). · Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). · Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов). · Педагогическая технология – это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов) · Педагогическая технология – это содержательное обобщение, включающее в себя смыслы всех определений различных авторов. Она функционирует в качестве прикладной науки (научный аспект); в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении (процессуально-описательный аспект); в качестве реального процесса обучения (процессуально-действенный аспект) (Г.К. Селевко). В образовательной практике, по мнению Г.К. Селевко, понятие «педагогическая технология» употребляется в трех иерархически соподчиненных уровнях:1) общепедагогический (общедидактический): общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология, которая характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения; 2) частнометодический (предметный): частнопредметная педагогическая технология, которая употребляется в значении «частная методика», т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя; 3) локальный: локальная технология, которая представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).1 Педагогическая технология в отличие от методики выражает не только процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания, но и активную личностную позицию педагога-профессионала во всех ее многообразных проявлениях. В структуру педагогической технологии входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть. Признаками любой технологии (критерии технологичности) являются: - концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, педагогическое обоснования достижения целей); - системность (наличие признаков системы); - управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов ); - эффективность по результатам и оптимальным затратам и в гарантии достижения определенного стандарта обучения; - воспроизводимость (возможность применения в других образовательных учреждениях, другими субъектами). Классификации педагогических технологий по Г.К. Селевко см. в приложении 7. В рамках теории целостного педагогического процесса педагогическая технология рассматривается на процессуально-действенном уровне, функционирует в качестве реального педагогического процесса и включает совокупность технологий: · технология конструирования педагогического процесса; · технология осуществления педагогического процесса; · технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Таким образом, технология целостного педагогического процесса - это технология педагогической деятельности по решению педагогических задач на основе анализа возникающих ситуаций в педагогической системе. В педагогике по временному признаку принято выделять стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи. Разновидностями педагогических задач являются дидактические и воспитательные. Дидактические задачи – это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, которые должны подвести обучающихся к успешному выполнению двух категорий действий (учебные и критериальные). Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям обучающихся. Среди воспитательных задач выделяются задачи на ценностную ориентировку. Они, в отличии от познавательных задач, включают особого рода ценностные проблемные ситуации – ситуации нравственного выбора, в которых выбор правильного решения (способа поведения) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять эмоциональному воздействию различных факторов (ошибочных мнений, житейского отношения, предложенным для выбора и др.) Авторы теории целостного педагогического процесса выделяют четыре этапа решения педагогических задач: · постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; · конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); · процесс решения педагогической задачи; · анализ результатов решения педагогической задачи. При решении педагогических задач необходимо соблюдать следующие правила: · умение встать на позицию обучающего; · умение выслушать его; · умение быть приветливым и транслировать дружественность; · умение обучающему предъявить другой способ поведения; · умение инициировать его самосознание, помочь выявить мотивы собственного поведения; · предоставить обучающему возможность проявить интеллектуальную инициативу, не подавляя его волю и не унижая его достоинства.
Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (4, с.337). Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом. Это умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. (4, с.335). Таблица 5
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |