Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1. Педагогическая технология




Основы технологии целостного педагогического процесса

Семинарское занятие

Лекция

План

1. Понятие и классификации методов обучения и воспитания в педагогической науке.

2. Методы осуществления целостного педагогического процесса.

 

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2000. – Глава 17.

 

Тема: Активные методы обучения

План

1. Понятие и классификации активных методов обучения.

2. Методы проблемного обучения.

3. Методы интерактивного обучения.

Методические рекомендации: к занятие курсанты готовят выступления по предложенным вопросам.

Задание для самоподготовки: придумайте и опишите свой (или известный вам) метод обучения.

Алгоритм описания метода

1. Сущность метода.

2. Цели применения.

3. Порядок применения.

4. Границы и условия применения метода.

5. Результат.

 

Литература

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М., 1999. – Глава 3.

2. Гавришина Г.В. Формирование творческой активности курсантов в процессе профессионального обучения. – Вологда, 2006. – Глава.4.

3. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. – М., 1999. – Глава 4.

4. Педагогика / Под ред. П.И Пидкасистого. – М., 1996. – Глава 9, 10.

5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – Глава 21.

6. Педагогика / В.А. Сластенин и др. – М., 2000. – Глава 17.

7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002. – Глава 4.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб, 2001. – С.322-336.

 

Раздел 3.

Сравнительно недавно в педагогике появилось новое направление научных исследований и практических разработок – педагогическая технология. Зарождение идеи технологизации в педагогике связывают с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Поэтому первоначально педагогическая технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время термин «педагогическая технология » прочно вошел в педагогический лексикон, но в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

· Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

· Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалко).

· Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

· Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

· Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

· Педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов).

· Педагогическая технология – это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов)

· Педагогическая технология – это содержательное обобщение, включающее в себя смыслы всех определений различных авторов. Она функционирует в качестве прикладной науки (научный аспект); в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении (процессуально-описательный аспект); в качестве реального процесса обучения (процессуально-действенный аспект) (Г.К. Селевко).

В образовательной практике, по мнению Г.К. Селевко, понятие «педагогическая технология» употребляется в трех иерархически соподчиненных уровнях:1) общепедагогический (общедидактический): общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология, которая характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения; 2) частнометодический (предметный): частнопредметная педагогическая технология, которая употребляется в значении «частная методика», т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя; 3) локальный: локальная технология, которая представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).1

Педагогическая технология в отличие от методики выражает не только процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания, но и активную личностную позицию педагога-профессионала во всех ее многообразных проявлениях.

В структуру педагогической технологии входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть. Признаками любой технологии (критерии технологичности) являются:

- концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, педагогическое обоснования достижения целей);

- системность (наличие признаков системы);

- управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов );

- эффективность по результатам и оптимальным затратам и в гарантии достижения определенного стандарта обучения;

- воспроизводимость (возможность применения в других образовательных учреждениях, другими субъектами).

Классификации педагогических технологий по Г.К. Селевко см. в приложении 7.

В рамках теории целостного педагогического процесса педагогическая технология рассматривается на процессуально-действенном уровне, функционирует в качестве реального педагогического процесса и включает совокупность технологий:

· технология конструирования педагогического процесса;

· технология осуществления педагогического процесса;

· технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

Таким образом, технология целостного педагогического процесса - это технология педагогической деятельности по решению педагогических задач на основе анализа возникающих ситуаций в педагогической системе.

В педагогике по временному признаку принято выделять стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи. Разновидностями педагогических задач являются дидактические и воспитательные. Дидактические задачи – это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, которые должны подвести обучающихся к успешному выполнению двух категорий действий (учебные и критериальные). Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям обучающихся. Среди воспитательных задач выделяются задачи на ценностную ориентировку. Они, в отличии от познавательных задач, включают особого рода ценностные проблемные ситуации – ситуации нравственного выбора, в которых выбор правильного решения (способа поведения) требует опоры не только на усвоенные научные знания и понятия, но и на сформированную готовность противостоять эмоциональному воздействию различных факторов (ошибочных мнений, житейского отношения, предложенным для выбора и др.)

Авторы теории целостного педагогического процесса выделяют четыре этапа решения педагогических задач:

· постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

· конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

· процесс решения педагогической задачи;

· анализ результатов решения педагогической задачи.

При решении педагогических задач необходимо соблюдать следующие правила:

· умение встать на позицию обучающего;

· умение выслушать его;

· умение быть приветливым и транслировать дружественность;

· умение обучающему предъявить другой способ поведения;

· умение инициировать его самосознание, помочь выявить мотивы собственного поведения;

· предоставить обучающему возможность проявить интеллектуальную инициативу, не подавляя его волю и не унижая его достоинства.

 

Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация, с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (4, с.337).

Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом. Это умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др. (4, с.335).

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.