Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.3. Технология осуществления педагогического процесса




Семинар-практикум

Лекция

Образец заполнения титульного листа плана учебного занятия

«Утверждаю» начальник кафедры __________ ____________________________ «______» _____________ г.   Лекция (или семинарское занятие) ФИО преподавателя Тема 1.1.____________________________________________________________________ Дисциплина: ________________________________________________________________ Время: _____________________________________________________________________ Место проведения: ___________________________________________________________ Группа, курс: ________________________________________________________________   Цели: 1. ______________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________________ 3. ______________________________________________________________________ Основные понятия ___________________________________________________________   План 1. ______________________________________________________________________ 2. ______________________________________________________________________ 3. ______________________________________________________________________   Основная литература Дополнительная литература  

 

План

1. Понятие и основные этапы технологии конструирования педагогического процесса.

2. Анализ педагогической ситуации и темы учебного занятия.

3. Конструирование целей учебного занятия.

4. Конструирование содержания учебного занятия.

5. Выбор методов обучения.

Литература

1. Гавришина Г.В. Технологии профессионально ориентированного обучения. – Вологда, 2007.

2. Педагогика /В.А. Сластенин и др. – М., 2000. – Глава 19.

 

Тема: Конструирование плана учебного занятия

План

1. Структура плана-конспекта учебного занятия.

2. Конструирование проекта-плана лекционного занятия.

Методические рекомендации: к семинарскому занятию каждый курсант группы определяется с учебной дисциплиной и темой лекционного занятии, знакомится с программой по дисциплине, подбирает необходимую основную литературу для работы на семинарском занятии, определяет вопросы плана занятия, выделяет основные понятия.

На семинарском занятии каждый курсант конструирует свой план-конспект лекционного занятия.

 

Технология осуществления педагогического процессавключает в себя систему взаимосвязанных организаторских действий преподавателя по созданию необходимых психолого-педагогических условий для усвоения обучающимися учебного материала в ходе их собственной деятельности:

1. Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности обучающихся.

2. Информационное обеспечение и организация учебно-познавательной деятельности обучающихся по усвоению содержания профессионального образования.

3. Обеспечение текущего педагогического контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Педагогические организаторские действия преподавателя как компоненты данной технологии являются сквозными и динамичными, развивающимися поэтапно в ходе осуществления образовательного процесса на учебном занятии.

В психологических исследованиях в качестве научного термина, характеризующего мотивационную сферу личности, используется словосочетание «мотивационное обеспечение деятельности», которое определяется как формирование потребностей, склонностей, интереса, положительного отношения к данной деятельности.[3]

Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе рассматривается с позиций необходимости формирования позитивной учебной мотивации (Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др.).

Традиционно в науке выделяются два основных аспекта мотивации – ее содержательная и динамическая стороны, которые неразрывно связаны между собой, взаимозависимы и взаимодополняемы. Содержательная составляющая рассматривается как совокупность мотивов, побуждающих и определяющих направленность и характер деятельности, служащих ее основанием. Динамическая сторона отражает процессуальный аспект учебной мотивации, который определяется как психический процесс, преобразовывающий внешние воздействия во внутренние побуждения при опоре на внутренние факторы (потребности, влечения, желания) и под влиянием внешних факторов.

Мотивация учебной деятельности – это не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки, как пишет Ю.К. Бабанский, было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию необходимо специально формировать, развивать, стимулировать и обеспечивать необходимость перевода внешнего стимулирования в самовоспитание внутренней мотивации. [4]

Под формированием мотивов учения А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов понимают процесс создания условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. [5]

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк рассматривают как целенаправленный динамический процесс развития положительных потребностно-мотивационных состояний обучающихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.[6]

Мы исходим из той позиции, что мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности курсантов как учащейся молодежи в процессе профессионального обучения – это поэтапное формирование их познавательной и профессиональной мотивации как совокупности смыслообразующих мотивов учения. Познавательную мотивацию определяем как совокупность познавательных мотивов, связанных с содержанием профессионального образования, процессом его освоения и определяющих отношение к познавательной деятельности. Профессиональную мотивацию обучающихся рассматриваем как составляющую их профессиональной направленности в виде потребностей, склонностей, интереса, положительного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Формирование мотивации учения на учебном занятии представляем в виде технологической цепочки, которая включает в себя следующие этапы: созданиемотивационной установки как готовности к определенной деятельности и ее поддержание в ходе выполнения учебно-познавательных действий, возникновение и закрепление положительного отношения к познавательной и профессиональной деятельности как внутренней позиции обучающегося (см. таблицу 7).

Таблица 7

Технология мотивационного обеспечения
учебно-познавательной деятельности на учебном занятии

 

Этапы технологии Содержание этапов технологии Приемы Результаты этапа технологии
Вводно-мотивационный этап учебного занятия
Организация внимания как необходимое условие активизации всех познавательных процессов Привлечение и сосредоточение внимания обучающихся на усвоении объектов, заданных в теме, целях, плане учебного занятия   – Сообщение, объяснение, указание, конкретизация целей и задач – Новизна, занимательность, яркость, необычность, внезапность (эффективно использование приемов в случае непроизвольного внимания) – Актуализация индивидуального опыта обучающихся – Торможение отрицательных побуждений, отвлекающих от учебного занятия – Быстрое включение в деловой ритм
Актуализация и осознание потребности (мотива) познавательного, профессионального характера как этап психологической подготовки к процессу усвоения учебного материала – Сообщение преподавателем информации о предмете потребности (мотива) – Осознание обучающимися личностного смысла потребности (мотива) и благополучного осуществления предстоящей деятельности Конкретная ситуация познавательного или профессионального характера: – ситуация-иллюстрация, – ситуация выбора, – ситуация оценка, – ситуация интеллектуального затруднения, – ситуации успеха (достижения) и др. Создание мотивационной установки, которая проявляется в возникновении определенного эмоционально-волевого состояния побуждения к удовлетворению опредмеченной потребности (мотива). Ослабевает или полностью исчезает с удовлетворением потребности либо превращается в противоположное состояние (неудовольствия, неудовлетворенности) на втором этапе познания
Познавательный этап учебного занятия
Обеспечение обучающихся соответственно их актуальной потребности (мотива) деятельностью и «эмоциональным благополучием» в коллективе» (Н.П. Аникеева) – Поэтапная постановка учебных задач и заданий в процессе изложения преподавателем учебного материала или организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности – Создание ситуаций «эмоционального благополучия» – Поддержание и стимулирование внимания обучающихся Интеллектуальные, профессионально-прагматические, эмоциональные приемы, внешней организации и принуждения, социально-коммуникативные, рефлексивные и др. Преподаватель осуществляет выбор приемов мотивации соответственно ведущему методу преподавания и обеспечивает их сочетание – Удовлетворение актуальной потребности (мотива) в ходе выполнения учебно-познавательных действий (возможно неудовлетворение, проявляющееся в отрицательных эмоциях) – Удовлетворение (или неудовлетворение) деятельностью, взаимоотношениям, руководством; внутреннее спокойствие и защищенность личности обучаемого – Осознание уверенности в правильности своих действий (возможны эмоции недовольства, раздражения, состояние угнетения и подавленности) – Эмоциональное отношение обучаемого к деятельности
Контрольно-оценочный этап учебного занятия
Обеспечение обучающихся деятельностью, связанной с самоконтролем и самооценкой процесса и ее результата – Возможная постановка учебных задач и заданий в процессе подведения итогов на учебном занятии Приемы внешней организации и принуждения, рефлексивные приемы – Осознание смысла и значения выполненной деятельности – Эмоциональное отношение обучаемого к деятельности

 

В формировании мотивации учения важное место отводится интеллектуальным, профессионально-прагматическим, рефлексивным, социально-коммуникативным и эмоциональным приемам, приемам внешней организации и принуждения.

Интеллектуальные приемы – это способы активизации всей интеллектуальной системы обучающихся, их интеллектуальной деятельности, в ходе которой и обеспечивается актуализация, осознание ими потребностей (мотивов) познавательного и профессионального характера на вводно-мотивационном этапе и удовлетворение их на этапе познания. К ним можно отнести следующие: введение заданий разного уровня сложности (репродуктивные и продуктивные); создание разнообразных ситуаций (выбора, оценки, проблемы, иллюстрации, дискуссии и др.) с помощью вербальных и визуальных средств; выдвижение и обсуждение гипотез; постановка вопросов; познавательные игры; использование межпредметных связей и др.

Профессионально-прагматические приемы (прием ближайшей и отдаленной перспективы, создание ситуаций из профессиональной практики, интервью с практическим работником, прием активизации профессиональной позиции и др.) связаны с показом практической значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности специалиста.

В случае недостаточной развитости внутренней и профессионально-прагматической мотивации необходимо использовать приемы внешней организации принуждения(требование, указание, приемы убеждения, контроля и оценки и др.). Но при этом преподаватель должен постоянно побуждать обучающихся к самовоспитанию, саморазвитию положительных мотивов учения, используя рефлексивные приемы самоконтроля, самоанализа, самооценки результатов деятельности.

Эмоциональные приемы связаны с активизацией позитивных эмоций (базовые из них в рамках гуманистической парадигмы – радость, интерес, удивление) обучающегося для непосредственного побуждения, поддержания и стимулирования внимания и для побуждения его оценочной деятельности на всех этапах учебного занятия. Радость формирует уверенность и чувство личностной значимости, отзывчивость, снижает тревожность; интерес и удивление как интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на процесс приобретения знаний и стимулируют познавательную активность через ощущение оживленности.

К данному виду приемов относят различные виды визуализации (иллюстрации, видеофрагменты и др.); приемы создания эффекта яркости, необычности, неожиданности информации; ситуации эмоционального погружения в мир искусства и истории; приемы драматизации, персонификации, присутствия исторического лица; прием выразительности – экспрессия и прием сопереживания и др.

Использование социально-коммуникативных приемов обеспечивает создание комфортности среды обучения курсанта и стимулирование положительных переживаний, связанных с учебой. Комфортность среды во многом определяется общей атмосферой, царящей в учебной группе. Ее, прежде всего, характеризуют отношения между обучающимися, обучающимися и преподавателем, диапазон которых в образовательной практике достаточно широк – от доброжелательных до безразличных и даже злых и агрессивных. Довольно часто преподаватели игнорируют важное требование психологии, опираясь в процессе обучения на отрицательные, а не на положительные переживания обучающихся.

К наиболее значимым социально-коммуникативным приемам мотивации могут быть отнесены:

- установление отношений доверия и доброжелательности, педагогической поддержки;

- включение обучающегося в коллективные формы работы с использованием приемов группового взаимодействия (интерактивных приемов);

- привлечение обучающегося к оценочной деятельности;

- умелое применение поощрений;

- создание для обучающегося ситуации успеха;

- создание для обучающегося ситуации выбора (уровня трудности задания, вида деятельности и др.);

- актуализация индивидуального опыта обучающихся (знаний, способов деятельности, личностных смыслов, ценностных отношений) и др.

Например, создание ситуации успеха как ситуации педагогической помощи на учебном занятии при выполнении учебных заданий связано с использованием вербальных и невербальных средств: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика, «авансирование» успешного результата, «внесение мотива», скрытая помощь путем намека, указания и пожелания, «педагогическое внушение». Назидательные или угрожающие реплики должны быть исключены преподавателем из арсенала средств обращения. Технологический алгоритм создания ситуации успеха на учебном занятии включает два этапа: а) перед выполнением задания; б) после выполнения задания и проверки работ.

Первый этап:

- создание благоприятного психологического фона, помогающего обучающимся справиться с поставленной перед ними задачей;

- «внесение мотива» - объяснение, ради чего совершается эта деятельность вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен быть получен в итоге;

- «снятие страха» перед предстоящей деятельностью, чтобы помочь обучающимся преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих;

- «авансирование» успешного результата в целях усиления педагогического воздействия (внушение уверенности обучающемуся в самого себя, свои силы и возможности); или скрытая помощь обучающемуся путем намека, указания, пожелания при чрезмерно завышенной самооценки (чрезмерной самоуверенности в правильности своего решения и действий без осознания возможных отрицательных результатов выполнения задания);

- «педагогическое внушение», побуждающее к выполнению конкретных действий типа «не будем терять время – приступаем к работе» и др.

Второй этап:

- заключительная оценка: к результату в целом, к каким-то отдельным деталям полученного результата с использованием оценочных суждений типа: «особенно … удалось», «больше всего в работе … мне понравилось…», «наивысшей похвалы из того, что сделал …заслуживает…» и др.[7]

К числу приемов, имеющих общеметодический характер, относится прием постановки познавательных и коммуникативных вопросов в аудитории. Он позволяет преподавателю привлечь внимание обучающихся, установить контакт, побудить к познавательному действию, эмоциональному сопереживанию, служит регулятором мыслительного процесса, помогает следить за качеством усвоения, то есть позволяет в определенной степени осуществлять «обратную информационную связь».

Информационное обеспечение и организация учебно-познавательной деятельности как взаимосвязанные составляющие технологии осуществления педагогического процесса определяются формой учебного занятия и выбранной системой обучения, в рамках которой сконструирован педагогический процесс.

Их научно-методическое содержание составляют организационные действия преподавателя, связанные с устным изложением учебной информации на лекции и организацией процесса ее усвоения, с включением обучающихся в самостоятельную работу по поиску информации по определенной теме, ее обработке и представлении на семинарском занятии, закреплении и отработке в процесс выполнения заданий на практических занятиях. Информационное обеспечение и организация учебно-познавательной деятельности предусматривают техническое и дидактическое оснащение ее необходимыми пособиями, раздаточным материалом, оборудованием и создание условий по их эффективному применению.

Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся в ходе учебных занятиях называется текущим (повседневным) и выполняет не только функцию обратной связи по выявлению недочетов и проверке результатов деятельности (знаний, умений, навыков), осуществлению ее коррекции и оцениванию, но и функцию подкрепления, стимулирования и является в определенной степени мотивирующим фактором обучения. Контроль как внешняя обратная связь выполняется преподавателем. Самоконтроль как внутренняя обратная связь означает внешне организуемое преподавателем действие обучающегося по периодической самопроверке результатов освоения учебного материала.[8]

Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом учебного занятия, а также сочетаться с изложением учебного материала на лекции, обсуждением вопросов на семинаре, выполнением учебных заданий на практическом занятии, быть индивидуальным или групповым. В осуществлении промежуточных результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся не существует формальных ограничений по времени и формам их реализации. Во многом это определяется сложившейся педагогической ситуацией в процессе обучения и соответствующего ей замысла преподавателя.

Основываясь на таком педагогическом понимании текущего контроля учебно-познавательной деятельности, технологию его обеспечения рассматриваем в виде последовательных и взаимосвязанных организаторских действий преподавателя: организация информационной и эмоциональной обратной связи, коррекции (регулирования) учебно-познавательной деятельности обучающихся, оценивания ее результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.