Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.4. Технология педагогического общения




Семинар-практикум

Лекция

План

1. Понятие и основные этапы технологии осуществления педагогического процесса на учебном занятии.

2. Мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности обучающихсяна учебном занятии.

3. Информационное обеспечение и организация учебной деятельности обучающихся.

4. Осуществление текущего педагогического контроля учебной деятельности обучающихся.

Литература

1. Гавришина Г.В. Технологии профессионально ориентированного обучения. – Вологда, 2007.

2. Педагогика /В.А. Сластенин и др. – М., 2000. – Глава 19.

Тема: Защита проекта плана учебного занятия

План

1. Проведение курсантами пробных лекций.

2. Анализ учебного занятия

Методические указания: в ходе семинара два или три курсанта выступают с мини-лекцией перед аудиторией.(20 – 25 минут). Затем по предложенным параметрам организуется обсуждение плана и результатов его реализации.

 

Литература

3. Гавришина Г.В. Технологии профессионально ориентированного обучения. – Вологда, 2007.

4. Педагогика /В.А. Сластенин и др. – М., 2000. – Глава 19.

 

Общение является объектом изучения многих наук (философия, социология, социальная психология, педагогика и др.), поэтому оно относится к числу межпредметных категорий. Специфика педагогического общения определяется назначением педагогической деятельности, направленной на развитие личности.

Профессионально-педагогическое общение – это система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагогов и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и обучающихся, обусловливающих успешность обучения и воспитания (2, с.393-395).

В науке установлено, что технологичность коммуникативных действий педагога в осуществлении общения соответствует логике педагогического процесса и предусматривает следующую их последовательность:

1. Моделирование предстоящего общения как планирование вероятностной схемы взаимодействия в процессе подготовки к учебному занятию.

2. Организация начального этапа непосредственного общения («коммуникативная атака»).

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ хода и результатов осуществленной технологии общения.

Технологические этапы коммуникативной деятельности преподавателя на учебном занятии представлены в таблице 8.

 

Таблица 8

Технологические этапы коммуникативной деятельности
преподавателя на учебном занятии

 

Этапы Основные функции и их содержание Приемы и их применение в ходе занятия
1. Привлечение внимания и установление первоначального психологического контакта с учебной группой § Мобилизационная функция – привлечение внимания обучающихся § Коммуникативная функция – установление первоначального психологического контакта с учебной группой и «открытие» обучающихся на деловое и личное общение; реализация функции позволяет установить доброжелательный настрой в аудитории Пауза с активным внутренним общением (требованием внимания) Визуальный контакт – контакт глаз (взглядом преподаватель передает настроение, свои требования в момент приветствия и по ходу занятия) Вербальный контакт с помощью слов в ходе приветствия, обращений к аудитории или к конкретному слушателю с использованием парадигм типа «Я рада видеть вас и продолжить с вами…» и др. Прием выбора пластической позы Выстраивание общения с позиций «Мы» (на организационном этапе занятия при формулировании целей, на основном – при формулировании учебных заданий и резюме) Применение наглядных пособий, запись на доске и др.
2. Организация общения и управление им в ходе основного этапа учебного занятия § Коммуникативная функция – информационное взаимодействие (прием и передача информации), сохранение и развитие контакта § Перцептивная функция – восприятие и интерпретация информации о партнере по общению в ходе совместной деятельности, познание его индивидуального своеобразия, понимание мотивов действий, поступков, переживаний обучающегося § Интерактивная функция – организация и регуляция совместной деятельности § Функции «соучастия» обучающимся и «возвышения» обучающихся с целью создания благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата, снятия психического напряжения Способы взаимодействия (речевые и невербальные) Демонстрация расположенности через пластико-мимическое выражение симпатии собеседнику Проявление интереса в двух профессиональных умениях преподавателя – умении слушать и умении задавать вопросы с целью уточнения Оказание педагогической помощи в той или иной ситуации (напряженного ожидания, выбора цели, растерянности, успеха, агрессии, требования и др.) Принятие обучающегося как данности и опора на положительные тенденции в развитии личности и имеющиеся позитивные качества Просьба о помощи при соблюдении следующих условий: посильность, реальность ее осуществления, этически выдержанная форма обращения Поддержание оптимистического рубежа как умение видеть, осознавать цели и перспективы Устранение возможных барьеров (например, терминологического барьера – отказ преподавателя от чрезмерного употребления всевозможных терминов и слов иностранного происхождения, значение которых подчас непонятно самому преподавателю) и др.
3. Анализ результатов взаимодействия Рефлексивная функция – анализ результатов взаимодействия в решении педагогических целей Приемы анализа, самоанализа, самооценки и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.