Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.3. Аксиологические основы педагогики




Cо второй половины 20 века в педагогической науке уверенно обретает свои позиции новый методологический подход – аксиологический (ценностный) в гуманитарном его варианте. Ретроспективный взгляд на ценности позволяет выделить два других варианта их рассмотрения: религиозный и технократический. В технократическом варианте в качестве величайшей ценности общества рассматривается техника, которая диктует человеку способ мысли, действия. Это обезличивает личность, формирует исполнителя и интеллектуального потребителя. Данная общественная позиция человека в ходе общественного развития породила массу глобальных проблем, решение которых зависит от самого человека, его духовно-нравственного здоровья. Поэтому в изучении педагогических явлений важен аксиологический подход, который органически присущ гуманистической педагогике. В ней человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Это обусловило необходимость разработки новой системы образования в свете гуманистической парадигмы. Ее становление сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: предлагается иное содержание, иные подходы, отношения, иной педагогический менталитет. Важная роль отводится формированию ценностной сферы обучающегося, являющейся регулятором социального поведения личности.

При изучении данной темы важно усвоить содержание ряда ценностных понятий: ценность, оценка, ценностное отношение, ценностная ориентация. Категория «ценность» относится к числу общенаучных понятий, в науке нет однозначности в ее определении. Она применительна к конкретному человеку, обществу, природным и общественным явлениям. К ценностям относятся только положительно значимые события, предметы и их свойства, полезность, значимость и нужность которых осознает человек, проявляя к ним позитивное отношение. Восприятие и усвоение объективно-содержательной стороны объекта, оценка его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности осуществляется в ходе оценочной деятельности индивида. Если ценность объективна, положительна, то оценка выражает субъективное отношение к ценности, поэтому может быть истинной (соответствует ценности) или ложной (не соответствует ценности), положительной или отрицательной. Оценка как процесс, направленный на осознание (принятие или непринятие) ценности личностью, приводит к формированию ценностного отношения. Отношение человека к различным ценностям определяет его ценностная ориентация, которая является важной составляющей высшего подструктурного в структуре личности по К.К. Платонову.

В социальной психологии установлено, что ценности в сознании личности определенным образом структурированы, наблюдается их некоторая иерархическая зависимость. На вершине иерархии может быть и одна, и несколько основных жизнеопределяющих ценностей. В ценностной системе личности выделяется некоторое ядро, ограниченное число довольно устойчивых ценностей личности, имеющих для нее важное значение. Есть и периферия, которая имеет ценности меньшей степени общности и является ценностным резервом. Ценностная система у каждой личности своя, неповторимая, индивидуальная, но в течение жизни она не остается неизменной. Выбирая определенную область деятельности, человек выбирает и ценности, с ней связанные. Смена деятельности вызывает необходимость отказаться от прежних ценностей и найти новые. Поэтому в содержание образования необходимо включать только ограниченное количество основных непреходящих ценностей.1

Педагогическая деятельность имеет свои аксиологические характеристики, которые отражают ее гуманистический смысл, влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Авторы теории целостного педагогического процесса выделяют три группы педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные.

 

Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования (1, с.7).

Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся мировоззрением в области образования и деятельностью педагога (2, с.116).

Ценностные ориентации – 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости (1, с.163-164).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.