КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения: (указать очная / заочная)
Форма обучения: (указать заочна я)
5. Содержание дисциплины 5.1. Программа дисциплины «Социальная педагогика»
Раздел I. Методологические основы социальной педагогики Тема 1. «Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет» Основные понятия: социальная педагогика; объект и предмет социальной педагогики;социально-педагогическая деятельность; социальная работа; милосердие; благотворительность; социальное воспитание; социальное обучение; социально-педагогическое исследование. Возникновение социальной педагогики как области практической деятельности; ее становление как отрасли знания. Источники социальной педагогики: философский, этнографический, историко-культурный, социологический, медико-психологический. Современное состояние социальной педагогики. Определение социальной педагогики. Различные подходы к определению ее объекта и предмета. Функции социальной педагогики: гуманистическая, теоретико-познавательная, практическая, прогностическая. Задачи социальной педагогики на современном этапе. Категории социальной педагогики (собственные и заимствованные). Разделы социальной педагогики как интегративной отрасли знания. Место социальной педагогики в системе педагогических наук. Связь социальной педагогики с психолого-педагогическими, естественными и общественными дисциплинами. Социальная педагогика и социальная работа: общее и особенное в теории и практике. Задачи и содержание учебного курса социальной педагогики. Методы социальной педагогики. Специфика социально-педагогического исследования. Проблематика современного социально-педагогического исследования.
Тема 2. «Развитие человека в социуме» Основные понятия: развитие человека в социуме; саморазвитие человека. Понятие “развития” и “саморазвития” личности. Биологические основы развития человека. Наследственность, ее роль в становлении личности. Социальная сторона развития личности. Понятие социума. Понятие среды, ее основные характеристики. Социальная среда, ее влияние на процесс развития личности. Роль деятельности и общения в развитии человека.
Тема 3. «Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы» Основные понятия: социально-педагогический процесс; этапы социально-педагогического процесса. Понятие социально-педагогического процесса. Социально-педагогический и целостный педагогический процесс. Социальное воспитание и социальное обучение в социально-педагогическом процессе. Структура, этапы социально-педагогического процесса. Его субъект и объект. Проблема цели социально-педагогического процесса. Принципы социально-педагогического процесса: гуманизма, природосообразности, культуросообразности, целесообразности, целостности. Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема» Основные понятия: социализация; субъект-субъектный и субъект-объектный подходы к исследованию процесса социализации. Понятие социализации. Междисциплинарный характер изучения процесса социализации. Философский аспект понимания социализации как процесса интеграции человека в общество. Психологический аспект социализации: пространства существования личности – в самом индивиде, в межличностных отношениях, в других людях. Потребность и способность быть личностью. Образ “Я”. Ступени вхождения в социальную группу. Педагогический аспект социализации: оптимизация процесса социализации; оказание педагогической поддержки личности на основе концепции самопомощи. Современные концепции социализации. Субъект-объектный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Субъект – субъектный подход (Ч.Х. Кули, У.И. Томас, Дж. Мид, Э.Эриксон). Отражение названных подходов в современных теориях социализации личности (теория социального научения, бихевиоризма, символического интеракционизма, гуманистической психологии). Отражение идеи социализации в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна; И.С. Кона, В.Г. Лисовского; А.В. Мудрика. Тема 5. «Сущность процесса социализации» Основные понятия: агенты социализации; механизмы социализации; стадии социализации; социализированность личности. Соотношение понятий “развитие”, “воспитание”, “социализация”. Сущность и содержание социализации. Возрастные этапы (стадии) социализации. Человек в процессе социализации: как объект социализации: ожидания и требования социума; как субъект социализации: возрастные задачи; как жертва социализации. Понятие факторов социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: психологические, социально-психологические, социально-педагогические. Составляющие процесса социализации. Социализированность как результат социализации на определенном возрастном этапе. Различные трактовки социализированности. “Мобильный характер” социализированности в связи с изменениями в социальной жизни и судьбы человека. Характеристики личности, способствующие успешной социализации. Тема 6. «Факторы социализации» Основные понятия: факторы социализации; мегафакторы; макрофакторы; мезофакторы; микрофакторы. Мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Макрофакторы социализации. Страна как географически культурный фактор социализации. Этнические особенности и их роль в социализации. Общество как политолого-социологический фактор социализации личности. Общественные процессы на современном этапе. Государство как политолого-юридический фактор социализации личности. Мезофакторы социализации. Специфика социализации личности в условиях регионального, сельского, городского социума. Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностей и установок личности. Понятие субкультуры; ее влияние на социализацию. Микрофакторы социализации. Понятие микросоциума. Семья как ведущий институт социализации. Соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации как микрофакторы социализации личности. Тема 7. «Социально- педагогическое сопровождение социального развития несовершеннолетних» Основные понятия: социальное развитие несовершеннолетних; социально-педагогическое сопровождение. Понятие жизнедеятельности человека. Сферы жизнедеятельности (общение, познание, деятельность, игра, спорт). Понятие социального развития человека. Закономерности социального развития. Стадии и фазы социального развития несовершеннолетних. Потребности как ведущая жизненная сила социального развития. Понятие и задачи социально-педагогического сопровождения социального развития. Этапы социально-педагогического сопровождения (диагностика, анализ, разработка рекомендаций, консультирование участников, выполнение рекомендаций, анализ выполнения рекомендаций и дальнейшего социального развития). Учреждения, обеспечивающие сопровождение социального развития несовершеннолетних; их дифференциация по целям, глубине и специфике проблем, по ведомствам: образование, здравоохранение, социальной защиты и обеспечения, культуры и спорта. Раздел III. Теория социального воспитания и обучения Тема 8. «Сущность социального воспитания и обучения» Основные понятия: социальное воспитание; принципы социального воспитания; социальное обучение; принципы социального обучения. Воспитание и социальное воспитание.Различные подходы к пониманию социального воспитания. Социальное воспитание как раздел социальной педагогики, как составная часть социализации, как область практической деятельности. Субъекты и объекты социального воспитания. Институты социального воспитания. Принципы социального воспитания: природосообразности, культуросообразности, гуманистической направленности воспитания, коллективности, диалогичности, дополнительности, центрации социального воспитания на развитии личности (А.В. Мудрик). Понятие о ценностях социального воспитания, их связи с социально-политической ситуацией в обществе. Социальное научение и социальное обучение. Различные подходы к трактовке социального обучения. Цели социального обучения, педагогические условия эффективности. Тема 9. «Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы» Основные понятия: социальные нормы; девиации как отклонения от нормы; физические, психические, педагогические, социальные отклонения; сиротство; девиантное поведение; дезадаптация, Понятие социальной нормы. Понятие отклонения. Теории отклонений (медицинская модель социальных отклонений, теория социальных выпадений, психолого-педагогическая теория социальных отклонений). Типы отклонений (физические, психические, педагогические, социальные). Социальные отклонения, их виды (сиротство, девиантное поведение). Одаренность как позитивное отклонение от нормы. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема: понятие, причины: биологический, психологический, социологический культурологический подходы. Типы девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, проституция, агрессия, преступность, суицид). Основные направления профилактики девиантного поведения подростков. Социальная дезадаптация несовершеннолетних как результат отклонения от нормы. Стадии дезадаптации: школьная социальная дезадаптация (педагогическая запущенность), социальная запущенность. Категории социально дезадаптированных детей. Задачи социально-педагогической реабилитации. Тема 10. «Социально-педагогическая виктимология» Основные понятия: виктимология; виктимизация; виктимность; виктимогенность;неблагоприятные условия социализации; реальные, локальные, потенциальные жертвы. Понятие социально-педагогической виктимологии. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Реальные, потенциальные и латентные типы жертв. Дети «группы риска»: понятие, типология, типологические особенности. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации на макро-, мезо- и микроуровнях (климатические, социальные, поведенческие). Опасности виктимизации человека на различных возрастных этапах. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Виктимогенность факторов социализации, виктимизация группы и виктимность как результат их влияния. Коррекционное воспитание: задачи, возможности, способы; вариативность в зависимости от типов жертв неблагоприятных условий социализации. Разработка проблем жертв неблагоприятных условий социализации в рамках социально-педагогической виктимологии. Раздел IV. Методика социального воспитания и обучения Тема 11. «Общие основания построения методики социального воспитания и обучения» Основные понятия: социальная компетентность несовершеннолетних; социальные потребности несовершеннолетних; образование как компонент социального воспитания; организация социального опыта; индивидуальная помощь в воспитательной организации; личностный, дифференцированный, индивидуальный, возрастной, гендерный подходы в социальном воспитании; обучение взаимодействию. Социальное воспитание и социальное обучение как обеспечение эффективной социализации. Социальное воспитание как создание условий для удовлетворения ведущих социальных потребностей и формирования социальной компетентности личности. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Организация взаимодействия, быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Социальное научение и социальное обучение как овладение способами самореализации в социуме, как формирование социальных навыков конструктивного взаимодействия. Уровни организации социального воспитания и социального обучения: массовый (социализация в норме), групповой (социализация «проблемных» групп), индивидуальный. Современные подходы в социальном воспитании (личностный, дифференцированный, индивидуальный, возрастной, гендерный). Анализ воспитательных систем образовательных учреждений. Анализ программ обучения структурированным социальным навыкам. Методика их конструирования и реализации. Тема 12. «Методика организации социального воспитания в различных воспитательных организациях системы образования» Школа как фактор социализации и субъект социального воспитания. Приобретение социального опыта в школе как воспитательной организации. Решение задач социального воспитания в образовательном процессе школы. Организация индивидуальной помощи учащимся в школе. Методика организации школьного социума. Детские общественные организации и объединения как фактор социализации и субъект социального воспитания. Приобретение социального опыта в детских общественных организациях и объединениях. Особенности процесса образования в детских общественных организациях и объединениях. Роль и место взрослого в детском общественном объединении. Организация индивидуальной помощи в детских общественных организациях и объединениях. Организация социального воспитания в учреждениях дополнительного образования. Разнообразие и особенности учреждений ДО как воспитательных организаций. Направления деятельности учреждений дополнительного образования. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования. Приобретение социального опыта в учреждениях дополнительного образования. Особенности процесса образования в учреждениях дополнительного образования. Организация индивидуальной помощи в учреждениях дополнительного образования. Особенности интернатных учреждений как воспитательных организаций. Содержание социального воспитания в интернатных учреждениях. Приобретение социального опыта в интернатных учреждениях. Особенности процесса образования в интернатных учреждениях. Организация индивидуальной помощи в интернатных учреждениях. Разнообразие и особенности детских загородных лагерей как воспитательных организаций. Содержание социального воспитания в детском загородном лагере. Приобретение социального опыта в детском загородном лагере. Особенности процесса образования в детском загородном лагере. Организация индивидуальной помощи в детском загородном лагере. Тема 14. «Социальные службы для несовершеннолетних» Основные понятия: социальная служба для несовершеннолетних; функции социальных служб. Понятие социальной службы для несовершеннолетних, ее задачи, функции, виды (службы Комитета по делам молодежи, Министерства труда и социального развития, специальные учебно-воспитательные учреждения Министерства образования). Содержание социального обслуживания несовершеннолетних: цели, формы, система учреждений. Учреждения социальной адаптации для несовершеннолетних. Учреждения социальной реабилитации для несовершеннолетних. Тема 14. «Модели социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях» Основные понятия: модель социально-педагогической деятельности; компоненты модели. Понятие модели профессиональной деятельности. Компоненты модели: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный. Модели социально-педагогической деятельности в учебно-воспитательных учреждениях: модель работы социального педагога в образовательном учреждении; модель работы социального педагога в роли освобожденного классного руководителя; модель работы социального педагога в структуре районных учреждений управления образования; модель деятельности социального педагога в условиях детского дома. Модель деятельности социального педагога в системе реабилитационной службы для несовершеннолетних.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |