Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология конструирования педагогических целей учебного занятия в высшей школе




 

Этапы 1. Выбордидактического основания целеполагания – уровня усвоения учебного материала 2. Ознакомление с содержанием уровня и предмета усвоения, примерным перечнем соответствующих им дидактических парадигм возможных образовательных целей учебного занятия 3. Конкретизация выбранной дидактической парадигмы возможной образовательной цели по определенной теме учебного занятия 4. Анализ воспитательных и развивающих возможностей содержания учебного материала по теме конкретного занятия 5. Ознакомление с примерным перечнем дидактических парадигм возможных развивающих и воспитательных целей учебного занятия 6. Конкретизация выбранных дидактических парадигм возможных развивающих и воспитательных целей в соответствии с образовательной целью по определенной теме учебного занятия
Содержание
Основные категории учебных целей по Б. Блуму (прогнозируемый уровень усвоения учебного материала)1 Обобщенные учебные цели, сформулированные через критериальные действия обучающихся (прогноз предмета усвоения) Возможные дидактические парадигмы образовательных целей учебного занятия
Основание для целеполагания Прогнозируемый результат усвоения учебного материала
1. Знание как запоминание и воспроизведение изученного материала, различных видов содержания образования – от конкретных фактов до целостных теорий по учебному предмету Запоминание предполагает сохранение знаний в памяти обучающихся. Воспроизведение – один из процессов памяти, при котором актуализируется субъективный опыт обучающихся (личностные смыслы, ценностные отношения, известные знания и умения), на базе которого будет выстраиваться новое Представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении   Обучающийся знает,то естьопознает, называет, определяет, формулирует, перечисляет, пересказывает, воспроизводит и др.: – употребляемые термины, основные понятия, конкретные факты, правила и принципы, законы, основные идеи и положения теории (предметное научное знание, историко-научное знание); – методы научного познания, приемы и способы мышления, мыслительные операции и процедуры (общенаучное и специальное методологическое знание); – знание о нормах отношений к себе, содержанию и процессу собственной деятельности, людям, природе, труду (учебному, профессиональному) и др. (оценочное знание) Подвести обучающихся к запоминанию… (указывается конкретный вид содержания учебного материала) на основе актуализации… (указывается конкретный вид субъективного опыта) Обеспечить общетеоретическое представление обучающимися о… (указываются конкретные виды содержания по теме учебного предмета Обеспечитьцелостное представление обучающихся об историческом контексте научного исследования проблемы… как результата и процесса получения нового знания Обеспечитьпредставление о логике и способах решения научной или практической проблемы (указывается, какой именно проблемы) Обеспечить введение обучающихся в новый раздел, тему учебного курса (указать, какой именно раздел или тема)
2. Понимание Вид мыслительной деятельности, заключающийся в раскрытии существенного в предметах и явлениях действительности, их взаимосвязи и причинной обусловленности на основе имеющегося субъективного опыта Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование ( трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала обучающимся (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие результаты превосходят простое запоминание материала Обучающийся понимает: рассказывает своими словами, объясняет факты, правила, принципы, основные идеи, положения теории и др.; преобразует словесный материал в визуальный (графики, иллюстрации, схемы и др.), словесный материал в математические выражения и др.; – интерпретирует словесный материал, схемы, графики, иллюстрации и др.; – прогнозирует результаты дальнейшего развития событий, процесса и др. – предположительно описывает последствия имеющихся данных Подвестиобучающихся к пониманию… (указывается конкретный вид содержания учебного материала) Подвестиобучающихся к пониманию… (указывается конкретный вид содержания учебного материала) на основе актуализации знаний и их субъективного опыта Подвестиобучающихся к пониманию… (указывается конкретный вид содержания учебного материала) на основе показа социальной, практической и личностной значимости учебного материала Обеспечить преобразование обучающимися… (указывается конкретно учебный материал и форма его выражения) Обеспечить интерпретацию (или объяснение, или краткое изложение) обучающимися… (указывается конкретно учебный материал и форма его выражения) Обеспечить прогнозирование (или предсказания, или описания) обучающимся результатов и последствий дальнейшего развития событий, процесса и др.
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание Обучающийся применяет знания, то есть умеет использоватьих на практике: – в знакомой ситуации, совершая репродуктивное, алгоритмическое действие по воспроизведению знаний, воссозданию предметного и социального содержания профессиональной деятельности; – измененной и новой, нестандартной (нетиповой) ситуации, совершая продуктивное действие (эвристическое или исследовательское) по самостоятельному поиску, исследованию знаний, данных содержания профессиональной деятельности. Овладеть (изучить), приобретать (получать), отрабатывать (отделывать), выработать (обеспечить становление, развить) (Словарь синонимов русского языка)   Обеспечитьзакрепление иприменение обучающимися знаний… (указывается конкретный вид содержания учебного материала) по предложенному алгоритму Обеспечитьвоссоздание обучающимися содержания (указывается, конкретно какого) будущей профессиональной деятельности (указывается, конкретно кого, какая квалификация) в процессе деловой игры Обеспечитьзакрепление иприменение обучающимися знаний… (указывается конкретный вид содержания учебного материала) в процессе выполнения репродуктивных или творческих заданий (упражнений, задач, данных практических ситуаций, моделирования ситуаций и др.) Обеспечить применение курсантами метода наблюдения за выполнением сотрудниками подразделений (служб) исправительного учреждения (или конкретного органа внутренних дел) своих профессиональных функций (в процессе выездного практического занятия) Обеспечить организацию деятельности обучающихся по самостоятельному применению научных знаний (указывается, каких именно) и др.
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения Обучающийся анализирует, то есть выделяет компоненты или предположения, определяет взаимосвязи, классифицирует, сравнивает познавательные объекты, устанавливает, находит упущения в логике, проводит различия между фактами и следствием, выявляет причины и др. Обеспечить углубленное изучение обучающимися проблемы (указать, какой именно) Обеспечитьорганизацию деятельности обучающихся по обсуждению проблемы (указать, какой именно) Обеспечить организацию деятельность обучающихся по критическому разбору теории (указать, какой именно) Обеспечить систематизацию научных знаний (указать, каких именно) Обеспечить организацию деятельности обучающихся по обобщению и систематизации научных знаний (указывается, каких именно) и др.
5.Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом могут быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создании новых схем и структур Обучающийся синтезирует, то есть комбинирует элементы информации различных источников (научных, учебно-методических и др.) для создания текста сообщения (выступления, доклада), конструирования разных схем и таблиц, плана проведения эксперимента или решения какой-либо проблемы, рецензии научной статьи, модели профессиональной деятельности (или вида деятельности) и др.
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях Обучающийся оценивает, то есть высказывает суждение на основеопределенных критериев: – оценивает логику построения учебного материала в виде письменного текста; – соответствие выводов имеющимся данным; – значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; – значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества

Приложение 12

Способы постановки учебных целей

 

Название Примеры   Особенности Характер
1. Определение целей через изучаемое содержание – Изучить педагогический процесс как систему и целостное явление – Изучить теорию целостного педагогического процесса – Изучить содержание главы 4 «Профессиональная компетентность педагога» – Дает только указание на определенную научную область, содержание которой будет изучаться на одном или нескольких учебных занятиях темы курса – В формулировке цели не содержится указание на реальные результаты обучения. Неинструментальный (нетехнологический)
2. Определение целей через деятельность преподавателя – Ознакомить обучающихся с основами технологии целостного педагогического процесса – Раскрыть сущность понятия «образование» – Дает указания на планируемые действия преподавателя, внося тем самым определенную упорядоченность в его работу – Реальные результаты обучения не предусмотрены данным способом постановки цели Неинструментальный (нетехнологический)  
3. Постановка целей через внутренние процессы развития обучающегося – Формировать умение анализировать педагогические умения – Формировать активную педагогическую позицию обучающихся в учебной деятельности – Развить познавательную самостоятельность в процессе выполнения творческих заданий. – Это обобщенные образовательные цели на уровне вуза или учебного предмета. Они необходимы, но неясны, неопределенны, неинструментальны. Их достижение выходит за пределы образовательного процесса на одном или нескольких учебных занятиях – Цель сформулирована слишком «процессуально», поэтому и не содержит ориентиров на реальные результаты обучения в процессе учебного занятия, нуждается в конкретном уточнении с помощью определенных приемов Неинструментальный (нетехнологический)
4. Определение целей через учебную деятельность обучающихся – Решение творческих задач первого уровня сложности – Выполнение упражнений на развитие внимания – Выполнение упражнений с мячом – Вносит определенность в планирование и проведение учебного занятия – Реальные результаты обучения не предусмотрены данным способом постановки цели Неинструментальный (нетехнологический)
5. Определение целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся – Обеспечить усвоение… (указать конкретно, каких научных фактов?)… (указать, на каком уровне усвоения?) обучающимися – Подвести обучающихся к пониманию… (указать конкретно, какого научного явления?) – Конструктивная ориентация целей на гарантированное достижение реальных результатов обучения – Технологическая ориентация целей, так как результаты обучения выражены в надежно опознаваемых (преподавателем, экспертом) действиях обучающихся Инструментальный (технологический), конструктивный

Приложение 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.