Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники самообразования личности




Источник самообразования Деятельность по самообразованию Результаты самообразования
Книги, периодическая печать, СМИ, интернет § Знакомство с актуальными и «свежими» публикациями; § знакомство с мнениями ведущих ученых, высказываниями по телевидению, радио; § обладание информацией о конференциях, семинарах, выставках § Бытие в курсе важнейших событий; § информированность; § компетентность
Исследовательская деятельность § Курсовое проектирование, конкурсные проекты; § исследовательская работа в научных кружках § Упорядоченность знаний, личностное мировоззрение, свой стиль деятельности; § знакомство с миром ученых
Обучение на разных курсах § Параллельно основному курсу освоение дополнительных программ (стенография, иностранный язык, имиджмейкер, ораторское искусство и др.) § Личностный рост; § профессиональная компетентность; § ответственность; § самоорганизация
Работа (по основной или сопутствующим специальностям) § Участие и организация конференций, семинаров по профессиональным проблемам § Самопознание; § самореализация; § самосовершенствование
Хобби § Занятия в хоре, театре, хореографическом кружке, спорт, туризм, краеведение, фото- и кинодело и др. § Способность «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связанной с профессией; § контакты с широким кругом людей

(из кн.: Основы педагогики. – А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. – Мн., 2003. – С. 232-233)


Г.С. Альтшулер о карьере личности:

1. У каждого из них была Достойная Цель, основные критерии которой следующие: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению ее можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

Выбранную цель Г.С. Альтшуллер считает эквивалентом собственной жизни. Выбирая достойную цель, важно иметь в виду, что она «заведомо превышает возможности и способности человека, за нее берущегося... Достижение таких «непосильных» целей – это вклад в копилку ориентиров человечества: трудно сказать, что ценнее – непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил».

2. Разрабатывался план достижения Достойной Цели. Каж­додневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий – норма жизни человека. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться; понимание масштабности цели, ее необходимости для людей позволяет преодолевать определенные тяготы быта. «Это просто способ прожить счастливую жизнь», – пишет Г.С. Альтшуллер.

Обязательный элемент плана – контроль за его выполнением, контроль темпов продвижения к цели. Без систематическо­го отчета самому себе не может быть серьезной работы. Чело­век должен точно знать, сколько времени он тратит на дости­жение достойной цели. Контроль осуществления планов обес­печивает реальное выполнение объема и позволяет увеличивать этот объем за счет сокращения потерь времени.

3. Необходимым условием достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности является работоспособность. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающую результативность работы. Опыт показывает, что важнейшими условиями повышения работоспособно­сти человека могут являться:

- учет рабочего времени и выполненного объема работы;

- чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

- своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

- разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.

4. Важна техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач. Например, один человек (учитель) великолепно организует и осуществляет эстетическое воспитание учащихся средствами своего предмета. У другого эффективно осуществляется индивидуальная работа с учащимися, у третьего – самостоятельная работа школьников. Самые общие шаги в решении проблем ЕС. Альтшуллер прописывает следующим образом: во-первых, следует определить противоречие, наличие которого препятствует достижению цели; во-вторых, проанализировать исто­рию решения проблемы в теории и на практике; затем – разработать собственную стратегию решения проблемы.

5. Умение «держать удар» — это следующая составляющая, помогающая человеку успешно реализовать траекторию своего профессионального развития, свою карьеру. Сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, тре­бующие большего внимания к быту, заботы о ее материальном благополучии. Удар может быть в виде попыток публичного присвоения идей, результатов работы.

6. Результативность профессиональной деятельности (или анализ промежуточных результатов) в решении профессиональных задач — еще одна составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положитель­ных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижении целей и технологию решения профессиональных задач.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности человека — это важная состав­ляющая его карьеры.

(из кн:. Как стать гением. Жизнь, стратегия творческой личности. Альтшуллер Г.С., Верткий И.М. — Мн.: Беларусь, 1994. — С. 4)

 

 

Задание №1

Выдающийся ученый Александр Александрович Любищев в письме другу писал: «Секрет моей работоспособности прост: 1) я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему; 2) я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу или отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие; 3) сплю очень много, 8 часов ночью и 2 часа после обеда, регулярно гуляю; 4) веду учет времени уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь; 5) комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает».

 

Проранжируйте по степени значимости выделенные условия повышения работоспособности. Какие из них в настоящее время требуют корректировки с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий, роста знаний и рынка труда?

 


Имидж (от англ, image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия человека коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж включает в себя как реальные качества человека, так и приписываемые ему.

Имидж может создаваться произвольно («Я такой, какой есть») и формироваться осознанно и целенаправленно. Чтобы включиться в «созидание себя», важно знать составляющие имиджа.

1-я группа — качества, формирующие имидж личности, об­разуют природные качества (лицо, рост), которыми важно уметь пользоваться;

2-я группа — социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие);

3-я группа — образованность (нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, разрешения конфликтов, профессиональная компетентность);

4-я группа — «рабочие» качества, связанные с ориентацией на достижения, с ответственностью, обязательностью.

Создание своего имиджа и его поддержание — это также процесс и результат самовоспитания, самосозидания, непрерывной работы человека над собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.