Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие № 8




 

Тема: ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ.

Цель: Выяснить сущность творчества как педагогического явления, сущность объективного и субъективного творчества, условия и средства, обеспечивающие развитие творческого потенциала личности.

 

Основные понятия темы: творчество, творческое мышление, творческая деятельность, объективное и субъективное творчество.

 

I. Задания для самоподготовки

Вопросы для обсуждения Практические и творческие задания
1. Процесс творчества и его характеристики 1. Дайте определение понятия «творчества» по И. Канту, Л. Выготскому, С. Смирнову, Ю. Басовой. 2. Подумайте над вопросом: В чем ограничение деятельностного подхода в понимании творчества?

 

  3. Изучив таблицу №1 дайте определение творчеству как педагогическому явлению, дайте определение понятию «объективное и субъективное творчество». 4. Дайте характеристику стадий художественного творчества Б.А. Лезина, актов технического творчества П.К. Энгельмейера, Ф.Ю. Левинсона-Лессинга. Что их объединяет? 5. Подумайте над вопросами: 6. а) Чем отличается структура научно-теоретического творчества от структуры художественного и технического творчества?
б) Переживали ли вы в яркой форме ту фазу творческого мышления, которая называется инсайтом (озарением)?
2. Условия развития творческого потенциала личности 1. Подумайте и предложите некоторые педагогические принципы и рекомендации родителям и преподавателям, которые могут уменьшить «антитворческий» или «творчество-подавляющий» эффект обучения и воспитания. 2. Сделайте сообщение «Методы стимуляции творчества» по работе А. Осборна. 3. Изучите предложенные Вам рекомендации по развитию творческого потенциала личности и решите какие из рекомендаций представляются Вам наиболее трудными для реализации?
3. Технологии развития творческого потенциала личности 1. Изложите суть предметно-ориентированных технологий и личностно-ориентированных технологий. 2. Какой психологический механизм лежит в основе этих технологий?
3. Составьте таблицу эвристических методов принципов:
  Название метода Сущность  
   
   
 
  4. Подумайте над вопросами: а) Какие ситуативные и личностные факторы отрицательно влияют на творческое мышление? б) Соответствует ли Вашим собственным наблюдениям утверждение, что творческие люди часто инфантильны?

 

  в) Какие способы стимуляции творческой активности представляются Вам заслуживающими внимания? г) Какая характеристика творческой личности считается основной и обязательно присутствующей у всех творческих людей? д) В какой мере вы ощущаете себя способным (ой) к творческой работе в присутствии других людей? 5. Изучите работу Н.А. Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и ответьте на вопрос: какие способности в ребенке «просыпаются» прежде всего? 6. Прокомментируйте высказывание американского психолога П. Торренса что «творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению».

 

 

Темы рефератов:

1. Проблемное обучение как средство развития творческого потенциала личности.

2. Качества творческой личности и способы их развития.

3. Технология школы «Структура интеллекта» Гилфорда.

4. Технология школы «Обучение в сотрудничестве».

 

Задания для самопроверки

1. Выберите правильные ответы.

А. К творческой деятельности относят:

1) создание произведений искусств;

2) продукт научной деятельности;

3) любую деятельность, продукт которой полезен для общества;

4) лишь ту деятельность, продуктом которой является нечто новое, оригинальное, ранее не существовавшее;

5) принятие решений в нестандартных условиях, в си­туации неопределенности;

6) правильных ответов нет.

Б. Творческий потенциал личности — это:

1) проявление ее врожденных качеств;

2) приобретенный в течение жизни стиль деятельности, направленной на поиск нестандартных, оригинальных решений;

3) свойственное от рождения проявление уникальности и неповторимости;

4) приобретенные знания и умения исполнительской (по образцам) работы;

5) правильных ответов нет.

 

2. Вычеркните несвойственное в определениях.

А. Субъективное творчество в учебной деятельности уча­щихся проявляется в становлении таких личностных но­вообразований, как:

1) способность открытия нового знания;

2) неуверенность в себе;

3) порождение новых мотивов и целей деятельности;

4) рефлексивность;

5) коммуникативный опыт;

6) владение новыми способами деятельности;

7) неадекватная самооценка;

8) креативность;

9) усиление интеллектуальной активности;

10) импровизационность.

Б. В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

1) объективирует собственную индивидуальность для других;

2) интегрирует личность в значимые для нее сферы де­ятельности и отношений;

3) обеспечивает материальное благополучие;

4) защищает личность от стрессов, уныния, потрясений;

5) выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых неизвестен лично­сти или не существует вообще;

6) гармонизирует отношения с миром, собой;

7) реализует право личности на свободу, выход за пре­делы обязательного;

8) выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

9) формирует коммуникативную культуру.

В. Творческая направленность личности в любой сфере деятельности проявляется:

1) в совокупности представлений человека о себе как созидателе собственной судьбы;

2) в адекватной самооценке;

3) в чувствительности к проблеме;

4) в чувстве новизны;

5) в знании сильных и слабых сторон своей личности;

6) в жажде познания;

7) в компетентности;

8) в способности разрешать противоречия по принципу оптимальности.

 

3. Используя словосочетания, приведенные ниже, раскройте сущность творческой личности (А) и факторов, блокирующих развитие творческого потенциала (Б).

А. Творческая личность – это личность, которой свойственны:

Б. Факторы, тормозящие развитие творческого потенциала личности:

1) Активно-преобразовательное отношение к миру;

2)информационная перегрузка людей, блокирующая оперативное принятие нестандартных решений;

3) эмоциональная раскрепощенность;

4) устремленность в будущее;

5)позиция маститых представителей научной или ху­дожественной элиты, которые сопротивляются иде­ям молодых;

6) интеллектуальная активность;

7) соперничающие школы (направления), отрицающие достоинства у своих противников;

8) механизация труда, которая сводит его к повторяю­щимся, типичным действиям;

9) ограниченность материальных средств;

10) самостоятельность мышления, независимость от оце­нок окружающих;

11) гиперопека близких людей;

12) нестандартность подхода к решению задач;

13) материальное благополучие, комфорт;

14) штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы.

 

4. Установите соответствие между понятиями.

А. Компоненты учебно-творческой деятельности учащихся это ______.

Б. Подходы, технологии, методы, условия организации образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческого потенциала учащихся это ________________________.

В. Эвристические методы это __________________________________.

1. Активно-преобразовательное отношение к миру

2. Личностно-ориентированный подход

3. Ассоциации

4. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации

5. Развивающие технологии

6. Рефлексия собственных эмоциональ­ных состояний в процессе обучения

7. Деловые и ролевые игры

8. Механизация труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям

9. Мозговая атака

10. Исследовательские задачи

11. Установление целостной структуры объекта на основании его частей

12. Синектика

13. Анаксиоматизация

14. Видение новых функций объекта

15. Образовательно-воспитательная среда

16. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятель­ности при решении новых задач

17. Мозговой штурм

18. Эвристические вопросы

19. Аналогии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.