КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности развития учащихся младшего школьного возраста и их учет в процессе учебно-воспитательной работы
1. Ведущая деятельность – происходит смена с игровой деятельности на учебную. Основным фактором развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками, с родителями. 2. Основные новообразования возникают, под влиянием ведущей деятельности. · содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий) · планирование (внутренний план действий) · происходит построение целостной, связанной познавательной системы (умение анализировать, классифицировать, соотносить) · развитие трудолюбия (по Эриксону) или чувства личной неполноценности. · Осознание времени – появление ориентации на прошлое (в детстве лучше), будущее не имеет побудительной силы. · Половая идентификация – идет активное формирование половых ролей. · Притязание на признание – ребенок попадает в ситуацию социального оценивания; получает возможность объективного сравнивания себя с другими, отсюда следует: - ребенок осознает свое не всемогущество; - увеличивается зависимость ребенка от оценки взрослого; - принятие ответственности за поступки. · Общение – с родителями учитель является авторитетом для ребенка (появляются первые социальные страхи – страх несоответствия общепринятым нормам); общение со сверстниками. Память – непроизвольная. Мышление – наглядно-образное, к концу дошкольного возраста – словесное. Речь – язык как средство общения и мышления, завершается развитие речи. Общение – внеситуативно-личностное, эмоциональная оценка, моральное отношение к себе. Кризис 7-ми лет: потребность в смене социальной ситуации развития, появление самооценки, развитие самосознания, произвольность психики. Социальная ситуация развития коренным образом меняется. Ребенок становится школьником. Появляется внутренняя позиция. Появление учебных мотивов. Действия ради знаний и умений, оценок и признания со стороны взрослых. Ведущая деятельность – учебная. К концу младшего школьного возраста – различие в интеллекте (теоретики, практики, художники). Развитие научного мышления, формирование научного понятия. Новообразование младшего школьного возраста – рефлексия деятельности (осознание способов и результатов деятельности). Мотивационные сферы – широкие социальные мотивы. А) мотив высоких оценок Б) долг ответственности и получение образования – познавательные. А) ситуативные познавательные процессы (зависят от содержания учеб. предметов) Б) учебно-познавательные – ориентированы на процесс решения учебного задания. В) собственно познавательные процессы – проявляются редко у одаренных детей. – личные А) мотив достижения успеха (хороший результат, престижный мотив, учиться, чтобы выделиться) Б) мотив избегания неудач – страх, избегание наказания, компенсаторные мотивы. Самосознание младшего школьника. Потребность в отношениях с учителем. Основная линия развития – переориентация с внешней оценки на внутреннюю. Эриксон – чувство компетентности, либо неполноценность именно в области изучения знаний. Связь самооценки и уровня притязаний – исходный уровень притязаний задают родители. К концу младшего школьного возраста сам формирует притязания. Действие контроля к концу младшего школьного возраста интериоризуется в самоконтроль. Оценка со стороны учителя переходит в самооценку собственных действий. Самооценка должна быть содержательной. Самооценка рефлексивна и самокритична.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |