КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Педагогические системы специального образования лиц со сложными дефектами
Тема 13. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Узловые вопросы темы 1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. 2. Общая характеристика детского церебрального паралича (ДЦП). 3. Структура двигательного дефекта при ДЦП. 4. Нарушения психики при ДЦП. 5. Речевые нарушения при ДЦП. 6. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП. 7. Система специализированной помощи и образование детей, страдающих церебральным параличом. Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ 1. Система специализированной помощи детям с нарушениями ОДА. 2. Проблемы социальной адаптации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Литературные источники 1. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. 1993. № 4. - С. 33 - 36. 2. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 316 – 332. 3. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 238 – 274. 4. Телеганова, Л. Г. Совместное обучение детей с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата в условиях единого образовательного пространства специального (коррекционного) учреждения / Л. Г. Телеганова, А. Е. Федотова, С. А. Савинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011.. – № 6. – С. 33-36. 5. Шалиманова, С. В. Организация и содержание психолого-педагогической работы с дошкольниками, страдающими ДЦП, в условиях стационара / С. В. Шалиманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 1. – С. 39-45. Задания для самостоятельной работы 1. Проработать теоретический материал по литературным источникам. 2. Подготовить конспекты основных материалов из журнала «Дефектология». 3. Записать основные термины по теме в педагогический словарь. 4. Составить опорные схемы «Классификации нарушений опорно-двигательного аппарата», «Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата». 5. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам темы и одно из предложенных сообщений.
Узловые вопросы темы 1. Понятие о сложном нарушении развития. 2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого-педагогического изучения. 3. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. 4. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом. 5. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии. Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ 1. Система специализированной помощи детям с комплексными нарушениями. 2. Проблемы социальной адаптации лиц с комплексными нарушениями. Литературные источники 1. Александрова, Н. А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями / Н. А. Александрова // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 29 – 37. 2. Блюмина, М. Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов / М. Г. Блюмина // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 3 - 10. 3. Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные….» нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 3-11. 4. Головчиц, Л. А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2006. – № 6. – С. 42 – 48. 5. Головчиц, Л. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 27 – 36. 6. Григорьева, Л. П. Создание развивающей среды для детей с глубокими сенсорно-перцептивными нарушениями / Л. П. Григорьева, И. В. Блинникова // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 65 – 75. 7. Емельянова, В. В. Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития / В. В. Емельянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 4. – С. 3-6. 8. Жигарева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигарева. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 238 с. 9. Сайтханов, А. Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта / А. Ф. Сайтханов // Дефектология. – 2007. – № 2. – С. 86 – 94. 10. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 332 – 344. 11. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 299 – 346. Дополнительная литература 1. Апраушев, Ю. П. Воспитание оптимизмом: Записки детского дома для слепоглухонемых детей / Ю. П. Апраушев. - М.: Педагогика, 1983. - 112 с. 2. Виноградова, Е. А. Подготовка к сопровождаемому проживанию людей с тяжелыми нарушениями развития / Е. А. Виноградова, А. Г. Нестерова, А. М. Царев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 4. – С. 41-45. 3. Головчиц, Л. А. Принципы моделирования индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития / Л. А. Головчиц, Е. Л. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 3. – С. 15-26. 4. Заречнова, Е. А. Организация социально-бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития / Е. А. Заречнова // Дефектология. – 2010. – № 3. – С. 38-46. 5. Исаев, Д. Н. Опыт абилитации детей в психоневрологическом доме ребенка / Д. Н. Исаев, О. Ю. Воробьева, В. Н. Попов и др. // Дефектология. – 2004. – № 2. – С. 68 – 71. 6. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети / А. И. Мещеряков. - М.: Просвещение, 1974. - 105 с. 7. Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. - М.: Педагогика, 1972. - 447 с. 8. Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей / И. А. Соколянский // Дефектология. - 1989. - № 2. Задания для самостоятельной работы 1. Проработать теоретический материал по литературным источникам. 2. Подготовить конспекты основных материалов из журнала «Дефектология». 3. Записать основные термины по теме в педагогический словарь. 4. Подготовить обобщенные ответы по узловым вопросам темы и одно из предложенных сообщений. 5. Подготовиться к письменной контрольной работе по темам «Основы дидактики специальной педагогики», по темам раздела «Педагогические системы специального образования лиц с ОВЗ». Тема 15. Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования Узловые вопросы темы 1. Совершенствование нормативно-правовой основы специального образования. 1.1. Законодательная база в области специального образования. 1.2. Социальная защита детей с отклонениями в развитии. 2. Развитие системы специального образования в России. 2.1. Критический анализ современного состояния сферы специального образования. 2.2. Идеи реформирования системы специального образования. 2.3. Основные направления развития отечественной системы специального образования. 3. Процессы интеграции и дифференциации в общем и специальном образовании. 3.1. Понятие и сущность интеграции и интегрированного подхода в образовании подрастающего поколения. 3.2. Исторический аспект проблемы интеграции лиц с отклонениями в развитии. 3.3. Проблема дифференцированного и интегрированного обучения в истории специальной педагогики. 3.4. Внедрение идеи интегрированного обучения в систему образования России: основные подходы и существующие проблемы и перспективы их разрешения. 4. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. 4.1. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи. 4.2. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России. 4.3. Создание государственной системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. 4.4. Отечественные научные исследования в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии. 5. Клинические исследования нарушений психофизического развития детей. 5.1. Анализ причин и предупреждение детской аномальности. 5.2. Уточнение систематики нарушений психофизического развития детей. 5.3. Клинические основы коррекционно-педагогической работы. 6. Совершенствование коррекционно-педагогического процесса. 6.1. Процессы стандартизации специального образования. 6.2. Создание единого специального образовательного пространства в России. 6.3. Совершенствование содержания и технологий специального образования. 7. Гуманистические образовательные системы. 7.1. Педагогика Марии Монтессори. 7.2. Педагогика Рудольфа Штайнера. Литературные источники 1. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 3 - 10. 2. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 69 – 72. 3. Исаев, Д. Н. Опыт абилитации детей в психоневрологическом доме ребенка / Д. Н. Исаев, О. Ю. Воробьева, В. Н. Попов и др. // Дефектология. – 2004. – № 2. – С. 68 – 71. 4. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 78. 5. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения: адаптированный перевод Доклада Европейского агенства по развитию специального образования / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 3 – 18. 6. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86 – 95. 7. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60 – 68. 8. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 3 - 8. 9. Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям / Л. В. Самарина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 21 – 24. 10. Смолин, О. Н. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения / О. Н. Смолин // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 77 – 85. 11. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 345 – 391. 12. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 3 – 10. 13. Фролова, Н. С. Служба сопровождения в общеобразовательной школе / Н. С. Фролова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С. 60 – 62. 14. Шматко, Н. Д. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 19 – 23.
Материалы по проблеме интегрированного и инклюзивного образования 1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 38 –45. 2. Гудонис, В. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / В. Гудонис, М. Баркаускайте // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 78 – 82. 3. Дианова, В. И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей-сирот с нарушениями развития / В. И. Дианова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 63 – 65. 4. Дмитриев, А. А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология. – 2005. – № 4. – С. 4 – 8. 5. Дмитриева, Л. М. Деятельность центра психолого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому / Л. М. Дмитриева // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 64 – 67. 6. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 285 с. 7. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. – 2008. – № 5. – С. 69 – 72. 8. Корвякова, Л. П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха / Л. П. Корвякова // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 39 – 40. 9. Косарева, У. В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции / У. В. Косарева // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. 71 – 77. 10. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 78. 11. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения: адаптированный перевод Доклада Европейского агенства по развитию специального образования / Н. Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 3 – 18. 12. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 86 – 95. 13. Микаилова, У. Т. О развитии инклюзивного образования в Азербайджане / У. Т. Микаилова // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 63 – 68. 14. Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе / Е. В. Резникова // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 26 – 32. 15. Сазонова, С. Н. Опыт и перспективы медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребенка в службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 60 – 64. 16. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности // Дефектология. – 2008. – № 6. – С. № – 4. – С. 3 – 4. 17. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 352 – 371. 18. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. – Т. 3: Педагогические системы специального образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – С. 347 – 394. 19. Фролова, Н. С. Служба сопровождения в общеобразовательной школе / Н. С. Фролова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 5. – С. 60 – 62.
Задания для самостоятельной работы 1. Актуализировать теоретический материал по узловым вопросам курса «Специальная педагогика». 2. Обобщить материалы по актуальным проблемам специальной педагогики, опубликованные в журнале «Дефектология» и специальной литературе. 3. Составить опорные схемы «Актуальные проблемы специальной педагогики», «Актуальные проблемы специального образования», «Правовые основы специального образования», «Клинические исследования в сфере специального образования». 4. Подготовить аналитический обзор актуальных проблем специального образования и направлений научного поиска специальной педагогики. 5. Подготовить мультимедийную презентацию «Актуальные проблемы специальной педагогики и специального образования». 6. Подготовиться к участию в работе круглого стола «Специальная педагогика: приоритеты, достижения, актуальные проблемы и перспективы развития».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |