Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика




Методические указания для самостоятельной работы

 

для студентов, обучающихся

по направлению 521000 «Психология»,

специальность: 020400 (030301.65) «Психология»,

специализации: 020408 «Психология труда и инженерная психология»

 

Иркутск

2007 г.

Под самостоятельной работой студентов (СРС) понимают многообразные виды их учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя (или частичного руководства, если СРС выполняется в аудитории). На СРС по курсу «Педагогика» отводится, согласно учебному плану специальности «Психология» 50% учебного времени.

Подготовка к семинарским занятиям является одной из составляющих самостоятельной работы студентов, которая, кроме работы с первоисточниками, учебными пособиями и справочной литературой, включает в себя подготовку к контрольным работам.

Подготовка к семинарским занятиям включает поиск информации (в библиотеке, через поисковую систему Интернет и пр.), а также её глубокое осмысление, чему способствует конспектирование первоисточников, составление плана их параграфов или фрагментов, ведение терминологического словаря. Именно данные виды учебной деятельности осуществляются студентами самостоятельно, т.е. без непосредственного руководства со стороны преподавателя, хотя и направляется им (через проблематику семинаров и вопросы к промежуточному и конечному формам контроля).

Конспектирование один из сложных видов самостоятельной работы студентов. Составление конспекта заставляет студентов анализировать текст. Составление конспекта помогает глубже понять прочитанное, т.к. заставляет анализировать текст, разграничивать главное и второстепенное, отделять основную мысль от доказательств, пояснений, иллюстрирующего материала. Конспектирование способствует выработке умений профессиональной речи, поскольку конспектирующий устанавливает логические, смысловые связи, обобщает текстовый материал, что помогает ему в устной речи точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки.

Конспект отражает первоисточник в такой мере и форме, которые соответствует уровню подготовленности студента, его интересам, способностям, что индивидуализирует учебный процесс.

Различают разные виды конспектов. По объему выделяют краткие (отбираются положения лишь общего характера), подробные (наряду с основной информацией включается иллюстрирующая), смешанные (допускается изложение некоторых фрагментов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схем и т.д.). Любой из названных конспектов будет отвечать своему предназначению, если позволит конспектирующему восстановить информацию с требуемой полнотой без повторного обращения к оригиналу. По количеству перерабатываемых источников различают монографические конспекты, составленные по одному источнику, и связные (обзорные), выполненные по нескольким источникам на одну тему. В данном пособии студентам рекомендуется составление разных по типу конспектов. Отобранная для записи информация может быть сжата за счет переформулирования отдельных элементов текста и за счет сокращения записи слов. При установке на составление краткого конспекта требуется отбирать все основные положения, раскрывающие тему и подтемы текста; при установке на выполнение подробного конспекта - отбирать помимо указанных выше положений еще и основную информацию, раскрывающую микротемы. Данные требования обязывают конспектирующих избегать как потерь основных положений текста, так и неоправданного включения избыточных сведений.

Сокращенная запись информации, символов, схем и т.д., не должна искажать смысл отдельных слов и предложений и создавать напряжение при обращении к конспекту. Малознакомые слова целесообразно записать полностью.

Относительно заданий по составлению плана первоисточника или его фрагментов отметим, что перед студентами не ставится задача составления определенного типа плана. План может получить разное языковое оформление: быть в виде логических вопросов (вопросный план), названных предложений (назывной план), тезисов (тезисный план), цитат (цитатный план). Однако студентам необходимо иметь в виду, что формулирование плана требует точности, в противном случае может произойти неправильный отбор информации.

Студентам, изучающим курс «Педагогика» предлагается составить подробные, краткие, сводные и тезисные конспекты.

* Примечание. Помимо указанных источников литературы, возможно использование приложения к данным методическим указаниям.

а) Подробный конспект работы:

§ А.Н.Леонтьев. Круглый стол «Формирование образования в России». - Педагогика. - 1997. -№ 5. - С. 34-35.

б) Краткий конспект работы:

§ Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993. -С. 39-43.

в) Сводные конспекты следующих работ:

§ Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория //Вульфов Б.3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках — М.: Изд-во УРАО, 1997— С. 109—110.

§ Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1974. — Т. 1. -С. 229,300.

§ Ильин Е. Н. Искусство обучения // Педагогический поиск. - М., 1987.-С. 267-269.

§ Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок. - М., 1988. -С. 68, 72-73.

§ Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., 1989.

г) Тезисные конспекты:

§ Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. -1997.- № 4.-С. 113— 118.

 

Кроме того, самостоятельная работа студентов включает составление планов устных ответов, а также письменные ответы на заранее данные вопросы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.