Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 10 Методы педагогического исследования




Педагогический процесс –целостный учебно-воспитательный процесс, реализующий цели образования и воспитания человека в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые.

Билет № 5 Категории общей и профессиональной педагогики

Педагогика – совокупностьтеоретических и прикладныхнаук, изучающих воспитание, образование и обучение; наука о сущности, условиях, законах педагогического процесса.

Как видно из определений, педагогика как наука имеет свои категории, т.е. понятия, отражающие её сущность: воспитание, образование, обучение.

Воспитание рассматривается в узком и широком смыслах слова. В широком – общественное явление, цель которого передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком смысле – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение -это специально организованный процесс передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Данный процесс двусторонний, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Образование – целенаправленно организованный процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства, сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней. Различают по уровню: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, высшее. По форме получения образование: стихийное и формальное (организованное). По содержанию: общее, профессиональное (учитель, врач), специальное (учитель физики, врач-хирург). Существуют различные подходы к толкованию образования:

1. Это создание, обретение образа личности;

2. Это ценность развивающегося человека и общества;

3. Это процесс воспитания и обучения человека;

4. Это результат обучения;

5. Это система и др.

Методы педагогического исследования (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели. Методы научно-педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений. Необходимы для получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Научно-педагогические исследования позволяют сделать открытия новых предметов или явлений, накопить факты, на базе которых раскрываются определенные закономерности, связи и зависимости, складываются и уточняются понятия, суждения, разрабатываются рекомендации для практической деятельности. Они осуществляются с помощью различных методов, которые по своему составу представляют совокупность приемов и средств. Их применяет исследователь при изучении объекта для построения научных теорий и проверки их истинности.

Методы научного исследования различают как общенаучные и конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

К общенаучным относят: общетеоретические: абстракция и конкретизация; анализ и синтез; сравнение; противопоставление; индукция и дедукция; социологические: анкетирование; интервьюирование; экспертные опросы; рейтинг; социально-психологические: социометрия; тестирование; тренинг; математические: ранжирование; шкалирование; индексирование; корреляция.

Методы исследования делят на группы:

1. Методы изучения педагогического опыта (эмпирические) – способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса, изучение педагогического опыта.

· Наблюдение – целенаправленное восприятие педагогического явления.

· Методы опроса – беседа, интервью, анкета.

· Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных работ, графических, творческих, контрольных, классных, домашних и пр..

· Изучение школьной документации.

· Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы, приема работы для выявления его эффективности. Состоит из этапов: теоретический, методологический, аналитический. Делят на: естественный, лабораторный, смешанный.

· Самонаблюдение.

· Оценивание – метод рейтинга или экспертной оценки.

· Социометрические методы – способ измерения и изучения скрытых межличностных отношений в коллективе, в котором партнеры знают друг друга.

2. Методы теоретического исследования.

· Абстрагирование – отвлеченность от конкретных свойств или сторон изучаемого объекта (предмета) с целью понимания его существа.

· Анализ теоретический – разложение на составные части предмета, явления, понятия, действия и пр. с целью углубленного выявления их существа.

· Дедукция – метод рассуждения и исследования от целого к частному.

· Индукция – метод рассуждения и исследования от частного к целому.

· Анализ сравнительно-исторический – движение мысли от абстрактного конкретному на основе закона отображения действительности в мышлении.

· Классификация – выделение существенных признаков, когда каждый класс занимает особое место.

· Метод графов – выстраивание на основе экспериментальных данных геометрической конструкции из вершин, соединенных определенным образом ориентированными линиями.

· Моделирование – создание моделей на основе мысленного представления или материальной реализации объекта, предмета, системы, явления, позволяющее адекватно отражать и изучать их; замещение объекта, предмета, системы, явления моделью, исследование которой позволяют получать новую информацию об изучаемом; конструирование нового, еще не существующего в науке.

· Объяснение.

· Сравнение.

· Синтез теоретический – выявление главного, существенного; систематизация предметов и их свойств в определенном порядке, логической взаимосвязи.

3. Математические методы.

· Ранжирование – ранговая оценка места объекта, предмета, явления и их частных признаков в порядке убывания ли нарастания каких-либо показателей.

· Регистрация.

· Тестирование

· Шкалирование – цифровая оценка отдельных сторон объекта, предмета, явления, факта с последующим сравнением полученных результатов с нормой для определения отклонения от нее.

· Критерии оценки – вычисление коэффициента, указывающего на достоверность различий исследуемых объектов, субъектов и их характеристик.

Результаты, как правило, оформляются в виде графиков, диаграмм, таблиц.

К конкретно-научным в педагогике относят: теоретические: анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; анализ понятийно-терминологической системы; аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; построение гипотез; построение мысленного эксперимента; прогнозирование; моделирование; эмпирические: наблюдения (полевые, лабораторные; формализованные – по жесткой программе; неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения); беседа; педагогический консилиум; изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта; педагогический эксперимент (глобальный, локальный и микроэксперимент; естественный и лабораторный); научно-педагогическая экспедиция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.