Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как целостная система




Билет № 8 Воспитание как педагогическая категория и целостная система

Воспитание - основная категория педагогической науки и практики. С первобытнообщинных времён воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм, средств воспитания.

Термин «воспитание» в современной педагогике рассматривается как процесс, общественное явление, составляющая целостного педагогического процесса.

С философской точки зрения воспитание- это целенаправленное взаимодействие одного поколения с другим.

Психологический аспект воспитанияимеет своё содержание, так как отражает способность человека отражать окружающий мир в сознании.

Воспитание в специальном педагогическом смысле рассматривается как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский).

Воспитаниев широком социальном смысле это воздействие на личность общества в целом (А. В. Мудрик).

Важными базовыми компонентами воспитания являются следующие:

1. Воспитание свободной личности (предполагает высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства; гражданственность; самоуважение; ориентированность в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решений).

2. Воспитание гуманной личности (способность к состраданию; сопереживанию; доброта; милосердие; альтруизм; терпимость).

3. Воспитание духовной личности (потребность в красоте, познании и самопознании, рефлексии; цельность внутреннего мира; поиск смысла жизни).

4. Воспитание творческой личности (предполагает развитие способностей, потребное гей в преобразующей деятельности; развитие интеллекта, интуиции, жизнетворчество).

5. Воспитание практичной личности (предполагает знание основ экономики; компьютерную грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев и обрядов; здоровый образ жизни; эстетический вкус; обеспечение благосостояния семьи) (Е. В. Бондаревская).

При определении любой социальной системы (а воспитательная система является подсистемой широкой государственной системы воспитания), главным является цель, ради которой данная система создана. На достижение цели и ее реализацию направлен процесс взаимодействия подсистем управляющей и управляемой. Каждой социальной системе присущи нормы, направленные на ее сохранение, стимулы, побуждающие ее функционировать и совершенствоваться.

Ученые философы и педагоги выделили основные признаки целостной системы:

I. Система состоит из совокупности элементов.

II. Система состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Ш. Система имеет в наличии определенный уровень целостности.

IV. Целостность связана с иерархичностью системы.

V. Между элементами системы существует субординационность связей, соподчиненность и подчиненность элементов, где существует особое место каждого элемента.

VI. В заимодействие системы с внешней средой.

VII. Целеустремленность как желаемый и запрограммированный результат или связь настоящего с будущим.

В системе образования встречаются две основные системы — дидактическая, которая охватывает учебную деятельность учащихся и педагогическую деятельность преподавателя и воспитательная система, которая способствует формированию мировоззрения ученика и его поведения. Эти две системы между собой взаимосвязаны и взаимозависимы, и в совокупности составляют систему учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.