Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 14 Педагогика как наука




Наука – совокупность знаний, лежащих в основе научной картины мира. Наукой называют отрасль знаний, если соблюдаются следующие условия: имеется предмет исследования; применяются объективные методы исследования; между факторами, условиями, процессами, явлениями существуют связи (законы, закономерности).

Объект педагогики – целенаправленный процесс образования и воспитания личности человека.

Предмет педагогики – исследование педагогического процесса. Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Название свое наука получила от греческих слов <<пайдос>> - дитя и <<аго>>- вести, в дословном переводе <<детоводитель>>. В древней Греции так называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу.

Педагогика – совокупностьтеоретических и прикладныхнаук, изучающих воспитание, образование и обучение; наука о сущности, условиях, законах педагогического процесса.

Билет № 20; билет № 3 Закономерности и принципы обучения

Закономерность – связь или упорядоченность явлений. Закономерность обучения – это внутренняя, существенная связь явлений обучения, которая обуславливает их развитие. Специфика дидактических закономерностей заключается в отражении зависимости между деятельностью преподавателя, деятельностью учащихся и содержанием образования. Закономерности можно условно разделить на две группы. К первой относятся те закономерности, которые присущи всякому обучению, - воспитывающий характер обучения; целенаправленность взаимодействия преподавателя и учащегося; единство педагогического руководства преподавателя и самостоятельности учащегося; включение учащегося в познавательную деятельность; цель, определяющая содержание и методы обучения. Ко второй относятся те закономерности, которые присущи определенному характеру деятельности преподавателя и учащегося и их взаимодействию, зависящему от средств, содержания и методов обучения: опора в обучении на предшествующую информацию; повторение пройденного материала; учет значимости содержания материала для учеников; опора на достигнутый уровень усвоения нового материала; соблюдение оптимального уровня усвоения трудности; осознанность познавательных действий учащимся.

На основе закономерностей должны быть определены принципы.

Система закономерностей и принципов по Ю.К. Бабанскому:

 

Компоненты обучения Закономерности обучения Принципы обучения
Цель и задачи Процесс обучения обусловлен потребностями общества Принцип связи обучения с жизнью, с практикой
Мотивы Эффективность обучения определяется характером, мотивом учения Принцип учета интересов и потребностей учащихся
Содержание Содержание обучения зависит от целей и задач Научность, систематичность, последовательность, доступность
Методы и средства Методы и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения Наглядность, сознательность и активность, сочетание различных методов и средств обучения
Контроль, корректировка Обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки Объективность, сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
Результат Взаимоконтроль компонентов обучения при необходимых условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыки Прочность, осознанность и действенность результатов обучения

Принципы обучения – общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения. В современной дидактике можно выделить такие принципы обучения: социальная обусловленность и научность обучения; социальная обусловленность и научность обучения; целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении; доступность и высокий уровень трудности обучения; практическая направленность в обучении; прочность овладения компонентами профессиональной компетенции; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; комплексность и единство обучения и воспитания; демократизация; положительный эмоциональный фон педагогического процесса; культуросообразности; сотрудничество; субъектность; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; эстетизация детской жизни.

Схема разработки принципов обучения (В.А. Беликов):

1. Название принципа;

2. Компонент обучения, характеризуемый этим принципом;

3. Закономерности, лежащие в основе принципа;

4. Сущность принципа;

5. Правила, вытекающие из данного принципа;

6. Возможные способы выполнения правил.

Содержание принципов:

 

Принцип Суть принципа Правила реализации
1. На­уч­ность в обучении и воспитании Обучаемым предла­гаются для усвоения прочно установлен­ные наукой знания, педагогический процесс при этом стро­ится на строго науч­ной основе. 1. Используйте современные на­учные понятия, теории, учения, методы познания. 2.Знакомьте с историей важнейших открытий, современными идеями и гипотезами. 3. Организуйте педагогический процесс на основе но­вейших достиже­ний педагогики, психологии; ме­тодик и технологий обучения.
2.Систематич-ность и последователь-ность Соблюдение логических связей в процессе обучения, изложение знаний в системе; чтобы все «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я.А.Коменский) 1. Новое изучайте на основе хо­рошо усвоенного предыдущего. 2. Излагайте материал по частям, устанавливая логические связи и отношения между ними. 3. Постоянно диагностируйте уровень образования, развития и формирования личности, оцени­вайте результаты, прогнозируйте педагогический процесс.
3. Связь теории с практикой Необходимость связи научных знаний с практикой повседневной жизни; приуче­ние учащихся к ис­пользованию полу­ченных знаний на практике. 1. При раскрытии нового опи­райтесь на конкретные, реальные факты и явления окружающей действительности. 2. Учите обучаемых методам получения знаний на практике. 3. Создавайте условия для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно.
4. Соз­на­тель­ность и ак­тив­ность Собственная познавательная активность обучаемого – важный фактор обучения и воспитания, влияет на темп, глубину и прочность ЗУНов. 1. Обеспечивайте понимание учащимися всего содержания педагогического процесса. 2. Формируйте у учащихся ак­тивное отношение к окружаю­щей действительности. 3. Развивайте самостоя­тельность и творче­ство учащихся. 4. Развивайте у обучаемых потребно­сть в самообразова­нии и самовоспитании.
5. На­гляд­ность Обеспечение связи между конкретными и абстрактными предметами, между предметами реаль­ного мира и абст­рактного, прибли­жающим процесс познания к живому созерцанию реаль­ного мира. 1. Используйте различные виды наглядности (словесную, пред­метную, изобразительную, зву­ковую, лабораторно-практические занятия и т.д.). 2. Обеспечивайте возможность восприятия окружающего мира различными анализаторами. 3. «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами» (Я.А.Коменский – «золотое правило дидактики»).
6. Доступность Постепенное увеличение трудностей 1. Продвигайтесь при работе с обучаемыми от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к не­известному. 2. Стройте педагогический процесс на высшей грани возможности обучаемого, учитывая их возрастные, индивидуальные, половые особенности; уровень обученности и воспитанности. 3. Объясняйте суть задания, виды деятельности и суждений.
7. Прочность, осознанность и действенность усвоения знаний Овладение ЗУНами и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. 1. Не перегружайте память в ущерб мышлению. 2. Приучайте учащихся работать со словарями справочниками, чтобы не заучивать вспомога­тельный материал, а также плохо осмысленные понятия и положе­ния. 3. Новое связывайте с ранее пройденным. 4. «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком» (Я.А.Коменский).
8. Природосообразность Ведущим звеном воспитательного взаимодействия и ПП выступает личность с ее конкретными особенностями и уровнем развития. 1. Изучайте воспитанников всесто­ронне и систематически. 2. Сравнивайте результаты в обра­зовании, развитии, формировании личности с ней самой, а не с дру­гими учащимися. 3. Каждая личность развивается по сво­ему пути, имеет соб­ственные интересы, склонности, способ­ности и особенности характера и пр., сле­довательно, содер­жание, формы, ме­тоды, средства, спо­собы взаимодейст­вия в педагогическом процессе должны быть особенные с каждым воспи­танником.
1. Единство знаний и поведения Существует закон единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности 1. Необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении 2. Умение планировать свою деятельность.  
10. Коллективный характер воспитания и обучения Организация коллек­тива учащихся с це­лью создания усло­вий для самореали­зации каждой от­дельной личности, социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными интересами. 1. Работайте с коллективом уча­щихся в соответствии с основным законом его развития - движение вперед (термин А.С.Макаренко). 2. Создавайте условия для развития каждой отдельной личности в кол­лективе. 3. Опирайтесь на актив, развивая в нем самостоятельность, творчество, расширяя его до рамок всего коллектива.  
11. Гуманизация Социальная защита растущего человека, приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях как между учащимися, так и между педагогом и учащимися. 1. Уважайте воспитанников, его ин­тересы, склонности, права и взгляды. 2. Предъявляйте ему разумные и необходимые требования. 3. Не используйте в своей работе унижающих личность способов ра­боты. Наказание как мера воздействия может быть допус­тима лишь в исклю­чительных (крайне необходимых слу­чаях) к отдельной личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.