Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А Педагогика




Типовая учебная программа

ПЕДАГОГИКА

для высших учебных заведений по специальностям профиля

 

 

Минск 2008


СОСТАВИТЕЛИ:

A. И. Андарало, первый проректор учреждения образования «Белорусский государствен­ный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент:

И. И. Цыркун, заведующий кафедрой педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор:

В- В. Буткевич, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор:

К. В. Гавриловен профессор кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор:

B. А. Капранова, заведующий кафедрой педагогики высшей школы и современных воспи­тательных технологий учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор;

А. В. Торхова. начальник Центра по проблемам развития педагогического образования уч­реждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук Российской Федерации, доцент:

Л.А. Козинец, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский госу­дарственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент:

Л. В. Пен крат, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский госу­дарственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент:

И. А. Царик. доцент кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

 

Рецензенты:

Кафедра педагогики учреждения образования «Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова»:

И. И. Казимирская. профессор кафедры педагогики и проблем образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

 

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагоги­ческий университет имени Максима Танка» (протокол № 9 от 24.04.2008 г.);

Научно-методическим Советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 4 от 1 5.05.2008 г):

Советом учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 3 от 20.05.2008 г.)

 

Ответственные за выпуск: Л. А. Козинец. В. А. Зайцев


ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Ориентация высшего педагогического образования на высокое качест­во подготовки специалистов кардинально изменяет подходы к структуре и содержанию дидактических единиц педагогики, что вызывает необходимость подготовки программ принципиально иного уровня.

Система общепедагогической подготовки студентов педагогического университета, по замыслу авторов, предполагает изучение следующих разделов:

«Педагогика современной школы»

«Педагогические системы и технологии»

«История образования и педагогической мысли»

Состав разделов и последовательность их изучения рассматриваются авторским коллективом как оптимальные, поскольку, во-первых, приводят процесс общепедагогической подготовки будущего учителя в соответствие с требованиями времени, уровнем развития педагогической науки и практики. Во-вторых, обеспечивают необходимую теоретическую базу и практическую готовность студентов к эффективной педагогической деятельности, а также к углубленному изучению конкретных вопросов педагогики в рамках спецкур­сов и спецсеминаров на старших курсах.

Отбор содержания разделов осуществлен с опорой на следующие научные принципы: соответствие содержания социально-экономическим по­требностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития пе­дагогической практики; учет содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания педагогики как учебной дисциплины, предпола­гающий соотнесение учебного материала с целями, формами, способами и средствами учебно-воспитательного процесса; структурное единство содер­жания на разных уровнях формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, деятель­ность обучаемого, личность студента и личность преподавателя.

Определение содержания конкретных тем осуществлялось на основе следующих критериев: целостное отражение в содержании задач, связанных с развитием личности будущего педагога как субъекта педагогической дея­тельности; научная и практическая значимость изучаемого материала, соот­ветствие сложности содержания реальным возможностям студентов; объема содержания - времени, отведенному на изучение предмета; учет традиций и прогрессивного опыта в построении содержания, имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базы.

Раздел «Педагогика современной школы» - важнейшая часть системы подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности.

Главная цель раздела - формирование у будущих учителей целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями тео­ретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования. В ходе изучения раздела предпо­лагается решение следующих задач: формирование теоретико-педагогического мышления у студентов, развитие у них способности рефлексировать явления педагогической действительности, формулировать педаго­гические проблемы и разрабатывать способы их решения.

В разделе программы раскрываются диалектическая взаимозависимость социальных процессов и образования, специфика функционирования основных институтов государственно-общественной системы образования, рассматриваются методологические основы педагогической науки, освеща­ется проблема целеполагания в педагогике, излагаются теоретические основы обучения и воспитания.

В раздел включены такие высокоактуальные дидактические единицы как педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении и их преодоление, принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики, индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся, направленность развития инновационной деятельности в образовании.

 

Требования к освоению раздела «Педагогика современной школы» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования

Студент должен

знать

-сущность образования как социокультурного феномена;

-особенности педагогической профессии;

-требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;

-права ребенка и его позиции в образовательном процессе;

-нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь;

-методологические и аксиологические основы педагогики;

-анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

-дидактические аспекты целостного педагогического процесса;

-сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;

-направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности

уметь:

-изучать педагогический процесс с применением научных методов;

-формулировать образовательные и воспитательные цели;

-принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;

-проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);

—применять современные технические средства образования, в том числе компьютер;

-осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;

-стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;

-располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;

-оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;

-рефлексировать себя и педагогическую деятельность.

Раздел «Педагогические системы и технологии» является практико-ориентированным. Направленность раздела - формирование технологической компетентности будущего учителя. В ходе изучения раздела предполагается решение следующих задач: изучение наиболее востребованных школой обра­зовательных технологий, ознакомление с инновационной практикой органи­зации взаимодействия учителя и учащихся на уроке и во внеклассной дея­тельности, освоение опыта проектирования и реализации педагогических новшеств,

В разделе программы представлены системы и технологии, имеющие достаточное научное обоснование и признанные педагогической обществен­ностью, раскрываются научные основы и квалификационные параметры пе­дагогических технологий, а также основные тенденции развития систем об­разования в мировой педагогической практике.

Внимание акцентируется на технологиях организации деятельности учителя-предметника и классного руководителя, коррекционно-педагогической деятельности, предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости, деятельности педагога по профилактике девиантного поведе­ния подростков, новых информационных технологиях.

 

Требования к освоению раздела «Педагогические системы и техноло­гии» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогиче­ского образования

Студент должен

знать:

-сущность технологического подхода в образовании;

-педагогические системы и технологии обучения;

-педагогические системы и технологии воспитания;

-технологии управления педагогическими системами;

-альтернативные педагогические системы и технологии;

-технологии коррекционно-педагогической работы;

-функции информационных технологий в образовании

уметь:

-переформулировать идеал образования (гуманистический, когнитив­ный, бихевериальный и др.) в диагностическую цель;

-четко определять конечную цель образовательной деятельности;

-осознанно расчленять образовательный процесс на структурные эле­менты с ориентацией на желаемый педагогический эффект;

-реализовать выделенные структурные элементы в определенной по­следовательности в контексте конечной цели;

-диагностировать начальное, промежуточное и конечное состояние об­разовательного процесса, осуществляемого в форме технологии;

-оценивать и корректировать процесс и результаты качества и эффек­тивности педагогической технологии;

-проектировать структуру и содержание учебно-познавательной дея­тельности учащихся и прогнозировать ее результаты;

-осуществлять оптимальный отбор технологий обучения (воспитания);

-обосновывать и создавать персональную образовательную техноло­гию.

Раздел «История образования и педагогической мысли» имеет своей целью расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию, вооружение зна­нием фундаментальных педагогических идей прошлого, которые составляют теоретико-методологическую основу педагогики. Все это обеспечивает ре­шение таких задач как выработка у студентов исторического подхода к педа­гогическим явлениям, становление педагогического мировоззрения, развитие системы ценностных профессиональных установок и педагогического мыш­ления.

В содержании раздела рассматриваются различные научные подходы к организации образования. В связи с этим при освещении концепций крайне важно обращать внимание на многомерность видения педагогической реальности в национальных системах образования.

Программа предусматривает изучение генезиса воспитания, развития школы и педагогической мысли в античности, в рабовладельческом обществе, в средние века, просветительской деятельности и взглядов выдающихся белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации, развития школы и педагогики в странах Западной Европы и России в XVII—XVIII веках, об­щетеоретических и дидактических взглядов классиков западно-европейской педагогики XIX века, системы образования в России и Беларуси в XIX-XX1 веках, тенденций развития системы образования в мире на современном этапе.

 

Требования к освоению раздела «История педагогики и педагогической мысли» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагоги­ческого образования

Студент должен

знать:

-предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогиче­ской мысли и их роль в развитии общества:

-педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации;

-сущность просветительских реформ в XV1I1-XIX вв. в России;

-первые декреты Советского правительства по народному образова­нию,

-направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945года по 1992 год:

-общетеоретические и дидактические концепции западной педагогики второй половины XX века:

-основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь,

-мировые тенденции развития высшей школы:

-факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслите­лей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения

уметь'.

-ориентироваться в теориях, течениях и направлениях развития педаго­гической мысли и давать им критическую оценку:

-оценивать изменения в организации отечественного образования в различные исторические эпохи:

-обосновывать значимость коллективистского воспитания, самовоспи­тания и самообразования с опорой на взгляды выдающихся педагогов про­шлого,

-осуществлять системный и сравнительный анализ основных образова­тельных парадигм;

-применять исторический подход при изучении педагогических явле-н и и;

-анализировать и оценивать педагогические явления и события про­шлого в свете современного гуманитарного знания.

Всего на изучение курса отводится 482 часа, из них 216 аудиторных (лекций - 108 ч, семинарских - 84 ч., лабораторных - 24 ч.}.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.