КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А Педагогика
Типовая учебная программа ПЕДАГОГИКА для высших учебных заведений по специальностям профиля
Минск 2008 СОСТАВИТЕЛИ: A. И. Андарало, первый проректор учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент: И. И. Цыркун, заведующий кафедрой педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор: В- В. Буткевич, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор: К. В. Гавриловен профессор кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор: B. А. Капранова, заведующий кафедрой педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук, профессор; А. В. Торхова. начальник Центра по проблемам развития педагогического образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук Российской Федерации, доцент: Л.А. Козинец, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент: Л. В. Пен крат, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент:
И. А. Царик. доцент кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты: Кафедра педагогики учреждения образования «Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова»: И. И. Казимирская. профессор кафедры педагогики и проблем образования Белорусского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 9 от 24.04.2008 г.); Научно-методическим Советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 4 от 1 5.05.2008 г): Советом учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол № 3 от 20.05.2008 г.)
Ответственные за выпуск: Л. А. Козинец. В. А. Зайцев ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ориентация высшего педагогического образования на высокое качество подготовки специалистов кардинально изменяет подходы к структуре и содержанию дидактических единиц педагогики, что вызывает необходимость подготовки программ принципиально иного уровня. Система общепедагогической подготовки студентов педагогического университета, по замыслу авторов, предполагает изучение следующих разделов: «Педагогика современной школы» «Педагогические системы и технологии» «История образования и педагогической мысли» Состав разделов и последовательность их изучения рассматриваются авторским коллективом как оптимальные, поскольку, во-первых, приводят процесс общепедагогической подготовки будущего учителя в соответствие с требованиями времени, уровнем развития педагогической науки и практики. Во-вторых, обеспечивают необходимую теоретическую базу и практическую готовность студентов к эффективной педагогической деятельности, а также к углубленному изучению конкретных вопросов педагогики в рамках спецкурсов и спецсеминаров на старших курсах.
Отбор содержания разделов осуществлен с опорой на следующие научные принципы: соответствие содержания социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития педагогической практики; учет содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания педагогики как учебной дисциплины, предполагающий соотнесение учебного материала с целями, формами, способами и средствами учебно-воспитательного процесса; структурное единство содержания на разных уровнях формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, деятельность обучаемого, личность студента и личность преподавателя. Определение содержания конкретных тем осуществлялось на основе следующих критериев: целостное отражение в содержании задач, связанных с развитием личности будущего педагога как субъекта педагогической деятельности; научная и практическая значимость изучаемого материала, соответствие сложности содержания реальным возможностям студентов; объема содержания - времени, отведенному на изучение предмета; учет традиций и прогрессивного опыта в построении содержания, имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базы. Раздел «Педагогика современной школы» - важнейшая часть системы подготовки студентов высших педагогических учебных заведений к профессиональной деятельности. Главная цель раздела - формирование у будущих учителей целостного представления о педагогической деятельности, вооружение их знаниями теоретических основ современной педагогической науки, умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменившейся социокультурной ситуации, смены образовательной парадигмы, новых стандартов образования. В ходе изучения раздела предполагается решение следующих задач: формирование теоретико-педагогического мышления у студентов, развитие у них способности рефлексировать явления педагогической действительности, формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения.
В разделе программы раскрываются диалектическая взаимозависимость социальных процессов и образования, специфика функционирования основных институтов государственно-общественной системы образования, рассматриваются методологические основы педагогической науки, освещается проблема целеполагания в педагогике, излагаются теоретические основы обучения и воспитания. В раздел включены такие высокоактуальные дидактические единицы как педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении и их преодоление, принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики, индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся, направленность развития инновационной деятельности в образовании.
Требования к освоению раздела «Педагогика современной школы» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования Студент должен знать -сущность образования как социокультурного феномена; -особенности педагогической профессии; -требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности; -права ребенка и его позиции в образовательном процессе; -нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области образования Республики Беларусь; -методологические и аксиологические основы педагогики; -анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся; -дидактические аспекты целостного педагогического процесса; -сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе; -направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности
уметь: -изучать педагогический процесс с применением научных методов; -формулировать образовательные и воспитательные цели; -принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения; -проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий); —применять современные технические средства образования, в том числе компьютер; -осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума; -стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность; -располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество; -оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития; -рефлексировать себя и педагогическую деятельность. Раздел «Педагогические системы и технологии» является практико-ориентированным. Направленность раздела - формирование технологической компетентности будущего учителя. В ходе изучения раздела предполагается решение следующих задач: изучение наиболее востребованных школой образовательных технологий, ознакомление с инновационной практикой организации взаимодействия учителя и учащихся на уроке и во внеклассной деятельности, освоение опыта проектирования и реализации педагогических новшеств, В разделе программы представлены системы и технологии, имеющие достаточное научное обоснование и признанные педагогической общественностью, раскрываются научные основы и квалификационные параметры педагогических технологий, а также основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике. Внимание акцентируется на технологиях организации деятельности учителя-предметника и классного руководителя, коррекционно-педагогической деятельности, предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости, деятельности педагога по профилактике девиантного поведения подростков, новых информационных технологиях.
Требования к освоению раздела «Педагогические системы и технологии» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования Студент должен знать: -сущность технологического подхода в образовании; -педагогические системы и технологии обучения; -педагогические системы и технологии воспитания; -технологии управления педагогическими системами; -альтернативные педагогические системы и технологии; -технологии коррекционно-педагогической работы; -функции информационных технологий в образовании уметь: -переформулировать идеал образования (гуманистический, когнитивный, бихевериальный и др.) в диагностическую цель; -четко определять конечную цель образовательной деятельности; -осознанно расчленять образовательный процесс на структурные элементы с ориентацией на желаемый педагогический эффект; -реализовать выделенные структурные элементы в определенной последовательности в контексте конечной цели; -диагностировать начальное, промежуточное и конечное состояние образовательного процесса, осуществляемого в форме технологии; -оценивать и корректировать процесс и результаты качества и эффективности педагогической технологии; -проектировать структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся и прогнозировать ее результаты; -осуществлять оптимальный отбор технологий обучения (воспитания); -обосновывать и создавать персональную образовательную технологию. Раздел «История образования и педагогической мысли» имеет своей целью расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию, вооружение знанием фундаментальных педагогических идей прошлого, которые составляют теоретико-методологическую основу педагогики. Все это обеспечивает решение таких задач как выработка у студентов исторического подхода к педагогическим явлениям, становление педагогического мировоззрения, развитие системы ценностных профессиональных установок и педагогического мышления. В содержании раздела рассматриваются различные научные подходы к организации образования. В связи с этим при освещении концепций крайне важно обращать внимание на многомерность видения педагогической реальности в национальных системах образования. Программа предусматривает изучение генезиса воспитания, развития школы и педагогической мысли в античности, в рабовладельческом обществе, в средние века, просветительской деятельности и взглядов выдающихся белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации, развития школы и педагогики в странах Западной Европы и России в XVII—XVIII веках, общетеоретических и дидактических взглядов классиков западно-европейской педагогики XIX века, системы образования в России и Беларуси в XIX-XX1 веках, тенденций развития системы образования в мире на современном этапе.
Требования к освоению раздела «История педагогики и педагогической мысли» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования Студент должен знать: -предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества: -педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации; -сущность просветительских реформ в XV1I1-XIX вв. в России; -первые декреты Советского правительства по народному образованию, -направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945года по 1992 год: -общетеоретические и дидактические концепции западной педагогики второй половины XX века: -основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь, -мировые тенденции развития высшей школы: -факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения уметь'. -ориентироваться в теориях, течениях и направлениях развития педагогической мысли и давать им критическую оценку: -оценивать изменения в организации отечественного образования в различные исторические эпохи: -обосновывать значимость коллективистского воспитания, самовоспитания и самообразования с опорой на взгляды выдающихся педагогов прошлого, -осуществлять системный и сравнительный анализ основных образовательных парадигм; -применять исторический подход при изучении педагогических явле-н и и; -анализировать и оценивать педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания. Всего на изучение курса отводится 482 часа, из них 216 аудиторных (лекций - 108 ч, семинарских - 84 ч., лабораторных - 24 ч.}.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |