Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по составлению конспекта




Конспект – это жанр работы с другим литературным источником. Цель – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

Конспект представляет собой деловые выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нем выделяются основные положения, подбираются примеры, идет перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идет со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

Конспект представляет собой последовательное изложение статьи, книги, лекции. Его основу составляют тезисы, выписки, цитаты. При конспектировании воспроизводят не только мысли, изложенные в оригинале, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и то, что утверждается и то, как это доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных видов конспекта является текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно представляет логику материала и содержит максимум информации.

Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

  1. Уяснить цели и задачи конспектирования.
  2. Ознакомиться с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление, выделить информационно значимые места.
  3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы или всего текста и выделить информационно значимые места.
  4. Составить конспект, для этого:

- сделать библиографическое описание конспектируемого источника;

- последовательно выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией;

- написать краткое резюме – обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Конспекты могут быть плановыми, которые пишутся на основе составленного плана статьи или книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае пользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге, в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.

Конспект может быть и опорным. Этот творческий вид работы введен известным педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым, который назвал его опорным сигналом. В опорном сигнале содержащаяся информация «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т.п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.

При любом виде конспектирования нужно помнить, что текст нужно делить, для этого используются подзаголовки, абзацные отступы, пробельные строки. Все это улучшает читаемость конспекта, организует запись. При составлении конспекта надо пользоваться оформительскими средствами:

  1. Делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчёркивания, например, вертикальные, диагональные и др.
  2. заключать в рамки законы, правила, определения и т.п.
  3. Пользоваться при записи чернилами разных цветов.
  4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти нужную информацию.

Методические рекомендации по выполнению доклада (сообщения)

Не менее сложная задача – подготовить доклад. Композиционно речь может быть построена следующим образом.

Части выступления Приемы привлечения внимания
Вступление. Задачи:
  1. Пробудить интерес к теме предстоящего разговора.
  2. Установить контакт с аудиторией, подготовить слушателей к восприятию выступления. Обосновать постановку вопроса.
Основное условие – максимальная лаконичность.
Обращение «Уважаемые коллеги», «Дорогие друзья», «Я рад приветствовать», «Разрешите представиться» и т.п. Неожиданный вопрос. Ошеломляющие факты. Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы. Изложение парадоксальной ситуации. Апелляция к интересам аудитории Апелляция к событиям. Прием соучастия.
Главная часть Задачи: 1. Последовательно разъяснить выдвинутые положения. 2. Доказать их правильность. 3. Подвести слушателей к необходимым выводам. Определения, сравнения. Ссылки на авторитетных или известных лиц. Статистические данные. Вызов ассоциаций. Цитирование. Пояснение неизвестных терминов. Использование конкретных примеров. Постановка вопросов аудитории. Обращение к личному опыту. Апелляция к речи предыдущего оратора (при необходимости) Юмористические замечания (если уместны)
Заключение Задачи:
  1. Суммировать сказанное.
  2. Повысить интерес к предмету речи.
  3. Подчеркнуть значение сказанного.
  4. поставить задачи.
  5. Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).
Цитата или иллюстрация, кратко обобщающая вашу мысль. Повторение ключевых фраз.  

При подготовке устного выступления обратите внимание на следующие рекомендации:

· лучше не читать свой доклад, а сделать по нему устное сообщение. Прорепетируйте его: сначала прочитайте его, затем повторите речь, руководствуясь только ключевыми словами и выражениями, повторите места, которые вас больше всего смущают. Для начала отдельные места можно заучить, чаще этого требуют введение и заключение, их труднее всего создавать на ходу

· заготовьте план и тезисы выступления, они помогут вам сориентироваться при выступлении. Полезно поупражняться в произнесении текста перед зеркалом. Недаром говориться: «Хорошо подготовленная речь- это на девять десятых произнесённая речь».

· заняв место выступающего в аудитории, не забудьте поприветствовать слушателей, объявить тему своего доклада и его цель;

· установите зрительный контакт с аудиторией. Манера смотреть на людей как в пустое пространство раздражает. Не нужно смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление, что вы общаетесь со всеми, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую;

· уверенный вид оратора положительно действует на слушателей. Если есть необходимость, сделайте несколько вдохов перед началом речи, это ослабляет напряжение. Энергично произнесите первые фразы вашего доклада. Не располагает к себе официальная, несколько натянутая обстановка публичного доклада. Атмосфера должна быть дружеской, но вместе с тем деловой;

· для оратора очень важно как звучит его голос. «Как ни прекрасна мысль, но, проходя через уста, она бледнеет», - писал Абай. Обратите внимание на особенности голоса. Звучность голоса позволяет слышать вас всей аудитории. Но звучный голос- это не только громкий, но и выразительный голос. Выразительность речи невозможна, если вы не уверены в себе, плохо владеете материалом, боитесь аудитории.

Темп речи: если вы произносите меньше 100 слов в минуту, речь слишком медленна, даже для приватного общения. Средним темпом считается 120-150 слов в минуту. Обратите внимание на паузы между отдельными элементами мысли, оттеняя более существенные слова.

Интонация передаёт разнообразие и глубину чувств. Монотонность речи, слишком высокий или, наоборот, слишком низкий тон, постоянно повторяющаяся интонация не украшают речь, снижают интерес слушателей.

Тембр-окраска звука, его мягкость и теплота. Голос должен отражать чувства и отношения оратора. К недостаткам тембра относятся: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. От этих недостатков не всегда можно избавиться самостоятельно, иногда требуется консультация специалиста.

Дикция – ясность и чёткость в произношении слов, слогов и звуков. В публичном выступлении слова выговариваются более чётко, чем в частном разговоре.
Если слушатели заинтересованы в том, что вы говорите, он будут смотреть вам в лицо. Оно не должно быть застывшей маской. Мимика должна быть подвижной. Она создаёт зону эмоционального раздражения, отражает отношение выступающего к тому, что он говорит. Потренируйтесь перед зеркалом, удостоверьтесь в том, что вы точно транслируете те эмоции, которые вам необходимы. Мимика должна быть утончённой, ни в коем случае не похожей на гримасничанье.

Жесты – это движения руками, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Используйте жестикуляцию по мере необходимости. Жесты должны отвечать своему назначению, характеру речи и аудитории, т.е. быть целесообразными. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом. Управляйте жестами, не позволяйте себе походить на ветряную мельницу. Жестикуляция не должна быть однообразной, не пользуйтесь только одним движением рук. Жесты должны быть непроизвольными, этого можно добиться тренировками.

Поза – правильная и удобная манера стоять во многом поможет вам снять напряжение при публичном выступлении и чувствовать себя уверенно. Не стойте неподвижно, как в строю, но инее топчитесь на месте бесцельно. Поза должна выражать уверенное спокойствие, расположенность к аудитории. Суетливость и беспорядочность движений раздражает слушателей. Примите к сведению следующие рекомендации и, репетируя своё выступление, потренируйтесь заранее: ноги должны быть расставлены на ширине 12-15 см., носки слегка раздвинуты, одна нога выставлена чуть вперёд, не делайте одинаковый упор на обе ноги, в наиболее выразительных местах вашего доклада упор делается на носок колени гибкие, В плечах и руках нет напряжения, руки должны быть плотно прижаты к туловищу, голова и шея несколько выдвинуты вперёд, грудь выставлена, живот подтянут так, чтобы это не мешало дыханию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.