Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс обучения. 1 страница




Укажите группу, в которой перечислены социальные роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание.

Тесты.

1. Воспитанный человек. 2. Знаток этикета.

Гуманист. Эколог.

Природолюб. Семьянин.

3. Гражданин. 4. Гражданин.

Работник. Патриот.

Семьянин. Интернационалист.

 

2. Воспитательные дела эстетической направленности могут проходить в различной последовательности. Какое их чередование вы считаете целесообразным?

1. Воспитательные дела проводятся по циклам: сначала обзорно характеризуется литература 19 – 20 веков, а затем изучается история музыки этой эпохи, после чего переходят к истории живописи и заканчивают «театральным циклом».

2. Воспитательные дела строго увязывают с тем материалом, который изучается по литературе и истории, привлекается учебный материал по живописи, музыке и театральному искусству.

3. Воспитательные дела проектируются строго по темам в историко-хронологической последовательности. Различные виды искусства рассматриваются во взаимосвязи. Воспитательные дела по живописи сменяются воспитательными делами по музыке и театру.

4. Тематика воспитательных дел и их чередование определяются интересами и предложениями воспитанников.

5. Тематика воспитательных дел устанавливается исходя из диагноза эстетической воспитанности школьников.

3. Молодая учительница пошла с семиклассниками копать ямки для деревьев. Ребятам объяснили, как нужно выполнять эту работу. Учительница подходила то к одному звену, то к другому, подбадривала. Дело спорилось. Но через два часа все как-то затормозилось, энтузиазм иссяк. Многие просто стояли, опершись на лопаты. Учительница начала покрикивать на ребят, спорила с ними, нервничала, называла лодырями, ученики рывками брались за работу, но дело вперед не двигалось. Назревал конфликт. Объясните, почему так случилось?

1. Дело было плохо подготовлено, учительница не предупредила и не использовала стимулов, побуждающих ребят долго и самоотверженно трудиться.

2. Дело было навязано школьникам.

3. Ребята просто ленились, не прилагали усилий, потому что не видели и не понимали общественного значения своей работы.

4. Экологическое просвещение принесло мало пользы, а может быть, его совсем не было.

5. Нравственное, экологическое и трудовое воспитание семиклассников не велось в комплексе – первые же трудности показали низкий уровень сформированности нравственных качеств.

6. Правильного ответа нет.

 

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умения, навыков, осуществляется развитие и воспитание учащихся. Цель: передачи ЗУН, развитие умственных сил учащихся. Цель организует и мобилизирует творческие силы учителя, помогает отбирать наиболее эффективные формы, методы, приемы, содержание. Частные задачи – обеспечение усвоения конкретной суммы ЗУН. Метод – способ совместной деятельности учителя и учеников, направленный на достижение образовательных целей. Содержание – объект передачи, работы учителя, предмет познания детьми, средства развития умственных сил, источник образования умения и навыков. Форма обучения – ограниченная во времени и организованная в пространстве совместная деятельность учителя и учеников. (общая – индивид., групповая, фронтальная, парная; форма организации обучения – урок, лекция, семинар, экскурсия). Структура учебного процесса: 1. Мотивация (вызвать интерес,). 2.Первичная диагностика (активизация чувственного опыта знаний детей, атмосфера в классе). 3. Постановка целей и задач (объявление темы, постановка вопросов, решение задач – активизирующих, проблемных творческих). 4. Восприятие и изучение нового материала (осознание: анализ, синтез, сравнение, обобщение). 5. Закрепление (повторение, упражнения –препятствует абыванию, помогает связать нов. со старым). 6. Применение (решение задач, упражнение, заданий). 7. Контроль качества усвоение знаний. 8. Коррекция (если есть отклонения от результата). 9. Обобщение (систематизация, установление внутрипредметных и межпредм. связей) Зак-ти. показывают, что и как связано в педпроцеесе, что и от чего зависит 1. динамики педпроцесса. (Величина последующих достижений ависит от его достижений на предыдущих эта­пах.) 2. развития личности. Темп и уро­вень развития личности зависит от: а) наследственности; б)восп-й и учебной среды; в) включения в учебно-восп-ю д-ть; г) применения средств и способов пед влияния. 3. управление уч.-восп. процессом. Если вос-ль и восп-к чаще общаются, то результаты воспитания будут более очевидными. Воспитатель вникает в поведение ребенка, правильно •го понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет

ошибочные действия, то и общий результат будет более значительным 4. единства чувственного, логического, практического. Только объединив в учебно-воспитательном процессе эмоции, рассудок и действие, можно обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил по­ведения, знаний и умений. 5. Зединство пед-кой и позн. деятельности. Справедливо сказано: «Каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников».

 

191Принципы и правила обучения. Пактически применил и сформулир. Коменский в «Великой дидактике». Осн. положением его стал принцип природосообразности (обучение аналогично тому порядку, каков он в природе, в котор. живет чел-к). Принцип наглядности Коменский назыв. «золотым правилом» обучения. Вопросами принцип. обуч. занимался Песталоцци, Дистерверг, Ушинский и др. Принцип обуч. – руководящие исходные положения, котор. относ-ся ко всему учебн. процессу в целом: к цели, содержанию, формам, методам обуч., а также взаимодействие обучающего и ученика. Эти принципы распредел-ся на все учебн. предметы. Правило обуч. не явл-ся руководящим положением, формулир-ся в виде конкретн. предписаний и рекомендаций. Правило обуч. вытекает из принципов. Их соблюдение – успешная реализация принципов дидактики. Правило обуч. явл-ся переходным звеном от теории к практике. В них обычно предусматрив-ся типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. Парвила необходимо регулировать, обновлять, нельзя требовать педантичного исполнения. В современ. дидактике принципы объедин-ся вокруг принципа природосообразности. Дид. принципы: 1 ) пр-п сознательности и активности (восприятие мат-ла сознательно и осмысленно уч-ся. Зн. без понимания - формализм). 2 ) пр-п наглядн. (Разв. от Коменского (17в.), Песталоцци, Ушинск., Занков, Столяр Нагл-ть как пр-п и как средство обуч. (окруж. мир чел-к познает через ощущения и восприятие, в котор. участв-т разн. органы чувств – в процессе воздействия на все анализаторы). 3 ) пр-и систематичности и последовательности ученик обладает Зн., когда в его мозгу отраж-ся четкая картина окруж. мира. Главн. способ формиров. Зн. – организован-е обучен., система научн. Зн. созд-ся в той послед-ти, котор. обусловлена внутр. логикой уч. мат. и познават-ми возможн-ми учеников, больше резултат, елси нет перерывов, если не упражнять навык, но утрачивается, не приучать к лог. мышл – затруднения в мыслит.д-ти). 4) пр-п прочности (зависит от объект-х факторов (стр-ра, содержание), от субъект-го отношения уч-ся к данному мат., обучению учителю. Прочн. усвоение – использ. различн. мет-ов и видов обуч. Память уч-ся имеет избир-ый хар-р – интересное запоминание - дольше и прочнее). 5) Пр-п доступности (вытек. из возрастн. разв. шк-ов и орган-ии дидактич. процесса (Коменский «от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному). 6) пр-п научности (обеспечив-ся содержанием шк-ого материала, строгим соблюдением принципов его формир-ия. отражена в уч. планах и программах, реализуется в межпредметных связях). 7) пр-п эмоциональности. 8) Пр-п связи теории и практики. Принципы требуют полного выполнения, одновременного., указывают пути достижения качеств. результатов обучения.

 

20. Система методов обучения и их характеристика. Методы обуч. – способы совместной деят-ти учителя и ученика, напр-ые на достижение ими образов-х целей. Прием – часть метода. Мет-ы реализ-ся через совокупность приемов. Функции мет -в обуч.: обуч., мотивационная, развив-я, воспит-я, организ-я. Классификация методов обуч. (по источн. «передачи Зн.»): 1) словесные (рассказ, объяснение, беседа (вводная, всупит., эвристич., закрепл., индив., фронт.), собеседование, дискуссия, лекция, раб. с учебником (конспектирование, сост. плана). 2) наглядные мет-ы (иллюстр. (плакаты, табл., картины, карты, муляжи, макеты), демонстр-ии (опытов, телепередач, в\ф, д\ф, комп. программ). 3) практич. мет-ы (упражн. (устн. и письм., граф., трениров., учебно-трудов., лабор. раб., практ. раб., дид. игры). Классификация Ю.К.Бабанского: 1) мет-ды стимулир. и мотивации учения (познават. игры, дискуссии, предъявл. уч. требований). 2) мет. организ. и осущесвления учебн. действий (словесн., наглядн., практич., индукции и дедукции, пробл.-поиск., эвристич., репродуктивн., сам. раб.). 3) Мет. контроля и самоконтроля (устн. и письм. контроль, лаборат., мет-ы самоконтроля). Классификация И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина (в основе возр. степени самост-ти уч-ся): 1) объяснит.-иллюстриров-й (учитель сообщает информацию – учен. воспринимают её). 2) репродуктивные (по образцу учителя). 3) проблемн. изложения (проблема и пути её решения). 4) частично-поисков. (эвристич.) (расчленение проблемы на части, постепенное решение проблемы). 5) исследов-й (поисков. творческ. деят-ть уч-ся). Мет. устного изложения (функции: мотивац.. информац., воспит., обобщающ., организ., контр.-коррекц.). 1) Рассказ – яркое, заним-ое, эмоцион. изложение Зн. в определ. логическ. последоват-ти. Использ. при изучен. всех предметов, мощный источник влияния на мыслит. деят-ть, воображ., эмоции (расск.-повествование, рассказ-описание, рас.-вступление, рас.-заключение, худож. расск., объяснение). 2) Беседа – диалогич. метод обуч. изложения и усвоения уч. мат-ла, примен. на разных этапах, воздействие на сознание, самокоррекция при правильн. постановке вопросов, вовлекает в мыслит. поиск. Беседы по назначен. делятся на: вводные, сообщен. нов. Зн., закрепляющ., контр.-корректир. По уровню познават. деят-ти.: репродуктивные, эвристические. Работа с книгой гл. цель – подг-ка к саморазвитию. Д. уметь сам. отыскивать мат-л, лит-ру. Зн-ся с правилами работы с кн. – работа со сл. сл., план, чт. по частям, пересказ с опорой на план, спец. записи. От содержания и целей выбирают методы раб с книгой. – Сплошное чт. – худ лит., ведение чит. днев., выписки. Изучение книги. Частичное использ Сам работа -актив-ция мышления, разв. познав., тв-ва. классификации по дидактическим целям- обучающие (фор. Зн.) и контр-ющие.; по уровню самостоятельности - 1. по образцу. (по алгоритмам) - при первичном закр., способствуют созданию условий для перехода к зад-ям на б. выс. уровне сам-ти. Требуется точное воспроизведение. 2.Реконструктивно-вариативные. (содержат в себе задачи, по условиям кот. приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные.) 3.Частично-поисковые (эвристические). – перенос ЗУ в непривычные, нестандартные ситуации. 4.Исследовательские (творческие). выдвижение и проверка собст-й гипотезы и суждения,. по степени индивидуализации; общеклассные, групповые и индивидуальные. Проводят, учитывая инд. особенности каж­дого, в условиях органического соединения ин­дивидуальной и коллективной деятельности учащихся. Общеклассны е – фронтал.: все выполняют одни задания. Вариантные - идентичные по содержанию. Дифф.- раз­ному уровню подготовленности по источнику и методу приобретения знания; лабораторные и практические работы; подготовка докладов, рефератов по форме выполнения – устные, письм.; по месту выполнения. Успешному выполнению способствуют четкие указания учителя о ее цели, содержании, способах выполнения, формах вы­ражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток. Содержание, форма и продолжительность д. от­вечать поставленным целям урока. Нередко она зани­мает лишь несколько минут или может длиться в течение всего урока

 

21.Виды и формы обучения: История и современность. Вид (тип) обученияобщий способ орг-ии уч.-воспит. процесса. Опред-ся хар-ром деят-ти учителя, особенностясм обуч. учен., спецификой применения Зн. на практике Догматическое обуч. (историч. первоначально сложившееся) – изучение факторов, явлений как неизменных положений (догм), готовая сумма Зн. излагается в готовом виде без объяснений, уч-ки д. запомнить и дословно воспроизвести, применение Зн. на практике не требовалось –развит. механич. памяти, В современной школе - объясн.-иллюстрир. обуч. (воспроизведение– гл. критерий эффект-ти, эк. времени). Готовые З освобождают от самост-ти и продуктивности мышления, ограничев. возможности дифф-ции. Проблемное обуч. – самост. добывание З в процессе решения уч. проблем (Лернер, Матюшкин) Основн. идея: построен. уч. деят-ти через решение позн. задач, имеющих незаполненное место. Этапы: создание пробл. сит, анализ имеющ-ся Зн., приобретение необходимых Зн., «озарение», проверка и сопоставление. Стр-ра урока 1) актуал. опорных Зн. и способов действия, 2) усвоение новых понятий и спос-в деят-ти, 3) прим-е их, формир. УН. Требования к проблемн.?.: посильность, доступность, учет запаса ЗУ, удивление при сопоставлении известн. и неизвестного, Прогроммир-е: Линейные (Скиннер) – рассчитаны на безошибность всех шагов уч-ся, соответств-т возможн-ям слабых уч-в. Разветвлен. - осн. часть рассчит. на сильных уч-ся, доп-ые «ветви» в случае затруднения – дает возможность индивид-ть обуч. по уровню трудности и темпу продвижения. Особенности раздел. мат. на отдельные порции, уч. процесс из отдельн. послед-х шагов, кажд. шаг заверш-ся контролем, при затруднении – помощь. Компьют. обучение – спец. програм. исп-ся для управл-я ходом обуч., для контроля и коррекц. результатов, выполнение трениров. упр-й, предъявление инф-ции – повыш. уровень успеваемости, развив. спос-ти, использ. для тестир-я, оценки и управлен., освобожд. время учителя. Форма обуч. – способ сущ-ния уч.-в. процесса, связана с колич-м обучаемых, временем и местом обучен., порядком его осуществл. (рассм-сь – Коменским «Вел. дид-ка», в наше время – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин.). Форма орган. обучен. - внешнее выражение деят-ти учит. и уч-ся, осущ-ся в определ. порядке и режиме: урок, дом. раб., экскурс., консульт., доп. занят. В истории известны Индив. форма (самая старая) - вып. задан. сам-но в доме учителя или ученика («репетиторство»). «-»: неэк-сть, огранич-ть влияния уч-ля. С 16в. индив.- группов. обуч. – занятие с группой разновозрастн. детей, обучение – индив-но (поочередное спрашивание мат-ла, объясн. нового, индив. задание), приход в школу в разн. время. В групп. форм. – уч-ся работ. в группах, создаваемых на разл. основа-х. Коллект. обучен. (впервые в братских школах Бел. и Укр. (16в.), начало кл-ур. с. об.). Фронтальн.форма – работа со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Уч-ся рассматрив-ся как целостный коллектив со своими лидерами и особенн-ми взаимодействия. Формы обуч. классиф-ся по: 1) кол-ву охвачен. учен-в (индивид., групп., фронт.); 2) место учебы (школьн., внешкольн.); 3) длительность обучен. (45 мин., 35 мин., произвольной длительн.). Классно-урочн. система (17в.) – труды Коменского, Дистервега, Ушинского. Особ-ти: постоян. состав,учеников - одного возраста, раб. в соответств. с год-м планом, каждый урок предназначен 1 предмету, чередование ур., руковод. роль уителя, различн. виды и формы познав. деят-ти. «+» четкая стр-ра, удобства управл. деят-стью, эк. учебн. времени, влияние личности на детей. «-«орие-ция на сред. учен-ка, трудность учета индив-х особен-ей. ДР.формы орг-ии уч. процесса: Дальтон-план –индив-зированного обуч. (США нач. 20в.), уч-ся сам-но планиров. свою учебн. работу, очередность изуч. предметов и порядок использ-я своего раб. времени, коллективн. раб. – 1час в день, остальн. время – индив. раб. в мастерских, где постоянно присутств. учителя. Метод проектов –ЗУ уч-ся приобретают при планирования и выполнения постепенно услож. практ. заданий (США, сов. шк.). Гербарт – противник ед-й системы образ., сторонник класс. образов., предлагал создать школы: элементарную, городскую и гимназию (не было приемств-ти, существов. сам-но). Коменский – установил понятие школьн. года, уч. четверть, каникулы, определил орга-ю уч. дня, разработ. кл.-ур. систему.

 

22. Современные образовательные технологии и особенности их применения в начальных классах. Педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Классификация пед. технологий по Г.К. Селевко: 1. По уровню применения – общепедагогические, частные методические (предметные) и локальные (модульные технологии). 2. По философской основе – материалистические и идеалистические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. 3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические технологии. 4. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных зн., ум., нав. По предметам), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоц-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности). 5. По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, частно предметные, и тд. 6. По типу организации и управления познавательной деятельности. «Монодидактические» системы: – традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющего комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография); – Современное традиционное обучение, использующая дидахографию в сочетании с техническими средствами; – Групповые и деференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а так же уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора; – Програмированное обучение, основывающееся на адоптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. Типы технологий с позиции ребенка в образовательном процессе: 1. Авторитарные технологии. Отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавление инициативы учащихся, требования и принуждения. 2. Дедактоцентрические технологии. Не внимание к личности ребенка, приоритет обучения над воспитанием. 3. Личностно-ориентированные технологии. В центре личность ребенка, она является целью в образовательной системе. 4. Гуманно-личностные технологии. 5. Технологии сотрудничества – демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. 6. Технологии свободного воспитания – свобода выбора и самостоятельность ребенка. 7. Эзотерические технологии: 1) по категории обучающихся: - массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика. – технология продвинутого уровня (лицей, гимназия); - технологии компенсирующего обучения (пед.коррекция, поддержка, выравнивание и тп.); - технология работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в школе. По направления модернизации традиционной системы: - педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации пед. отношений (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина). – педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение (В.Ф. Шаталов, Е.И. Пассова). – пед. технологии на основе эффективности организации и управления процессам обучения (С.Н. Лысенкова, В.К. Дьяченко): компьютерные технологии, программированное обучение (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И.Унт, В.Д. Шадриков); - пед технологии на основе методического усовершенствования и дидактическоко реконструирования учебного материала. – природосообразное, использующее методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др. – Альтернативные. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Цель: высокое общее развитие личности, создание основы для всестороннего гармоничного развития. Деятельность учащегося, наблюдение, сравнение, выводы. Самостоятельная деятельность учащегося, коллективный поиск, напраляемая учителем; Создание пед. ситуаций общения на уроке, где каждый ученик проявляет инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Довыдова. Цель: формирование теоретического сознания мышления, системы научных понятий. Путь усвоения знаний: 1. От общего к частному; выявление условий происхождения предметного содержания понятия. Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской. Цель: развивать индивидуальные позновательные способности каждого ребенка; максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Педагогика сотрудничества (80-е годы 20 в.) 1. Гуманно личностный подход к ребенку (отказ от принуждения, формирование положительной Я-концепции, новый взгляд на личность как цель образования). 2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс (содержение обучения рассматривается как средство развития личности). 3. Концепция воспитания (формирование общечеловеческих ценностей развития творческих способностей ребенка). 4. Педагогизация окружающей среды. Ш.А. Амонашвили: воспитание в ребенке благородного человека. Идеал воспитания – сомовоспитание. Гуманизм, индивидуальный подход, мастерство общения. Вместо количественной оценки качественное оценивание. Игровые технологии: - дидактические(расширение кругозора, ЗУН); – воспитывающие(воля, самостоятельность, общительность); – развивающие (память, внимание, речь). Б.П. Никитан – развивающие игры знакомят с разными способами передачи информации; решение задачи в виде рисунка. Игровой сюжет помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. С.Н. Лысенкова – 1. Опережащее обучение (1. Предварительное введение первых порций будущих знаний. 2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение. 3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий). 2. Комментируемое управление («думаю, говорю, записываю»). 3. Опорные схемы (таблицы, карточки, чертежи, рисунки; не должны висеть как плакаты, а работать активно на уроке). Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Цель: усвоение ЗУН, развитие коммуникативных качеств личности.   . – технология продвинутого уровня (лицей, гимназия); - технологии компенсирующего обучения (пед.коррекция, поддержка, выравнивание и тп.); - технология работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в школе. По направления модернизации традиционной системы: - педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации пед. отношений (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина). – педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение (В.Ф. Шаталов, Е.И. Пассова). – пед. технологии на основе эффективности организации и управления процессам обучения (С.Н. Лысенкова, В.К. Дьяченко): компьютерные технологии, программированное обучение (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И.Унт, В.Д. Шадриков); - пед технологии на основе методического усовершенствования и дидактическоко реконструирования учебного материала. – природосообразное, использующее методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др. – Альтернативные. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Цель: высокое общее развитие личности, создание основы для всестороннего гармоничного развития. Деятельность учащегося, наблюдение, сравнение, выводы. Самостоятельная деятельность учащегося, коллективный поиск, напраляемая учителем; Создание пед. ситуаций общения на уроке, где каждый ученик проявляет инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Довыдова. Цель: формирование теоретического сознания мышления, системы научных понятий. Путь усвоения знаний: 1. От общего к частному; выявление условий происхождения предметного содержания понятия. Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской. Цель: развивать индивидуальные позновательные способности каждого ребенка; максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Педагогика сотрудничества (80-е годы 20 в.) 1. Гуманно личностный подход к ребенку (отказ от принуждения, формирование положительной Я-концепции, новый взгляд на личность как цель образования). 2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс (содержение обучения рассматривается как средство развития личности). 3. Концепция воспитания (формирование общечеловеческих ценностей развития творческих способностей ребенка). 4. Педагогизация окружающей среды. Ш.А. Амонашвили: воспитание в ребенке благородного человека. Идеал воспитания – сомовоспитание. Гуманизм, индивидуальный подход, мастерство общения. Вместо количественной оценки качественное оценивание. Игровые технологии: - дидактические(расширение кругозора, ЗУН); – воспитывающие(воля, самостоятельность, общительность); – развивающие (память, внимание, речь). Б.П. Никитан – развивающие игры знакомят с разными способами передачи информации; решение задачи в виде рисунка. Игровой сюжет помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. С.Н. Лысенкова – 1. Опережащее обучение (1. Предварительное введение первых порций будущих знаний. 2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение. 3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий). 2. Комментируемое управление («думаю, говорю, записываю»). 3. Опорные схемы (таблицы, карточки, чертежи, рисунки; не должны висеть как плакаты, а работать активно на уроке). Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Цель: усвоение ЗУН, развитие коммуникативных качеств личности.    
 

 

22Современные образовательные технологии Педехнологиянабор операций по конструированию, формированию и контролю ЗУН и отношений в соответствии с поставленными целями. Классификация пед. технологий по Г.К. Селевко: 1. По уровню применения – общепедагогические, (предметные) и модульные технологии. 2. По философской основе – материалистические,свободного воспитания и принуждения 3.По ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные (способов умственных действий), эмоционально-художественные 4. По характеру содержания и структуры -: обучающие, воспитывающие, гуманитарные, частно предметные 5. По типу организации и управления познавательной деятельности. Т с позиции ребенка в образ-м процессе: 1. Авторитарные - жесткая орг-ция шк. жизни, подавление инициативы, требования и принуждения. 2. Дедактоцентрические технологии. приоритет обучения над воспитанием. 3. Личностно-ориентированные технологии. В центре личность ребенка, она является целью в образ. системе. 4. Гуманно-личностные технологии – помощь личности, поддержка. 5. Технологии сотрудничества – демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. 6. Технологии свободного воспитания – свобода выбора и самостоятельность ребенка. По направлениям модернизации традиционной системы: - педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации пед. отношений Система разв.обучения Л.В. Занкова. Цель: высокое общее развитие личн., создание основы для всестороннего гарм-ого развития. Ход познания от ученика. Деятельность учащегося, наблюдение, сравнение, выводы. Самостоятельная деятельность учащегося, коллективный поиск, напраляемая учителем; Создание пед. ситуаций общения на уроке, где каждый ученик проявляет инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Технология разв. об. Д.Б. Эльконина – В.В. Дов. Цель: ф-ние теор-го мышления, системы научных понятий. Путь усвоения знаний: 1. От общего к частному; выявление условий происхождения предметного содержания понятия. Особенности Уч действия – принятие от уч-ля учебн.задачи, преобразование условия з. с целью навхождения общего, моделирование отнош. в предм-й, граф. и буквенной сфере, решение системы задач бщим способом, контроль за выполнением предыдущих действий, оценка усвоения как результат уч.задачи Личностно-ориен. разв. об. И.С. Якиманской. Цель: развивать инд-е позн-е способн. каждого ребенка; макс. выявлять, использовать инд-й опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Педагогика сотрудничества (80-е годы 20 в.) 1. Гуманно личностный подход к ребенку (отказ от принуждения, формирование положительной Я-концепции, новый взгляд на личность как цель образования). 2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс (содержение обучения рассматривается как средство развития личности). 3. Концепция воспитания (формирование общечеловеческих ценностей развития творческих способностей ребенка). 4. Педагогизация окружающей среды. Ш.А. Амонашвили: воспитание в ребенке благородного человека. Идеал воспитания – сомовоспитание. Гуманизм, индивидуальный подход, мастерство общения. Вместо количественной оценки качественное оценивание. отметки – костыли хромой педагогики Игровые технологии: - дидактические (расширение кругозора, ЗУН); – восп-щие (воля, сам-ть, общительность); – разв-щие (память, внимание, речь). Б.П. Никитан – развивающие игры знакомят с разными способами передачи информации; решение задачи в виде рисунка. Игровой сюжет помогает активизировать уч. процесс, усваивать ряд учебных элементов. С.Н. Лысенкова – 1. Опережащее обучение (1. Предварительное введение первых порций будущих знаний. 2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение. 3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий). 2. Комментируемое управление («думаю, говорю, записываю»). 3. Опорные схемы (таблицы, карточки, чертежи, рисунки; не должны висеть как плакаты, а работать активно на уроке). Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Цель: усвоение ЗУН, развитие коммуникативных качеств личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.