КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статуя Будды, ставшая выражением новым идейных течений
Отвечая на следующие четыре вопроса, давайте попытаемся глубже разобраться в значении железной статуи Будды Вайроканы из храма Топхиан–са. Во–первых, почему статуя была создана не в Кёнгчжу, а в округе Чхорвон провинции Кангвон–до? На самом деле, если основным ядром буддийских кругов в VIII веке, когда была создана знаменитая статуя Будды из пещеры Соккур–ам (объект № 24 из Списка национальных сокровищ), были представители королевской семьи или «истинной кости» — 2–ого высшего сословия в Силла, то с IX века статуи Будды стали изготавливать в провинции при поддержке местных верующих; характерно, что данная тенденция со временем только усиливалась. Вероятно, именно с этим связано то, что статуй Будды, датируемых IX веком, гораздо больше в провинции, чем в столичном Кёнгчжу. В этом контексте железная статуя Будды из Топхиан–са, созданная силами местной общины верующих в ознаменование важного для них события, как нельзя лучше отражает ситуацию в буддийских кругах того периода. Во–вторых, почему в качестве материала использовали железо? В буддийских канонических текстах в качестве материалов, которые можно использовать для изготовления металлических статуй Будды, называется пять видов металла: золото, серебро, медь, железо, олово. Среди них наиболее предпочитаемым была, конечно, медь. Добавляя к меди немного олова и цинка, получали бронзу, из которой затем изгота-вливали статуи и покрывали их золотом. Такие статуи называли «медно–золотой Будда». Большинство из сохранившихся до наших дней статуй Будды относятся именно к этому виду. Однако изваяния, изготовленные из железа, напротив, чрезвычайно редки. Причина этого в том, что железо было более сложным в работе, чем медь, и поэтому из него плохо удавались относительно мелкие детали скульптур. Кроме того, во время литья статуй большого размера из этого металла на них оставались неприглядные следы, возникающие из–за стыков на внешней форме. На памятнике из Топхиан–са также остался такой след, похожий на шрам, проходящий поперёк груди статуи. Кроме того, поскольку железо было основным материалом для изготовления оружия и сельскохозяйственных орудий, в скульптуре его исполь-зовали гораздо реже, чем медь, в силу его элемен-тарной нехватки. Однако, несмотря на подобные трудности, с середины VIII века началось изготовление буддийских статуй из нового материала — железа. Время расцвета этого производства пришлось на IX век, после чего оно продолжало развиваться вплоть до начала периода Корё (918 — 1392 гг.). Существуют различные предположения относительно причин, по которым в Корее стали изгота-вливать статуи Будды из железа, но пока ни одно из них не получило подтверждения. Тем не менее, большин-ство специалистов сходится в том, что начиная с IX века, когда буддийские статуи начали производить по всей стране, для их изготовления требовалось большое количество сырья, а ограниченность природ-ных ресурсов не позволяла снабдить всех нуждаю-щихся достаточным количеством золота и меди, в связи с чем железо выступило как альтернатива. Данное предположение подтверждается и тем фактом, что производство статуй из железа в тот период процветало главным образом в крупных и известных буддийских храмах, бывших оплотом местной знати. Возможно, ещё одной причиной того, что железо вошло в моду, было и увеличение объёма поставок железа на рынок, ставшее естественным следствием роста добычи железной руды в шахтах начиная с конца периода Объединённая Силла. В–третьих, железная статуя Будды из Топхиан–са отличается своеобразным положением рук скульптуры. Какой смысл вкладывали в это создатели статуи? У железного Будды из Топхиан–са руки подняты на высоту груди, при этом кисть правой руки обхватывает указательный палец левой. Такое положение рук называют bodhi–s±ri mudrВ. В противоположность обычному положению рук, когда каждая из них покоится отдельно от другой, в этом поло-жении руки сливаются в единое целое. Это обозначало, что подобно тому как две руки становятся одной, так же стано-вятся единым целым Будда и всё живое, прозрение и зачар-ованность. Будду с таким положением рук называют Будда Вайрокана, он символизирует истину, солнце, свет и сияние благодати, исходящее от Будды. Статуи Будды Вайроканы впервые появились в середине VIII века и были весьма популярны в последующем IX веке. В настоящий момент известно примерно 50 статуй Будды Вайроканы, железная статуя из Топхиан–са — одна из них. Причиной популярности статуй Будды Вайроканы в этот исторический период можно считать расцвет дзен–буддизма. Эта школа буддизма стала очень модной в Корее в середине IX века благодаря влиянию буддийских монахов, обучавшихся в Китае. В то время статуям Будды Вайроканы в качестве главного изображения Будды начали поклоняться в буддий-ских храмах школы дзэн и школы Аватамска–сутры, и вскоре именно этот тип буддийских изваяний стал преобладать в буддийской скульптуре того исторического периода. В–четвёртых, отчего облик железного Будды так отличается от облика каменного Будды из пещеры Соккур– ам, созданного в период Объединённая Силла? Нет сом-нений, что железный Будда из Топхиан–са мало похож на созданного столетием раньше каменного Будду из Соккур– ама. Особенно бросаются в глаза вытянутое лицо, причёска, напоминающая спиралевидную ракушку и нечёткая «ушни-ша» (санскр. us.n.іs.a, пали unhіsa; выпуклость в виде шишки на макушке головы; обязательная иконографическая особен-ность изображений Будды). Ещё одной особенностью желез-ного Будды являются ступенчатые складки, расположенные через определённые промежутки на одеянии, покрывающем оба плеча. Некоторые специалисты считают, что эти складки неестественны и вызывают ощущение, что всё тело Будды спелёнато, поэтому по сравнению с реалистичной скульп-турой Будды из пещерного храма Соккур–ам, железный Будда из Топхиан–са представляет собой слишком поверх-ностное произведение. Однако, что касается выражения лица железного Будды, то оно определённо заслуживает внима-ния, поскольку, в отличие от исполненного самоуверенности и реалистично выполненного лица каменного Будды, выглядит спокойным и умиротворённым, являясь вопло-щением новой эстетики. Фактически, таким образом, благодаря усилиям простых верующих из корейской провинции, был осуществлён переход от образа Будды властного, отличающего статуи предыдущего периода, к образу реального и умиротворённого Будды.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |