КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение вопроса
«Вопрос – специально разработанное социологом вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения (в виде ответов-суждений) информации, необходимой для решения исследовательской задачи». «Вопрос – это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопрошающего мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа.... Вопрос всегда сопровождается директивой по поводу того, где и как должна быть записана реакция (ответ) респондента». Классификация вопросов: 1.Соотношение с целью Программный. Цель исследования достигается через поиск ответов на серию программных вопросов. Фактически гипотезы – это возможные ответы на программные вопросы (Каков уровень политической активности жителей России?) Анкетный. Анкетный вопрос – вопрос, задаваемый в респонденту, результат операционализации сложных понятий, составляющих программные вопросы (Принимал ли Вы участие в акциях, митингах в течение последних трех лет или нет?) 2. По наличию вариантов ответа Закрытый. Вопрос предполагает наличие списка возможных вариантов ответов, заранее подготовленных исследователем, с которыми респондент может согласиться или нет, но не может дополнить какими-то своими вариантами (Как бы вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?.Хорошее.Среднее.Плохое) Полузакрытый. Вопрос предполагает список возможных вариантов ответа, однако, респондент имеет возможность его дополнить и если подходящий вариант отсутствует, дописать необходимый ответ в графу «другое» (Как бы вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?.Хорошее.Плохое.Другое (запишите, что именно) _______.Затрудняюсь ответить) Открытый. Вопрос задается без вариантов ответа. Подвидом открытых вопросов являются вопросы, открытые для респондента, но закрытые для интервьюера, т.е. варианты ответа не зачитываются респонденту, и интервьюер отмечает подходящий код, не записывая текст прозвучавшего ответа (Сколько денег нужно сейчас вашей семье в расчете на одного человека в месяц, чтобы жить, по вашим представлениям, нормально?) 3. По содержанию вопроса Фактографический. Вопрос о произошедшем событии, факте, который известен респонденту (Укажите, пожалуйста, Ваш возраст (число полных лет): _______) Информационный. Вопрос, направленный на выявление уровня информированности респондента по определенной теме, проблеме и т.п. (Скажите, пожалуйста, когда состояться ближайшие выборы депутатов Государственной Думы?) Аттитьюдный. Вопрос на выявление мнений, установок, убеждений по поводу какой-либо проблемы, объекта, направлены на определение оценки явления респондентом (Какие профессии, на Ваш взгляд, наиболее престижны в российском обществе в настоящее время?) Поведенческий. Вопрос об особенностях поведения, действиях респондента, его деятельности (Вспомните, пожалуйста, случалось ли Вам за последний месяц сходить в кино?) 4. По функции Основной. Касается ключевых тем, рассматриваемых в ходе исследования (Что Вы больше всего цените в жизни?) Специальный. Предназначен не для получения содержательной информации, а для адаптации респондентов к условиям исследования, процедуре выработки ответов а) контрольный. Позволяет уточнить согласованность ответов респондента по одной и той же ключевой теме, проверяет насколько связанной и логичной является позиция респондента, отсутствуют ли логические противоречия в ответах (Хотели бы Вы перейти на другую работы? - контрольный к вопросу об уровне удовлетворенности работой) б) фильтр. Позволяет определить более узкую группу респондентов, для которых предназначены специальные вопросы, например, вопросы только для безработных, только для имеющих детей и т.п. Исключают из опроса некомпетентных респондентов: если человек не знает о каком-либо событии, факте, то вряд ли стоит спрашивать оценивает он это событие положительно или отрицательно (Скажите, пожалуйста, состоите ли Вы в какой-либо партии, движении или нет? - следующие вопросы об организации предназначены только для тех, кто в них участвует) в) ловушка. Вопрос позволяет выявить неискренних в некоторых ответах респондентов, определять и контролировать уровень социальной желательности в ответах (Отметьте, пожалуйста, о каких из нижеперечисленных партий Вы слышали, знаете? - в списке присутствует несуществующая организация) г) буферный. Вопрос помогает переходить к другой теме, отвлекать внимание при однотипных вопросах или перед задаванием контрольного вопроса и т.п. (Мы поговорили немного о политических партиях, общественных организациях, а теперь давайте обсудим как Вы чаще всего проводите свободное время. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, где 1 – очень часто, а 5 – очень редко, как часто Вы... общаетесь с друзьями? И т.п.) 5. По уровню опасения Нейтральный. Вопрос, не вызывающие опасения у респондента, не затрагивающий социально неодобряемое поведение (Как Вы считаете, какие проблемы молодежи должны решаться в первую очередь?) Сензитивный. Вопрос, вызывающий сложности, стеснение при ответе, касается установок, поведения респондентов в социально не одобряемой сфере или связанный с интимными темами. Респонденты могут опасаться, что ответ на подобный вопрос может быть использован против них (Приходилось ли Вам когда-нибудь пробовать марихуану?) 6. По числу вариантов ответа Дихотомический. Вопрос предполагающий выбор только одного варианта ответа из двух возможных (Вспомните, пожалуйста, Вы принимали участие в выборах Президента РФ в 2000 году или нет? Возможен один вариант ответа: да или нет.) Альтернативный. Вопрос предполагает выбор только одного варианта ответа из списка возможных (Какие изменения произошли за последние два года в материальном положении Вашей семьи? Возможен один вариант ответа: намного лучше, несколько лучше, несколько хуже, намного хуже, особых изменений не произошло) С множественным выбором. Вопрос подразумевает возможность выбора нескольких вариантов ответа, разных не альтернативных позиций, т.е. согласие (выбор) одной позиции в списке не исключает возможность поддержки и других вариантов (Какие из современных проблем нашей страны Вас беспокоят больше всего? Возможно несколько вариантов ответа: безработица в стране, платное образование, рост преступности, загрязнение окружающей среды, расслоение общества на богатых и бедных, плохое состояние экономики, обнищание населения, платная медицина, неопределенность ситуации и т.п.) 7. По соотношению явной и скрытой цели Прямой. Смысл вопроса трактуется одинаково и исследователем, и респондентом, т.е. вопросы направлены на выяснение позиции, мнения, факта, о которых напрямую заявлено в тексте вопроса (Скажите, пожалуйста, лично Вы поддержали бы выступления протеста с таким требованием как отставка Правительства или нет?) Косвенный. Вопрос по-разному воспринимается исследователем и респондентом, т.е. исследователь извлекает из ответа информацию о респонденте, которую вопрос напрямую не запрашивал (Как вы думаете, насколько возможны сейчас в Вашем городе/сельском районе массовые выступления населения против падения уровня жизни, в защиту своих прав?) 8. Классификация вопросов: по адресату вопроса Личный. Вопрос апеллирует к высказыванию собственной (личной) позиции респондента по какому-либо поводу (Оцените, пожалуйста, в какой степени Вы интересуетесь ходом избирательной кампании по подготовке выборов в Государственную Думу?) Безличный. Вопрос запрашивает оценку респондентом позиции «других», «большинства» и т.п., однако, исследователь понимает ответы как мнение самого респондента, т.е. респондент как правило дает ответ, который наиболее выражает его позицию (Насколько большинство людей, по Вашему мнению, интересуются избирательной кампанией по подготовке выборов в Государственную Думу?) 9. По формату ситуации Реальный. Вопрос предполагает анализ реальной ситуации, в которой был или находиться респондент (В течение прошедшего года Вы пользовались услугами страхования или нет? Проективный. Вопрос предлагает возможную ситуацию и рассматривает возможное, проективное поведение респондента в ней, возможные мнения, установки (Если бы у Вас попросили совета о том, за кого из кандидатов в Президенты РФ проголосовать, то что бы Вы посоветовали?) 10. По способу предъявления Вербальный. Вопрос имеет словесную формулировку, без использования каких-либо визуальных пособий, т.е. респондент воспринимает вопрос и возможные варианты ответа «на слух» (Если говорить в целом, то, по Вашей собственной оценке, какой место Вы занимаете в обществе: высокое, среднее или низкое?) Графический. Суть вопроса состоит в использовании при ответе графических визуальных материалов, рисунков, карточек и т.п. (В нашем обществе есть люди, занимающие высокое общественное положение, и есть люди, занимающие низкое общественное положение. Какое место, по Вашему мнению, Вы занимаете на этой шкале в настоящее время?) 14. Основные принципы и виды пилотажного исследования. Методики проведения. Оценка результатов пилотажа. Основной целью пилотажа является не сбор данных, а проверка процедур сбора информации и вопросника, состоит в оценке вопросов и процедур сбора информации, идентификации того, что затрудняет интервьюеру работу или респонденту ответы т.е. функция пилотажного исследования методическая, а не содержательная. Виды пилотажа: · Комплексный. (в англоязычной традиции pilot test/study/work) Онвключает в себя проверку всех элементов исследования, по сути, оно отличается от итогового исследования только меньшими масштабами. · Дифференцированный. (pretest) Он предполагает тестирование отдельных методик, фрагментов исследовательского проекта, например: • процедуры построения выборки; • инструментария (анкеты); •схемы обработки данных; •принципов подготовки отчета по результатам исследования. Комплексный пилотаж предполагает: •тестирование методов сбора информации; •методику построения и реализацию выборки; •апробирование вопросника; •проверку возможности влияния пола, возраста и стиля интервьюера; •пилотаж инструкций, писем, обращений; •проверку схемы обработки данных; •тестирование структуры шаблона отчета по исследованию и достаточность собранных данных для ответа на задачи исследования Комплексный пилотаж довольно затрачен поэтому пользуются дифференцированным, в частности пилотажем анкеты Пилотаж: · Теоретический · Эмпирический
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |