КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заключительные вопросы: пример
Структура гайда фокус-группы •Вступление: –приветствие модератора –пояснения о теме дискуссии, длительности беседы –объяснение правил фокус-группы –назначение записывающего оборудования –гарантии конфиденциальности информации –представление участников по именам •Начало беседы - «разогревочная дискуссия», вводные вопросы для формирования доверительной, спокойной обстановки, вовлечения в беседу всех участников •Основные вопросы, темы: –обозначение темы –зондирование ответов •Заключительный этап -подведение итогов дискуссии, высказывание комментариев, неназванных важных аспектов обсуждаемой темы исследования) •Есть ли еще что-то важное, чего мы не касались? •Если бы Вас попросили дать совет создателям рекламы яблок, то что бы Вы порекомендовали? •Хотелось бы Вам что-либо добавить, к тому, что мы уже обсуждали?
18. Требования к модератору. Ошибки модератора-деструктивные типы модераторов. Модератор – это исследователь, который ведет работу фокус-группы, управляет ходом дискуссии в соответствии с подготовленным гайдом. Модератор задает вопросы, уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников и притормаживает наиболее говорливых.
Требования к модератору: Способность эффективно вести групповой процесс, так чтобы участники не просто отвечали на вопросы модератора, а реагировали друг на друга; Умение задавать вопросы и фокусировать внимание группы на определенной теме; Способность быстро и правильно менять направление беседы; Способность сохранять объективность, нейтральное восприятие ответов участников; Умение понимать невербальные реакции участников и использовать их для облегчения дискуссии, понимания действительных чувств по поводу темы дискуссии; Способность четко выражать собственные мысли, говорить понятно для всех частников группы, уметь общаться с разными типами респондентов.
Основные задачи модератора: Управление групповой динамикой и борьба с доминантными участниками в группе; «Энергетическая подпитка» группы, когда все устали или стало скучно; «Снятие шелухи» – выявление глубинных мотивов, установок участников относительно обсуждаемого предмета.
Деструктивные типы модераторов (ошибки модераторов): Растерянный, запутавшийся модератор – теряется в ходе дискуссии, забывает о чем нужно спросить, путается в бумагах, боится группы, не может сориентироваться и поддерживать дискуссию, задавать нужные вопросы, запоминать смысл ответов. Авторитарный модератор – задает вопросы в стиле «строгий учитель», слишком строго определяет порядок происходящего на группе, требует жесткой дисциплины, давит на группу. Попустительствующий модератор – слишком мало контролирует группу, позволяет участникам отклоняться от темы, не вмешивается и не прерывает уход от предмета обсуждения, распад дискуссии на отдельные диалоги Педантичный модератор, зануда – слишком точно, формально следует гайду, слишком подробно «копает» уже ясные вопросы, ведет разговор в нудной, тоскливой манере. Слишком активный модератор – принимает слишком активное участие в разговоре, больше говорит, чем слушает. Модератор, влияющий на ход дискуссии, миссионер – пытается убедить участников группы, навязать свое мнение, подробно рассказывает какова его собственная позиция в обсуждаемом вопросе. Модератор данного деструктивного стиля может даже не осознавать свое бессознательное «наведение» респондентов на определенное мнение. Модератор-весельчак – слишком увлекается шутками для поддержания общения, забывая о предмете обсуждения фокус-группы. Любопытствующий модератор – проявляет чрезмерное любопытство к индивидуальным особенностям респондентов, задавая вопросы о характеристиках, мало значимых в рамках предмета обсуждения. 19. Основные деструктивные типы участников фокус-групп. Приемы нейтрализации деструктивных типов респондентов.
1. Антагонисты – возражают на все высказываемые мнения, пытаются опровергать любую позицию. Способ работы: подчеркивание допустимости разных мнений, просьба привести аргументы «за» и «против» (желательно, письменные) в пользу каждой из позиций, как собственной, так и опровергаемой.
2. Эксперты – пытаются навязать свое мнение, проявить информированность, подавляют других своими знаниями. Опасность состоит в том, что остальные участники склонны присоединится к доминирующему мнению и степень их вовлеченности в дискуссию снижается. Способ работы: привлекать к обсуждению темы после того как высказались остальные участники, выдавать индивидуальное письменное задание, как «особому эксперты» на подробное изложение собственного видения проблемы.
3. Доминаторы – также пытаются навязать свою позицию, однако, в отличие от эксперта, не всегда являются действительно информированными о предмете беседы и не столько информируют группу о чем-то (как эксперт), сколько стараются навязать свое мнение. Способ работы: снижение интенсивности визуального контакта, желательно разместить такого респондента рядом с модератором, повторить, что важно мнение каждого и не обязательно прийти к какой-то единой позиции по вопросу, прерывать в случае попытки надавить на других участников группы.
4. Болтуны – респонденты слишком много говорят, отвечают на все реплики, отвлекаются от предмета разговора, слишком долго подходят к теме беседы. Способ работы: снижение интенсивности визуального контакта, письменные задания, прерывания, призывы говорить только по обсуждаемой теме; иногда полезно дать «болтуну» говорить до тех пор, пока он не поймет что что-то здесь не то и почему-то все вокруг скучают. 5. Уточнители – отказываются выдавать любые обобщения, пытаются уйти от ответа, скрываясь за высказываниями «смотря в какой ситуации», «об этом нельзя говорить в целом». Способ работы: моделирование конкретных ситуаций, обыденного поведения, призыв «вспомните, как это было в последний раз, на прошлой неделе и т.п.».
6. Молчуны – немногословные и тихо говорящие люди, не участвующие активно в дискуссии и не аргументирующие высказываемые мнения. Стесняются высказывать свое мнение, отвечают только на вопросы, напрямую обращенные к ним. Способ работы: увеличение интенсивности визуального контакта, пространственное размещение напротив модератора, поддержка высказываемого мнения, прямое обращение к такому респонденту: «А вы как считаете?». Важно отслеживать и поддерживать невербальное несогласие: «Я вижу, что вы, кажется, не согласны с предыдущим оратором? Что вы думаете по этому поводу?». 7. Соглашатели – соглашаются с любыми высказываниями, уходят от ответа, мотивируя «все уже сказали, я согласен с предыдущими участниками». Способ работы: обращаться с просьбой пояснить своими словами с каким именно высказыванием согласен респондент, рассказать почему он так считает, каковы его мотивы.
20. Специфика метода наблюдения научных исследованиях. Достоинства и недостатки метода. Наблюдение – это: · Прямая регистрация событий очевидцем; · Метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (прослеживании) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке; · Фиксация актуальное поведение людей в момент совершения событий, наблюдается естественный ход событий, а не их ретроспективная интерпретация.
Отличия научного наблюдения от обыденного:
· Научное наблюдение подчинено ясно сформулированной цели и задачам, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, собираемая информация поддается контролю на обоснованность и устойчивость. · Активность -поиск и фиксация интересующего исследователя ракурса видения объекта · Целенаправленность -внимание должно фиксироваться только на интересующих явлениях · Планомерность и преднамеренность – следование определенному заранее плану или сценарию · Системность - ведение по определенной системе для многократного восприятия объекта в заданных режимах Наблюдать можно:
1) Общую характеристику социальной ситуации, сферы деятельности 2) Правила и нормы, регулирующие состояние объекта 3) Характеристики наблюдаемого объекта, обстановку, где происходит ситуация 4) Субъектов и участников социальных событий (количество, различные социально-демографические группы), их взаимоотношения (официальные и неофициальные), содержание речи, последовательность движений, эмоции и пр.; 5) Цели деятельности и социальные интересы, общие и групповые интересы, официальные и неформальные, согласованность или конфликт интересов; 6) Структуру деятельности: что делают участники, каковы стимулы, средства; 7) Регулярность и частоту определенных действий.
Достоинства метода: · Возможность наблюдать события в настоящем времени, наблюдать естественную ситуацию; · Непосредственное получение информации исследователем от объекта изучения; · Наблюдение, в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию – возможность изучения людей вне зависимости от их желания, умения давать информацию, не зависит от языковых барьеров; · Возможность оперативного получения информации.
Недостатки метода (объективные):
• Ограниченность, принципиальный частный, локальный характер каждой наблюдаемой ситуации; • Сложность, принципиальная невозможность повторения наблюдаемой ситуации; • Высокая трудоемкость метода – необходимо много людей высокой квалификации; • Не все ситуации поддаются наблюдению; • Факт проведения наблюдения влияет на ситуацию, меняя поведение наблюдаемых; • Сложно обеспечить репрезентативность.
Недостатки метода (субъективные): · Автоморфизм – субъективность восприятия, склонность истолковывать поведение и действия других людей через призму собственного «я»; · На качество информации может влиять отличие социального положения наблюдателя и наблюдаемых; · Изменение объекта под влиянием ожиданий, предубежденности наблюдателя; · Трудности интерпретации, обусловленные неоднозначной связью между мотивами и формами поведения;
21. Основные виды наблюдения и их параметры. По степени осведомленности наблюдаемых: · Открытое - Наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют · Скрытое - Наблюдаемые не знают о наблюдателе, его целях
По степени стандартизации процедуры наблюдения:
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |