КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные теории мотивации. Мотиваиионно-гигиеническая теория Ф
Мотиваиионно-гигиеническая теория Ф. ГерЦберга Фредерик Герцберг выделил две группы факторов, влияющих на мотивацию труда: «гигиенические» и «мотивирующие». К первым (их еще называют факторами здоровья, поддерживающими и внешними факторами) Герцберг отнес те, что связаны с внешними условиями трудового процесса. Ученый установил, что их наличие не ведет к удовлетворенности, хотя их отсутствие вызывает неудовлетворенность. К ним относятся: условия труда,з/п статус,режим работы,отношения с коллегами, качество контроля со стороны руководства. К «мотивирующим» (их еще называют «мотиваторами» и внутренними факторами) в теории Герцберга относятся те, что связаны с содержанием и характером работы. Их наличие ведет к удовлетворенности работой, а отсутствие не обязательно приводит к обратному результату. К ним относятся:достижения признание, ответственность продвижение по ступеням карьеры,работа сама по себе. «Гигиенические» факторы рассматриваются работником как «само собой разумеющееся» и ощущается лишь их отсутствие, что проявляется в неудовлетворенности. Однако эти факторы не мотивируют работников, а только предотвращают чувство неудовлетворенности. С другой стороны, отсутствие мотивирующих факторов не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду. Основная ее критика сводится к тому, что гигиенические и мотивирующие факторы могут быть разными у различных людей и что трудно провести границу между результатами воздействия этих двух групп факторов. Согласно им поведение человека определяют не только потребности, но и целый ряд поведенческих аспектов, связанных с конкретной ситуацией. Основное внимание эти теории уделяют тому, как человек распределяет трудовые усилия и выбирает ту или иную форму поведения. К ним относятся теория ожиданий В. Врума, теория справедливости (равенства) С. Адамса, модель Портера—Лоулера, теория постановки целей Э. Лока. Теория ожиданий В. Врума исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с ожиданиями возможных последствий, к кот. эти действия могут привести.Согласно данной теории мотивация определяется как взаимодействие трех факторов:* ожидания того, что затраченные усилия дадут желаемый результат (соотношения затраченных усилий и полученных результатов (3-Р);* ожидания того, что полученные результаты повлекут за собой ожидаемые вознаграждения (соотношения полученного результата и вознаграждения за этот результат (Р-В));* валентности, т. е. ожидаемой ценности вознаграждения. Формула мотивации в теории ожиданий выглядит следующим образом: Мотивация = 3-Р х Р-В х валентность. Роль теории ожиданий в практике управления определяется тем, что она обращает внимание на неоднозначность взаимосвязи между вознаграждением и его восприятием разными людьми, заставляя задуматься над уникальностью мотивационной структуры каждого человека. В то же время в реальной практике взаимосвязь тр. усилий работника и вознаграждения неоднозначна и отличается высокой степенью неопределенности. Теория справедливости (равенства) С. Адамса Адамс считает, что работник сравнивает отношение полученного им вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносит его с вознаграждением других работников, выполняющих такую же работу. Если проведенное сравнение не устраивает работника, он оценивает отношение к себе как предвзятое. Он ощущает неудовлетворенность, кот. может вылиться в целый ряд негативных для трудовой д-ти последствий (сокращение тр. усилий работника, конфликтные ситуации, уход работника в другое подразделение или фирму и т. п.). Теория справедливости подчеркивает, что свои усилия или вклад в трудовую д-ть работник может оценивать по ряду параметров(образование, трудовой стаж, квалификационный уровень)
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |