КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В соответствии с уровнем усвоения деятельности
Оценивание и учет результата тестирования
Метод 2. Для определения степени овладения деятельностью в результате обучения в качестве параметра используют уровень усвоения деятельности. Уровень усвоения позволяет однозначно разграничивать и оценивать деятельность студентов. Количественным эквивалентом уровня усвоения деятельности является коэффициент усвоения Кa=a/р, где a - количество правильно выполненных существенных операций; р – общее количество существенных операций, которое необходимо выполнить по контрольному заданию на определенном уровне усвоения [6]. При контроле усвоения знаний, умений и навыков операцией называют каждое из нерасчленимых действий, которое должен выполнить обучаемый в соответствии с заданием. Существенными называют операции, отражающие усвоение знаний, умений или навыков именно по тем учебным элементам, которые в данный момент являются объектами контроля. По коэффициенту усвоения судят о завершенности процесса обучения. Коэффициент усвоения поддается нормировке (0<= Кa<=1). На основании Кa может быть разработана любая шкала оценки знаний и умений студентов. Зависимость 12-балльной оценки знаний студентов от коэффициента усвоения для трех уровней усвоения приведена в табл. 2.7 [6, с. 64]. Таблица 2.7 12-балльная шкала оценки знаний для трех уровней усвоения
После тестирования студента по каждому уровню усвоения автоматически рассчитывается коэффициент усвоения во всех тестах i-го уровня: Кi=ai/рi и в соответствии с полученным значением по табл. 2.7 интерпретируется и учитывается результат тестирования. Взяв за основу классификацию уровней усвоения деятельности В.П. Беспалько, все тестовые задания в зависимости от уровня сложности можно было бы представить в виде четырех групп: легкие тестовые задания, тестовые задания средней сложности, сложные тестовые задания, тестовые задания повышенной сложности. Легкие тестовые задания. К этой группе можно отнести тестовые задания на опознание, различие, классификацию и тесты-задачи, в которых оценивается уровень знаний терминов, названий, понятий, определений, формулировок, обозначений, единиц измерения, числовых значений, формул, признаков, зависимостей, характеристик и т.п. В тестовые задания этой группы входят цель, ситуация и готовые действия по их решению [6]. От тестируемого требуется дать заключение о соответствии всех трех компонент в структуре тестового задания. Например, необходимо оценить уровень усвоения знания - единиц наименования физических величин, в частности, знание единиц наименования силы (цель). С итуацию можно записать в таком виде: «если масса выражена в граммах, ускорение – в см/м2», а готовые решения – «1) дина, 2) ньютон, 3) паскаль». В данном тестовом задании – три сопоставимых варианта ответа, в связи с этим в нем – три существенных операции. В общем случае количество существенных операций для этой группы определяется следующим образом: для ТЗ альтернативной формы – одна существенная операция; для ТЗ множественного выбора, заданий на соответствие и установление правильной последовательности – по количеству вариантов ответа (количество сравниваемых, соотносимых элементов) [13]. Суммарное количество существенных операций для теста, включающего в себя тестовые задания альтернативной формы, будет равно количеству правильных ответов, а для теста, включающего в себя такие формы тестовых заданий, как множественный выбор, соответствие и установление правильной последовательности, – сумме существенных операций по каждому тестовому заданию, на которое был дан правильный ответ. В табл. 2.8 приведен расчет суммарного количества существенных операций для теста, включающего в себя тестовые задания множественного выбора. Таблица 2.8 Пример расчета числа существенных операций
Зная величину коэффициента усвоения, можно определить отметку (балл) в 12-балльной системе. Из табл. 2.8 видно, что данному уровню усвоения соответствует отметка 1 балл в 12-ти балльной шкале. Пример легких заданий приведен в Приложении И. Задания средней сложности. К тестовым заданиям средней сложности относятся тестовые задания 2-го уровня усвоения деятельности (подстановки, конструктивные, тест-типовые задачи). В этих заданиях заданы цель и ситуация, а от тестируемого требуется по памяти воспроизвести ранее усвоенные знания и применить их в знакомой ситуации [6]. Сформируем тестовое задание на подстановку, в котором целью является оценка уровня сформированности умений применять предлоги «з» и «до» в предложениях (учебная дисциплина «Українське ділове мовлення»), ситуация: «відповідно __ постанови № 36 і згідно ___законом про працю виплатити разову допомогу 40 грн». Тестируемому необходимо на основе полученных ранее знаний подставить в предложении предлоги «з» или «до» (две подстановки), т.е. выполнить две существенные операции. В общем случае количество существенных операций в тестовых заданиях на подстановку равно количеству пропусков. В конструктивных тестах этой группы заданий тестируемому необходимо на основе ранее усвоенных знаний сконструировать ответ. Например, необходимо оценить уровень знания формулы закона Ома (цель), ситуация: «подставьте пропущенные обозначения для определения формулы закона Ома: ________.» В этом задании правильное написание каждого символа в формуле, показ действия считается существенной операцией (I= U/R): I (1-я операция), = (2-я операция), U (3-я операция), / (4-я операция), R (5-я операция). Пример тестовых заданий средней сложности приведен в Приложении И. В тест-задачах этой группы заданий необходимо решить типовую задачу. Задача содержит все необходимые данные для решения: известены алгоритм, правило, формула, по которым может быть получено решение. Например, определить величину тока в электрической цепи по закону Ома (цель), если сопротивление цепи равно 10 Ом, а напряжение – 110 В (ситуация). Для этого случая количество существенных операций определяется следующим образом: воспроизведение формулы (1-я операция), подстановка значения напряжения (2-я операция), подстановка значения сопротивления (3-я операция), деление числителя на знаменатель (4-я операция), получение результата (5-я операция). Пример расчета количества существенных операций для тест-задач этой группы приведен в Приложении И. Сложные задания. К данной группе заданий можно отнести тест-задачи, в которых необходимо решить нетиповую задачу. Такие тестовые задания соответствуют 3-му уровню усвоения деятельности. В таких заданиях известна цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута. От тестируемого требуется уточнить (дополнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения нетиповой задачи не по готовому алгоритму или правилу [6]. Расчет количества существенных операций для этих задач проблематичен, так как неизвестен алгоритм решения задачи. К правильному решению можно прийти с помощью разных алгоритмов. Задания повышенной сложности. К этой группе заданий относятся задания, соответствующие 4-му уровню усвоения. В этих заданиях известна только цель, а поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к цели [6]. Тестируемый создает новые правила действия и получает субъективно новую информацию. Расчет количества существенных операций для тестовых заданий этой группы также проблематичен. Приведем примеры тестовых заданий, которые, по-нашему мнению, соответствуют 3-му и 4-му уровням усвоения. Пример тест-задачи (4-й уровень): «Тендер паровоза необходимо заполнить водой из канавы, расположенной между рельсами, не останавливая поезда, на какую максимальную высоту можно заполнить тендер при движении поезда со скоростью 10 м в секунду». В этом задании известна цель. Каким образом достигнуть цели, неизвестно. Пример тест-задачи (3-й уровень): «Тендер паровоза необходимо заполнить водой из канавы, расположенной между рельсами, с помощью изогнутой трубки (ситуация), не останавливая поезда, на какую максимальную высоту можно заполнить тендер (цель) при движении поезда со скоростью 10 м в секунду». В этом задании известна цель, но не ясна ситуация – как можно с помощью изогнутой трубки поднять воду в тендер. Тестируемый должен применить ранее усвоенные действия и знания для решения этой нетиповой задачи. Пример компьютерного формата тестового задания и эталон приведены в Приложении И. Анализ этих примеров позволяет выделить, по крайней мере, две сложные проблемы: высокую трудоемкость разработки заданий, соответствующих 3-му и 4-му уровням усвоения, и сложность подсчета количества существенных операций, необходимых для оценки уровня усвоения деятельности тестируемого. Для решения проблемы оценки уровня деятельности тестируемого можно было бы руководствоваться следующими соображениями: если студент выполнил тест-задачу, соответствующую 3-му уровню сложности, ему ставится отметка в 10-, 11-, 12-балльной шкале, если он выполнил тест-задачу, соответствующую 4-му уровню сложности, ему ставится отметка 12. Заметим, что, только усвоив деятельность предыдущих уровней, студент может выполнять деятельность последующих уровней, т.е. выполнив задания 1-го, 2-го уровней, студент может приступать к выполнению заданий 3-го и 4-го уровней. В общем случае преподаватель - специалист в определенной области знаний – сам может подобрать и распределить тестовые задания по уровням сложности с учетом рекомендаций, приведенных в этом пособии. Так, например, В.Т. Фесенко предлагает следующую классификацию геометрических тест-задач в соответствии с уровнем их сложности [16, с. 122]. К первому классу относятся геометрические задачи, в которых геометрическая фигура определяется по условию данными однозначно. Требуется определить один из ее геометрических размеров (длину, угол, площадь или объем). При решении таких задач выбирается или формула, позволяющая определить требуемую величину, или геометрический элемент для определения интересующего нас геометрического размера. Используя затем данные по условию задачи, определяют геометрические параметры, входящие в выбранную формулу, или размеры выбранного геометрического элемента.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 2099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |