Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная ориентация и адаптация




 

Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности. Работа по профессиональной ориентации имеет своей целью оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы, с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а так же с учетом складывающейся комментуры на рынке труда.

 

Основными формами проф-ориентационной работы является:

  1. профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде;
  2. профессиональное информирование;
  3. профессиональное консультирование.

 

Профессиональное просвещение – это начальная, профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам разлиной профессиональной деятельности.

 

Профессиональное информаирование- это система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу, ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда. Перспективами развития видов деятельности, с характером по оновным профессиям и специальностям, проф учебными заведениями и цнтрами подготовки персонала.

 

Профессиональное консультирование – это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией челвека, с цель выявления состояния его здоровья, направленности и структуры его способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направления переобучения.

 

Адаптация персонала.

Взаимное приспособление работника и организации. Основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономечские условия труда.

 

Выделяют два направления адаптации:

  1. первичная – приспособление молодых сотрудников, не имующих опыта проф деятельности.
  2. вторичная – приспособление сотрудников имеющих опыт проф деятельности и как правило меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль.

 

Приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

 

Социально психологическая – приспособление к относительно новому социуму нормам поведения и взаиомотношениям в новом коллективе.

Профессиональная - Постепенная дороботка способностей, проф навыков навыков сотрудничества.

 

Организационная – усвоение роли и оргнаизационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре а так же понимания особенностнй организационного и экономического механизма управления организацией.

 

Каждый вид адаптации имеет свои особенности.

Психофизиологическая адаптация – особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека. Его естественных реакций и характеристики самих этих условий. тем не менее большинство несчастных случаев происходит как правило в первые дни работы именно из-за отсутствия этого вида адаптации.

 

Социально психологическая адаптация может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения своих теоретических знаний.

 

В ходе профессиональной адаптации необходимо после выяснения опыта знаний и характера новичка выбрать наиболее приемлемую форму подготовки, например направить на курсы или прикрепить к нему опытного наставника.

 

Помимо адаптации человека к работе имеет место и адаптация работы к человеку. Требования к месту труда. Распределение трудовых функций и заданий исходя из личных особенностей и способностей работников. Большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются не справится с новой должностью, показать свою некомпетентность. Задания ему должны быть нормальными, чтобы справился.

В период адаптации сотрудник должен усвоить следующее правило:

1. ознакомится с новой обстановкой

2. не проявлять оригинальность, инициативу, самостоятельность, для того чтобы не привлекать к себе чрезмерное внимание

3. новому сотруднику важно на первых парах спокойно оглядеться, понять расстановку сил, определить неформальные связи в коллективе. Его психологический климат, личные цели коллег и руководителя,

4. не участвовать в конфликтах

5. найти себе наставника

6. четко соблюдать субординацию

7. выбрать правильный тон и форму общения с окружающими

8. выполнять работу квалифицированно и своевременно

9. как можно больше спрашивать и уточнять

 

Умения и знкпйкгфрэшаитэфшеуо ш

Знания меняются и технологий и оборудования и самой продукции.

В связи с чем развитие и обучение персонала должно быть непрерывным.

 

Обучение, связанное с работйо понимается как любая деятельность сознательно проводимая для улучшения способностей персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время или для развития потенциала сотрудников необходимого для выполнения работы в будущем. Профессиональным обучением охватывается либо вновь принятые сотрудники, либо работающие у которых должны появится новые обязанности. Основные направления проф обучения и повышения квалификации персонала:

  1. первичное обучение в соответсвии с задачи организации и спецификой работы
  2. обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и личными качествами и знаниями работника
  3. обучение для повышения общей квалификации
  4. обучение для работы по новым направлениям для развития организации
  5. обучение для освоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций.

 

Для организации систематического обучения используется так называемая циклическая модель обучения, которая включает в себя:

  1. определение потребности персонала в обучении;
  2. выделение и распределение ресурсов на обучение;
  3. составление плана обучения;
  4. составление учебной программы;
  5. реализация учебной программы;
  6. оценка процесса обучения;
  7. определение дальнейших потребностей персонала в обучении.

 

Обучение может осуществляться как на рабочем месте, так и вне его. Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки. Обучение на рабочем месте – преимущества:

  1. содержание курса и время и проведения может быть приспособлено к потребностям организации
  2. имеющееся оборудование может быть использовано;

Недостатки:

  1. участники курсов буду общаться в этом случае с работниками своей же организации;
  2. участники курсов могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением со стороны руководства.
  3. участники курсов могут не охотно обсуждать некоторые вопросы открыто в среде своих коллег или в присутствии руководителя.

 

Обучение вне рабочего места

Достоинства:

  1. участники курсов могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций;
  2. может быть использована дорогостоящая и уникальное учебное оборудование, которого нет в организации;
  3. может быть более экономически выгодным, если имеется небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении.

Недостатки:

  1. обучение может не соответствовать потребностям организации;
  2. доступность и частота обучения обычно устанавливаются внешней обучающей организацией;
  3. если участники были отозваны с курсов, оплата им обучающей организации может быть и не возвращена.

 

Методы обучения

 

Обучение на рабочем месте:

  1. копирование – прикрепление работника к специалисту и учится, копируя его действия;
  2. занятия руководителя со своим персоналом в ходе ежедневной работы; наставнический
  3. делегирование – передача сотрудникам четко очерченной области задач, с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов;
  4. ротация – перевод сотрудника на другую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта, после чего работник возвращается на прежнее место;
  5. использование учебных методик и инструкций.

 

Обучение вне рабочего места:

  1. лекции и семинары;
  2. деловые игры;
  3. учебные ситуации – реальная или выдуманная управленческая ситуация с вопросами для анализа, при этом устраняются жесткие рамки времени;
  4. моделирование – вопрсоизвндение реальных условий работы с использованием тренажеров, макетов;
  5. тренинг сензитивности

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.