Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль предприятия в регуляции ситуации на рынке труда




Внутренний рынок труда предприятия тесно связан с внешним по отношению к нему – с территориальным рынком труда. Предприятие выступает на территориальном рынке труда в двух ролях. Во-первых, как покупатель рабочей силы, поскольку предприятие, располагая рабочими местами, определяет спрос на рабочую силу. К тому же на предприятии, где осуществляется процесс непосредственного потребления рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспечения соответствия цены рабочей силы и стоимости расходам на ее воссоздание. Во-вторых, предприятие выступает как поставщик на территориальный рынок труда лишней рабочей силы или рабочей силы, не соответствующей по своим качественным характеристикам требованиям производства.

Вполне естественно, что управленческие решения, направленные на удовлетворение текущей и перспективной потребности в рабочей силе, должны ввязываться с возможностями предложения рабочей силы в регионе.

Поскольку занятость персонала, условия его найма на работу, возможности профессионального и должностного продвижения во многом определяются конъюнктурой, что изменяется, на товарном рынке, предприятиям необходимо проводить маркетинговые исследования на рынке товаров и услуг. От этого зависит качество прогноза относительно спроса на продукцию, а следовательно, ее производства и потребности в рабочей силе.

Кроме того, необходимо учитывать ситуацию на внешнем рынке труда. Увеличение спроса на работников той или другой профессиональной или квалификационной группы вынуждает работодателей делать усилие по запрещении оттока из предприятия работников, что отважились пойти на этот шаг через возможность получить в другом месте большее вознаграждение за свой труд или дополнительные льготы и услуги.

Наличие на рынке труда избытка рабочей силы по той или другой профессии создает условия для усиления требований со стороны работодателей к нанятой рабочей силе относительно качества продукции, производительности труда и трудовой дисциплины, уровня профессиональной компетенции и других качеств, принятия решений об освобождении одних и найме на их место других работников.

Реакция работодателей на рыночную ситуацию отражается и на уровне оплаты труда, вызывая порой существенные изменения в дифференциации уровня заработной платы по профессиям и категориям персонала. Рыночный уровень заработной платы складывается под воздействием интересов работодателя (спрос) и работника (предложение труда).

Трудообеспеченность предприятия рабочей силой во многом зависит от демографической ситуации, половозрастной структуры населения и численности трудовых ресурсов, системы подготовки кадров и других условий в значительной степени регионального характера.

Внутренний рынок труда на предприятии более управляем, он не склонен к спонтанным колебаниям, какие характерные для территориального. Регуляция соотношения спроса и предложения рабочей силы здесь осуществляется чаще всего целеустремленно, а совсем не с помощью свободной конкуренции. Управлению поддаются как спрос, так и предложение труда со стороны собственной рабочей силы. На расширение предложения оказывают влияние такие действия администрации, как:

* заполнение вакантных рабочих мест путем перемещения собственных работников;

* поощрение освоения работниками других профессий;

* учет личных интересов работников, поощрения администрацией, конечно в разумных пределах, внутризаводской текучести (изменение рабочих мест и структурных подразделений предприятия по инициативе самих работников).

На предприятии может быть задействован плановый механизм движения кадров. Например, старшие по должности вакансии могут заполняться собственными работниками путем должностного продвижения в порядке планирования карьеры.

Поскольку подбор соответствующей рабочей силы осуществляется относительно структуры рабочих мест, что складывается, предприятие вынуждено следить прежде всего за изменением спроса на нее со стороны собственных структурных подразделений (цехов, отделов) в связи с изменением объема производства или в связи с реорганизацией структуры управления предприятием, изменением ассортимента продукции, что выпускается, внедрениям новой техники и технологии, организации производства и труду.

Особенно сильно меняется конъюнктура спроса на собственную рабочую силу предприятия в условиях больших превращений, когда одно производство закрывается, а вместо него начинает развиваться другое, или при реализации трудосберегающей политики, когда преимущество отдается фактическому или же относительному высвобождению рабочей силы и когда благодаря росту производительности труда выпуск продукции увеличивается при той же численности (или при сокращении численности объем продукции не меняется).

Как средства, используемые для регуляции факторов, которые влияют на спрос и предложение, выступают правила, разработанные администрацией относительно системы оплаты труда, подготовки кадров, степени ориентированности ее на особенности рабочих мест, свои правила продвижения и квалификационного роста. Кроме того, на предприятиях действуют свои обычаи, неписаные нормы трудовых отношений, своя трудовая мораль. Оказывает влияние и стиль управления, который варьирует от жесткого административно-командного к высокодемократическому, особенно в части подбора кадров руководителей. Поэтому при появлении вакантного рабочего места варианты его заполнения могут колебаться в широком диапазоне: от прямого назначения руководителем того, кого он посчитает нужным, к объявлению открытого конкурса для всех любителей занять данное рабочее место с последующим отбором лучшего.

Переливы собственной рабочей силы из одного подраздела в другое часто связаны не только с собственной инициативой работников, но и с состязательностью руководителей разных подразделов за квалифицированную рабочую силу. Естественно, этот процесс должен контролироваться со стороны руководства предприятия наивысшего ранга.

Большое значение имеет пространственное расположение рынка рабочей силы. Необходимая рабочая сила может проживать очень вдалеке от предприятия. В условиях слабой мобильности рабочей силы через трудность изменения жилья, наличие транспортных проблем вряд ли можно рассчитывать на успеваемость привлечения ее на работу. При относительно компактном ее обитании положения можно поправить, организуя доставку таких работников транспортом фирмы (предприятия).

Таким образом, решение проблемы занятости населения в регионе в значительной степени зависит от предприятий (организаций, фирм), поскольку именно здесь формируется спрос на рабочую силу и происходит создание новых рабочих мест.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.